Сопряжённые действия: стойки, передвижения и дыхание
Дыхание в каратэ В каратэдо без правильно скоординированного дыхания невозможно ни одно эффективное действие. Если лишить дыхательный процесс нормального постоянного ритма, то в лёгких сразу ощущается невыносимое жжение, прерывистое дыхание начинает вызывать скачкообразные движения грудной клетки, которые делают невозможным всякое усилие и правильное сокращение. Однако, если скоординировать свои движения, с определёнными фазами дыхания это сэкономит силы, позволит намного собранней и интенсивнее вести бой. Если внимательно рассмотреть физиологию дыхания, то мы увидим, что фаза выдоха способствует хорошему, скоординированному сжатию мышц, поэтому именно на этой фазе легче проводить технические действия. Вдох же, облегчает тело, расслабляет мышцы, делает человека рассредоточенным. Именно в этот момент боец каратэ, должен быть готовым и не ослаблять своего внимания, т.к., противнику представляется возможность застать защищающегося врасплох. Поэтому в каратэдо дыхание подсознательно контролируется и должно быть тонким и незаметным, естественным и равномерным. Выполняя, какую либо комбинацию необходимо стремиться к равномерному ритмичному дыханию с естественными паузами, без чрезмерных задержек, иначе это приведёт к беспорядочному дыханию. Вдыхать и выдыхать воздух нужно через нос. Вдох должен быть коротким перед движением, а выдох разбивается на кол-во движений, как правило не более чем на 3-4 части. Пользоваться выдохом через рот необходимо в случае сильной усталости. Выдыхая воздух через рот, губы держат слегка приоткрытыми, образуя узкую щель. |
Основные дыхательные приёмы: 1. НИЖНЕЕ ДЫХАНИЕ |
Назначение: основной тип дыхания в боевых искусствах. Дыхание животом позволяет лучше контролировать мышцы живота. Отжимая дыхательные процессы в нижнюю часть тела, увеличиваются устойчивость и мощность боевых приёмов. Это можно назвать основным типом дыхания для мужчин в повседневной жизни. Движение диафрагмы при таком дыхании вверх вниз выполняет массируюшую функцию органов и тем самым улучшает их кровоснабжение. Основа техники: вдох через нос, во время вдоха плечи и грудь остаются в покое, живот выпячивается вперёд, диафрагма опускается вниз, помогая наполнить нижние отделы лёгких воздухом или через открытый рот, во время выдоха живот втягивается. |
2. СРЕДНЕЕ ДЫХАНИЕ |
Назначение: промежуточный тип дыхания в боевых искусствах. Основной тип дыхания для женщин в повседневной жизни. Используется в восстановительных целях и тренировочных упражнениях для освоения объединенного дыхания. Основа техники: вдох через нос. Во время вдоха живот и плечи остаются неподвижными, а грудная клетка расширяется, ребра несколько разворачиваются, воздух заполняет в основном средние сегменты лёгких. Выдох через нос или открытый рот, грудная клетка сжимается. 3. ВЕРХНЕЕ ДЫХАНИЕ |
Назначение: промежуточный тип дыхания в боевых искусствах. Используется в восстановительных целях и тренировочных упражнениях для освоения объединённого дыхания. Основа техники: Вдох через нос, во время вдоха живот и грудь остаются неподвижными, плечи приподнимаются, голова несколько отклоняется назад, что способствует заполнению воздухом преимущественно верхних отделов лёгких. Выдох в обратном порядке: голова наклоняется вперёд, плечи опускаются. |
4. ОБЪЕДИНЁННОЕ ДЫХАНИЕ |
Назначение: используется в восстановительных и лечебных целях. Основа техники: вдох через нос свободный, вначале выпячивается живот, диафрагма опускается вниз, затем расширяется грудная клетка и в последнюю очередь поднимаются плечи и несколько назад отклоняется голова. Выдох через нос или открытый рот в следующем порядке: вначале втягивается живот, поднимается диафрагма, сжимается грудная клетка, опускается голова и опускаются плечи. |
