Когда другой присутствует, он смотрит на вас: «Что ты делаешь?» А вас учили, что есть вещи, которые можно делать, и есть вещи, которых делать нельзя. Это запреты; вы не можете действовать тотально.
Если ваша любовь является реальной, то вы можете двигаться так, как если бы вы были один. А когда два тела становятся одним, они имеют единый ритм. Тогда раздвоенность исчезает, и половой акт может быть реализован тотально. Здесь есть отличие от гнева; гнев всегда безобразен, а секс - не всегда. Иногда он является одной из наиболее прекрасных вещей, - но только иногда. Когда встреча является совершенной, когда оба сливаются в одном ритме, когда их дыхание становится одним, и их прана, энергия, течет по кругу, когда двое исчезают полностью, а два тела становятся единым целым, когда больше нет ни положительного, ни отрицательного, ни мужского, ни женского, тогда секс является наиболее прекрасной вещью. Но это не всегда так.
Если это невозможно, то вы можете довести свой половой акт до вершины безумия и сумасшествия и в одиночку, будучи в медитативном настроении. Закройте комнату, медитируйте в ней, позвольте своему телу двигаться так, как если бы вы его не контролировали. Потеряйте контроль над собой!
Супруги могут оказаться очень полезными, особенно в тантре: ваша жена, ваш муж, ваш друг могут оказаться очень полезными, если вы оба очень глубоко входите в эксперимент. Тогда допустите полную бесконтрольность друг друга. Забудьте про цивилизацию, как будто ее никогда не существовало; вернитесь в сады Эдема. Выбросьте это яблоко - плод с дерева познания. Будьте Адамом и Евой в эдемском саду до их изгнания. Вернитесь в то время! Будьте просто невинными животными, проявляйте свою сексуальность во всей ее тотальности. Вы никогда не будете тем же самым снова.
Случатся две вещи. Сексуальность исчезнет. Секс может остаться, но сексуальность исчезнет полностью. А когда нет сексуальности, секс становится божественным. Когда нет страстного умственного желания, когда вы не думаете об этом, когда это становится простым вовлечением — тотальным действием, движением всего вашего существа, а не только ума, - то половой акт становится божественным. Сначала исчезает сексуальность, а потом может исчезнуть и секс, потому что раз вы познали его глубинное ядро, то вы сможете достигнуть этого ядра и без секса.
Но вы еще не познали это глубинное ядро, так как же вы можете достигнуть его? Первое представление о нем дает тотальный секс. Когда вы познали его, путь к нему может быть проложен и другим образом. Просто глядя на цветок, вы можете быть в таком же экстазе, в каком вы бываете при встрече со своим супругом в ее кульминационный момент. Вы можете достичь его, просто глядя на звезды.
Раз вы однажды узнали путь, то вы знаете, что оно внутри вас. Супруг только помогает вам узнать его, а вы помогаете в этом своему супругу. Оно внутри вас? Другой был только предлогом. Другой просто помог вам узнать нечто, что всегда было внутри вас.
И это то, что случается между Учителем и учеником. Учитель может стать для вас только вызовом, брошенным вам для того, чтобы показать то, что всегда было скрыто в вас.
Учитель ничего вам не дает. Он не может дать ничего; нет ничего, что он мог бы вам дать. Все, что может быть дано, ничего не стоит, потому что это всего лишь вещи.
Заслуживает внимания не то, что может быть дано, а то, что может быть вызвано. Учитель всего лишь побуждает вас, провоцирует вас. Он бросает вам вызов, чтобы помочь вам прийти в ту точку, где вы сможете осознать что-то, что всегда там. Когда вы узнаете это, потребности в Учителе больше не будет.
Секс может исчезнуть, но сначала исчезает сексуальность. Тогда секс становится чистым, невинным действием; тогда секс также исчезает. Тогда имеет место брахмачарья, безбрачие. Это не противоположность сексу; это просто его отсутствие. И запомните это отличие. Это не в вашем сознании.