5. СПЕЦИАЛЬНОЕ СИЛОВОЕ ДЫХАНИЕ – «ИБУКИ» |
Назначение: такое дыхание укрепляет живот, позволяет принимать мощные удары, упорядочивает процесс дыхания и способствует духовной уравновешенности. Оно снимает отдышку, эмоциональные стрессы, чувство страха (не говоря уже о том, что позволяет наиболее эффективно действовать). Основа техники: вдох через нос свободный (0,5-1 сек), выпячивается живот, диафрагма опускается вниз. Выдох через рот медленно (5 сек) с большим напряжением тела. Выдох в ибуки мощный (аналогичен крику, но не переходит в крик) – нечто среднее между сильным шипением и хрипом. Детали техники: ибуки легче всего выполнять стоя, ноги на ширине плеч. На быстрый вдох свободные руки оттягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз. |
6. СПЕЦИАЛЬНОЕ СИЛОВОЕ ДЫХАНИЕ – «НОГАРЭ-1» |
Назначение: выполнение ногарэ1 несколько раз подряд позволяет быстро «накачать» организм кислородом и восстановить психологическое равновесие. Владение соответствующим методом необходимо для сохранения дыхания в схватке, в отступательной тактике, в уклонениях и .т.п. Основа техники: как в ибуки, но с бесшумным выдохом и полным расслаблением тела. |
7. СПЕЦИАЛЬНОЕ СИЛОВОЕ ДЫХАНИЕ – «НОГАРЭ-2» |
Назначение: стабилизирующий тип дыхания, смысл которого состоит, в том, что после физической и психологической нагрузки необходимо замедлить пульс.
Основа техники: как в ибуки, но после быстрого вдоха дыхание задерживается на 4-5 сек, во время чего руки с напряжением выпрямляются пальцами вперёд, а затем на бесшумном выдохе следует фаза общего расслабления – руки как бы «беспомощно» разводятся в стороны и опускаются к бёдрам.
Стойки в каратэ Классификация стоек | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
“...Общее представление о какой-то определённой стойке для конкретного случая чуждо каратэ... “ МАСАТОСИ НАКАЯМА (8-й ДАН каратэдо сётокан) Все стойки в каратэ можно разделить на два вида: исходные и оперативные: ИСХОДНАЯ БОЕВАЯ СТОЙКА - это оптимальное расположение звеньев тела относительно друг друга, обеспечивающее целесообразное исходное положение перед началом и завершением действия, способст-вующее наилучшему решению предстоящих двигательных задач в бою. Её можно назвать «состоянием оперативного покоя», в которой концентрированно воплощается целеустремлённая готовность к любому боевому действию. ОПЕРАТИВНАЯ СТОЙКА -это оптимальное расположение звеньев тела относительно друг друга, обеспечивающее целесообразное положение во время действия, способствующее наилучшему решению двигательной задачи в бою. | |||
Главными элементами в структуре боевых стоек являются: | |||
1. Расположение центра тяжести (ОЦТ) на ноги. | |||
2. Высота ОЦТ. | |||
3. Положение туловища и рук. | |||
4. Положение верхней части тела (взгляд и положение головы). | |||
Учитывая, что стойки в каратэдо связаны, прежде всего с положением нижней части тела, влияющей на устойчивость и скорость передвижения, то при классификации боевых стоек определяющими признаками являются расположение ОЦТ на ноги и его высота. | |||
Расположение ОЦТ на ноги. В стойках выделяют три положения центра тяжести на ноги: равномерное, переднее и заднее. | |||
Равномерное положение ОЦТявляется универсальным для всех действий в бою. Оно позволяет сох-ранять максимальную готовность, перемещаться любым способом и в любую сторону; эффективно выполнять удары и защиты в любой избранный момент. Каратисты активные и решительные, пользующиеся наступательной тактикой и стремящиеся к атаке, вес тела смещают слегка на переднюю ногу, чтобы иметь возможность быстро и стремительно двигаться вперёд и свободно вышагивать в направлении противника. Каратисты, ведущие бой в защитной манере предпочитают стойки с расположением ОЦТ на задней ноге. Такое положение в стойке позволяет им быстро разорвать дистанцию с соперником, сделав шаг назад впереди стоящей ногой, или нанести ей встречный удар. | |||