Старые религии все время осуждают гнев и секс, как если бы они были одним и тем же, как если бы они принадлежали одной и той же категории. Это не одно и то же! Гнев является разрушающим; секс является созидающим. Все старые религии все время осуждают их в равной степени, как если бы гнев и секс, алчность и секс, ревность и секс были одним и тем же. Это не так! Ревность является разрушающей - всегда! Она никогда не бывает созидающей; из нее ничего не может выйти. Гнев всегда является разрушающим, но секс - это совершенно другое дело! Секс является источником созидания. Божественное использует его для созидания, для творения. Только сексуальность похожа на ревность, гнев и алчность: она всегда разрушительна. Секс же таковым не является, - но мы не знаем чистый секс, мы знаем только сексуальность.
Человек, который рассматривает сексуальные картинки или отправляется смотреть сексуальные оргии в кино, ищет не секса; он ищет сексуальности. Я знаю, есть люди, которые не могут делать любовь со своей женой, пока не просмотрят эти грязные журналы, или книги, или картинки. Когда они смотрят на эти картинки, они возбуждаются. Реальная жена для них ничего не значит. Их больше возбуждает картинка, изображение обнаженного тела. Это возбуждение у них не внутри; это возбуждение у них в уме, в голове.
Секс, переданный в голову, является сексуальностью; рассуждения о нем являются сексуальностью. Жизнь сексом является совершенно другим; если вы можете прожить его, вы можете и превзойти его, стать выше его. Все, что проживается тотально, ведет в запредельное. Так что не бойтесь ничего. Проживите это! Если вы думаете, что это будет разрушительным для других, то входите в это один, не делайте это с другими. Если вы думаете, что это является созидательным, то найдите партнера, найдите друга. Станьте парой, тантрической парой, и входите в это тотально. Если вы все еще чувствуете, что присутствие другого будет накладывать на вас какие-то запреты, то вы можете делать это в одиночку.
Последний вопрос:
Видит ли просветленный сны? Можете ли вы рассказать что-нибудь о качестве и особенностях сна просветленного человека?
Нет, просветленный человек не может видеть сны. И если вы очень любите смотреть сны, то никогда не становитесь просветленным. Берегитесь! Сновидение является частью сна. Самое главное, что для того, чтобы случилось сновидение, вы должны заснуть. Для того чтобы иметь обычные сновидения, вы должны заснуть. Во сне вы становитесь бессознательным. Когда вы бессознательны, случаются сновидения. Они случаются только при вашей бессознательности.
Просветленный человек сознателен даже во сне. Он не может стать бессознательным. Если вы даже дадите ему анестезирующее средство - хлороформ или что-нибудь вроде этого, - то спать будет только его периферия. Он остается сознательным; его сознание не может быть выведено из равновесия.
Кришна в Гите говорит, что пока все спят, йог бодрствует. Это не означает, что йоги ночью не спят; они также спят, но их сон имеет совершенно другое качество. Спят только их тела, и тогда их сон является прекрасным. Это отдых.
Ваш сон отдыхом не является. Он может быть напряженным, и утром вы можете чувствовать себя еще более измотанным, чем вы чувствовали себя вечером. Целую ночь спать, а утром чувствовать себя еще более уставшим - в чем дело? Вы - удивительное создание!
Вся ночь прошла во внутренней суматохе, во внутреннем беспорядке. Ваше тело не отдыхало, потому что ваш ум был слишком активным. А активность ума должна вызывать напряжение в теле, потому что без тела ум не умеет действовать. Активность ума означает параллельную активность тела, так что всю ночь ваше тело находится в движении и является активным. Вот почему утром вы чувствуете себя уставшим, измотанным.
Что это значит для человека - стать просветленным? Это означает одно: теперь он является совершенно сознательным. Что бы ни происходило в его уме, он осознает это. А в тот момент, когда вы осознаете, некоторые вещи совершенно прекращаются. Они прекращаются всего лишь благодаря осознанности. Это подобно тому, что эта комната была темной, а вы внесли свечу: темнота исчезает. Ничто не исчезнет; эти книжные шкафы останутся на месте, и если вы сидите здесь, то вы останетесь сидеть. При внесении свечи исчезает только темнота.