Высота ОЦТ. Стойки могут быть с высоким и низким положением ОЦТ. Для стоек с высоким распо-ложением центра тяжести характерно небольшое расстояние между ногами и незначительный сгиб в коленях. За счёт относительно неустойчивого положения (выше ОЦТ - меньше угол устойчивости) в стойках создаются наилучшие условия для быстрых перемещений и маневрирования, при этом высокое расположение ОЦТ в стойках позволяет сохранять мышцы ног в расслабленном состоянии. | |||
Для стоек с низким расположением ОЦТ характерны большое расстояние между ногами и значительный сгиб в коленях. За счёт устойчивого положения (ниже ОЦТ - больше угол устойчивости) в стойках создаются наилучшие условия для выполнения сильных ударов, контрударов, бросков, а также некоторых приёмов защиты. | |||
В зависимости от степени развития координации и физических данных бойца, а также от поставленных тактических задач, боевые стойки могут выполняться: с выдвинутой вперёд левой, правой ногой или фрон-тально. | |||
Положение туловища и рук. Положение туловища и рук в левосторонних и правосторонних стойках может видоизменяться в зависимости морфологической особенности каратиста, от избранной им тактики и индивидуальной манеры ведения боя. При установке на максимальную готовность к защите и атаке принимаются в основном следующие исходные положения тела ТАИ и рук ТЭ: | |||
А) ХАНМИ - “в четверть оборота” боец разворачивается к сопернику вполоборота, при этом рука со стороны впереди стоящей ноги вынесена перед туловищем и согнута в локте, локоть опущен, как правило, кулак (ладонь) находится на уровне плеча, вторая рука может располагаться на солнечном сплетении, при этом локоть опущен, а кулак повёрнут ладонью вверх или находится у подбородка. Такое положение оптимально и для атаки и для защиты его можно считать основным (базовым) КИХОН ХАНМИ КАМАЭ. | |||
Б) МА ХАНМИ - “боком” - боец разворачивается к сопернику боком, положение рук как в позиции ХАНМИ. Положение боком оставляет незащищённой от соперника наименьшую площадь, поэтому в этом положении легче защитить тело, чем в других, оставляющих открытыми большие области. | |||
Однако имеются и недостатки: ноги располагаются на одной линии, что очень уязвимо для подсечек; усложнена самозащита из-за чрезмерно открытой спины; затруднённо использование задней руки, особенно для атаки и контратаки, что требует большого вращения тела. | |||
В) ГЯКУ - “обратное” - боец разворачивает туловище к сопернику фронтально, при этом вперёд выдвигается рука противоположная передней ноге, локоть согнут и опущен, кулак (ладонь) находится уровне плеча, вторая рука располагается у подбородка или на уровне рёбер, при этом локоть опущен и плотно прижат к туловищу. | |||
Г) СЁМЭН - “фронтальное” тело принимает фронтальное положение, при этом обе руки, согнутые в локтях выносятся вперёд. | |||
Д) “ДИНАМИЧНОЕ”, т.е. все сегменты тела бойца находятся в движении, даже если он не выполняет никаких боевых действий. Это делается для того, чтобы отвлечь внимание или повысить защитные свойства стойки, а также обеспечить выполнение самой стойки, попеременной работой различных мышц (неработающие мышцы «расслабляются» - отдыхают). | |||
При постановке, каких либо других тактических задач, например, спровоцировать атаку соперника по верхнему уровню, положения рук в стойках может изменяться. Например: обе руки слегка опущены на уровень пояса, закрыт тем самым живот и открыта верхняя часть тела. | |||
Положение головы и взгляд. Голова в боевой стойке, не совершает активных движений и является как бы продолжением тела. В бою её следует держать вертикально с подбородком расположенным над ключицей передней руки. Ни подбородок не опускается полностью вниз, ни плечо не поднимается вверх до подбородка. Стойка с поднятым плечом к подбородку со стороны передней руки напрягает мышцы плечевого пояса, лишая их подвижности и причиняя усталость. Только в положении, когда подбородок слегка опускается к ключице, мышцы и костная структура находятся в наилучшем положении, а конец подбородка неуязвим. | |||
Один из самых великих мастеров кэн дзюцу (искусство фехтования на мечах) писал в своей книге Го Рин но Сё о боевой стойке следующее: | |||
“...Стойка должна быть такой, чтобы голова располагалась прямо, взгляд не был направлен ни вверх, ни вниз, ни в сторону. Лоб и переносица не должны быть сморщены. Не выпучивайте глаза и не позволяйте им мигать, но немного прищурьте их. Черты лица должны быть спокойными. Держите нос прямо, и немного раздвиньте ноздри. Следите за тем, чтобы затылок был прям. Пусть ваша причёска выражает силу. Пусть та же сила даёт о себе знать от плеч вниз по всему телу. Опустите плечи и, не выпячивая ягодиц, позвольте силе войти в ноги, опуститься от колен до самой стопы. Втяните живот так, чтобы не нужно было сгибать ноги в бёдрах. Во всех разновидностях стратегии важно научиться сохранять боевую стойку в повседневной жизни и сделать свою повседневную стойку боевой. Вы должны уделить этому должное внимание”. | |||
Японские боевые искусства предъявляют определённые требования к технике глаз “ме но цукеката”. Например, боец каратэ должен воздерживаться от демонстрации своих возможностей, сохраняя на лице естественное, спокойное и сдержанное выражение, не яростное, но и не робкое. Глаза тесно связаны с работой мозга. Всё, о чём думает человек, можно ясно наблюдать по его глазам. | |||
Существует несколько способов смотреть на противника: | |||
А) Взгляд в глаза. | |||
С точки зрения психологии, взгляд противнику в глаза во время противостояния расценивается как вызов. Тот, кто первым отведёт глаза, считается заведомо более слабым духом, что неизбежно влечёт за собой уменьшение внутренней силы, замедленность движений, вялость и пассивность атакующих действий. Более того, слабость духа означает недостаток самообладания и может свести на нет любые намерения подавить волю противника. О реальной угрозе не может быть и речи. Такое состояние обычно называется “удал в строю, да слаб в бою”. | |||
Мастера, обладающие глубокими знаниями психики и большим опытом, одно только выражение глаз могут использовать в качестве устрашения противника, вызывая в нём нервозность и выигрывая бой ещё до его начала. Это характерный метод восточных боевых искусств. | |||
Б) Взгляд на плечи. | |||
Если атака будет проводиться рукой, плечо предварительно шевельнётся. Когда нога делает шаг, | |||
плечо неизбежно отклонится на некоторое расстояние. Отсюда следует один из фундаментальных методов: наблюдать за движениями плеч противника, чтобы определить момент начала его атаки. Кроме, того полезно наблюдать за собственными движениями перед зеркалом, стараясь скоординировать мускулы и уменьшить колебания плечевых мышц. Таким образом, каратист может скрыть свои намерения в реальном бою и выиграть его благодаря неожиданной атаке. | |||
В) Взгляд в сторону. | |||
Взгляд в сторону означает наблюдение за противником только краем глаза. Со стороны кажется, что | |||
боец каратэ не смотрит на него, однако в действительности он фиксирует все движения своего соперника. Если противник ошибочно посчитает это подходящим моментом для проведения скрытой атаки, он неизбежно попадёт в расставленную ловушку. Каратист немедленно проведёт решительную контратаку и поразит его. Этот метод может быть применён в групповом бою или схватке двое на одного. | |||
Г) Обманный взгляд. | |||
Перед атакой можно неожиданно зафиксировать взгляд на определённой точке тела противника и | |||
Сделать лёгкое, но явное движение, которое заставит противника подумать, что каратист намеревается нанести удар именно в эту точку. Вызвав нужную реакцию противника, каратист получает возможность провести настоящую атаку. Этот широко употребляемый метод обычно называют “напасть с востока, а ударить с запада”. | |||
Д) Взгляд с улыбкой. | |||
В восточных боевых искусствах существует обычай не бить в улыбающееся лицо. Улыбка обычно означает предложение противнику остановить бой. Однако в реальном бою улыбающиеся глаза далеко не всегда означают мирные намерения. За ними может скрываться стремление ввести в заблуждение. Каратист должен стараться не оказаться одураченными улыбками, за которыми прячутся коварные планы, ибо в бою всегда найдётся место обману. | |||
Е) Устрашающий взгляд. | |||
Иногда каратист может одним только устрашающим взглядом напугать противника или вызвать в нём неуверенность в собственных силах, чтобы получить возможность провести атаку или построить надлежащую оборону. Этот способ можно использовать в случае противостояния двум или более противникам. Например, если противники намереваются атаковать одновременно, вы можете неожиданно грозно посмотреть на одного из них. Этот способ будет ещё эффективнее, если каратист одновременно проведёт собственную атаку. В этом случае тот противник, на которого он бросил устрашающий взгляд, скорее всего предпримет оборонительные действия. В мгновение ока неприятный для каратиста, бой один против двоих сменится более подходящей схваткой один на один. Тогда каратист может воспользоваться возможностью поразить второго противника, как говорится в пословице “Одного победил глазами, а другого - руками”. Однако, если он упустит свой шанс, противник успеет исправить ошибку и предпринять новую атаку. | |||
Миямото Мусаши в отношении взгляда наставлял следующим образом: | |||
“...Взгляд должен быть широким и внимательным. Взгляд выполняет две функции: слежение и обнаружение. Обнаружение должно быть сильным, а слежение слабым. В стратегии очень важно видеть удалённые вещи так, словно они рядом, и удалять на расстояние вещи, находящиеся поблизости. | |||
...Стратегия учит смотреть по сторонам, не перемещая глаз. На то, чтобы научиться смотреть таким образом, потребуется некоторое время. Овладейте этим навыком. Пользуйтесь таким взглядом в повседневной жизни и не пренебрегайте им, что бы ни происходило”. | |||
Перебирая все признаки классификации можно получить множество вариантов стоек, однако опре-деляющие признаки позволяют выделить 14 вариантов в каждой группе: | |||
1. левосторонняя равномерная стойка с высоким ОЦТ (ЛРВС); | |||
2. правосторонняя равномерная стойка с высоким ОЦТ (ПРВС); | |||
3. левосторонняя равномерная стойка с низким ОЦТ (ЛРНС); | |||
4. правосторонняя равномерная стойка с низким ОЦТ (ПРНС); 5. фронтальная равномерная стойка с высоким ОЦТ (ФРВС); 6. фронтальная равномерная стойка с низким ОЦТ (ФРНС); | |||
7. левосторонняя передняя стойка с высоким ОЦТ (ЛПВС); | |||
8. правосторонняя передняя стойка с высоким ОЦТ (ППВС); | |||
9. левосторонняя передняя стойка с низким ОЦТ (ЛПВС); | |||
10. правосторонняя передняя стойка с низким ОЦТ (ППВС); | |||
11. левосторонняя задняя стойка с высоким ОЦТ (ЛЗВС); | |||
12. правосторонняя задняя стойка с высоким ОЦТ (ПЗВС); | |||
13. левосторонняя задняя стойка с низким ОЦТ (ЛЗНС). | |||
14. правосторонняя задняя стойка с низким ОЦТ (ПЗНС). | |||
Для создания прочного фундамента в технике каратэдо и избежания в дальнейшем грубых ошибок используются ряд особых упражнений (KIHON, KATA) в системе тренировок, где строго разделено и регламентировано каждое положение тела и рук для приобретения занимающимся необходимого мышечного чувства, для закрепления постоянных точек опоры. Эти положения были отмечены мастерами древности. | |||
ASHI NO HAKOBI (IDO) - ПЕРЕДВИЖЕНИЯ |
В технике каратэдо передвижения играют важнейшую роль. Они позволяют занять выгодное место расположения в бою, придать приёмам дополнительную кинетическую энергию, выбрать правильную боевую дистанцию. От этого зависит эффективность атаки и защиты. Наконец с передвижениями каратисты сочетают все технические приёмы. |
К передвижениям каратиста относят: шаги, прыжки и повороты. Все они могут выполняться в восьми направлениях: вперёд, вперёд в левую сторону, в левую сторону, в правую сторону, назад в правую сторону, назад, вперёд в правую сторону.
Вперёд
MAE
Вперёд в левую сторону Вперёд в правую сторону
В левую сторону HIDARI YOKO В правую сторону MIGI YOKO
USHIRO
Назад в левую сторону Назад Назад в правую сторону
Шаги, прыжки, повороты, составляют важнейшее средство тактики каратиста. С их помощью осу-ществляется маневрирование и разведка, сближение и атака, отход и контратака, защитные действия и выход из боя. Передвижением можно пользоваться как финтом и отвлекать внимание противника от подготовляемых действий. При сочетании приёмов передвижения особенно важное значение имеет связка технических приёмов, переключение от одного к другому. В связках движение должно проводиться быстро без предварительной подготовки.
Передвижение шагами (Ashi)
А) Aymi ashi - вышагивание т. е. одиночный шаг ногой с оставлением другой ноги на месте.
Назначение: вышагивание применяется для сближения с противником при одиночной атаке, для подготовки атаки, как финтовое действие, для вызова противника на атаку; для сохранения защитной дистанции.
Основа техники: шаг левой (hidari ayumi ashi) или правой ногой (migi ayumi ashi) в направлении движения (вперёд, назад, влево - левой ногой, вправо - правой ногой ) с переносом или без переноса веса тела на неё.
Детали техники: туловище и руки находятся в боевом положении, возврат ноги в исходную позицию.
Б) Yori ashi - “ скользящий “ шаг - самый простой и рациональный вид передвижения.
Назначение: “скользящий” шаг применяется для сближения с противником, как вызов противника на атаку (как финт); для сохранения защитной дистанции.
Основа техники: шаг в направлении движения (левой ногой - вперёд и влево, правой ногой - назад и вправо); подшагивание второй ногой в направлении движения.
Детали техники: положение рук и туловища в боевом положении.
В) Tsugi ashi - “преследующий” шаг.
Назначение: применяется для сближения с противником, для подготовки атаки, как финтовое действие; вызов противника на атаку; для сохранения защитной дистанции.
Основа техники: последовательная перестановка стоп начинается с правой ноги при шаге вперёд левой ногой при шаге назад; вышагивание второй ногой в направлении движения.
Детали техники: руки и туловище в боевом положении.
Общие замечания в передвижении шагами:
-исключить вертикальные колебания общего центра тяжести и перемещаться только на слегка согнутых ногах;
-сохранять мышцы живота слегка напряжёнными;
-исключить по возможности любое вторичное действие, предупреждающее соперника о намерениях.