Когда кто-то становится просветленным, то он приобретает внутренний свет. Этот внутренний свет есть осознанность. Благодаря этой осознанности исчезает сон - и ничего больше. Но благодаря тому, что сон исчезает, качество всего меняется. Теперь все, что бы он ни собрался сделать, будет сопровождаться его особой бдительностью, и то, что требует в качестве обязательного условия бессознательности, станет теперь невозможным. Он не сможет быть сердитым - и не потому, что он решил не гневаться; он не может быть сердитым. Гнев может существовать только тогда, когда вы бессознательны. Теперь бессознательности нет, так что для гнева нет базы, он невозможен. Он не может ненавидеть; ненависть существует только при наличии бессознательности. Он становится любящим - и не вследствие каких-то решений, принятых по этому поводу. Когда есть свет, когда есть сознание, любовь расцветает; это естественно. Сновидения становятся невозможными, потому что сновидения нуждаются, прежде всего, в бессознательности, а он не является бессознательным.
Ученик Будды, Ананда, который спал и жил с ним в одной комнате, как-то сказал ему: «Это удивительно; это очень странно. Ты никогда не двигаешься во сне». Будда всегда оставался всю ночь в одной позе. Он просыпался в той же позе, в которой засыпал, его руки оставались в точности в том же месте, куда он клал их вечером.
Вы, возможно, видели изображения Будды, показывающие его спящим. Его поза называется «позой лежащего». Он остается в этой позе всю ночь. Ананда наблюдал за ним в течение многих лет. Когда бы он ни взглянул на спящего Будду, тот был одним и тем же всю ночь. Поэтому Ананда спросил: «Скажи мне, что ты делаешь всю ночь? Ты остаешься в одной и той же позе».
Говорят, что Будда ответил: «Я только однажды вошел в свой сон, но тогда я еще не был буддой. Только несколькими днями ранее того дня, когда случилось просветление, я вошел в свой сон. Но тогда, внезапно, я стал осознающим и удивился: "Почему я двигаюсь?" Я двигался бессознательно, не отдавая себе в этом отчета. Но после просветления в этом уже не было необходимости. Если бы я хотел, я мог двигаться, но в этом нет необходимости. А тело является таким расслабленным...»
Сознательность проникает даже в сон. Но у вас может быть фиксированная поза всю ночь, и вы не будете просветленным. Вы можете практиковать это: это не трудно. Вы можете заставить себя; тогда через несколько дней, вы будете в состоянии делать это. Но это не главное. Если вы видите Иисуса, шевелящегося во сне, то не думайте: «Почему он движется?» Это зависит от обстоятельств. Если Иисус движется во сне, то он делает это сознательно. Если он желает двигаться, он двигается. Что касается меня, то случилось как раз противоположное. Прежде чем прийти к осознанности, я всегда спал в одной позе всю ночь. Я не помню, чтобы я, когда нибудь двигался. Но с тех пор я ворочаюсь всю ночь. Я пребываю в одной позе не более пяти минут. Я поворачиваюсь снова и снова. Я являюсь настолько сознающим, что, в действительности, это вовсе и не сон. Так что это зависит от обстоятельств. Но вы никогда не сможете сделать какой-либо вывод по наружному поведению. Это всегда возможно только изнутри.
Просветленный человек остается осознающим даже во сне, поэтому сновидения для него невозможны. Сновидения требуют бессознательности - это первое; кроме того, они требуют приостановленных, подвешенных переживаний - это второе. А для просветленного не существует ни приостановленных переживаний, ни незавершенных переживаний. Все завершено. Он съел свою пищу; теперь он больше не думает о пище. Когда он будет испытывать голод, он поест еще, но в промежутке у него нет никаких мыслей о пище.
Он принял ванну; теперь он не думает о завтрашней ванне. Когда придет время и если он будет жив, он примет ее. Если ситуация позволяет, это случится, но об этом нет никаких мыслей. Есть действия, но нет никаких мыслей вокруг них.
Что вы делаете? Вы все время вторично рассматриваете дело - все время вторично рассматриваете дело, которое будет совершаться завтра, как будто вы артист и должны завтра показать это кому-нибудь. Почему вы все рассматриваете повторно? Когда время придет, вы будете на нужном месте.
Просветленный живет моментом, действием, он живет так тотально, что у него ничто не остается незавершенным. Если что-то остается незавершенным, то оно будет завершаться во сне. Сновидение является завершением. Это происходит потому, что ум не может позволить чему-либо быть незавершенным. Если что-нибудь является незавершенным, то имеет место внутреннее беспокойство. Ум думает, как бы завершить дело. Тогда во сне вы завершаете его и тогда лишь чувствуете себя в покое. Даже если дело завершено во сне, для ума это является облегчением.
О чем ваши сновидения? Вы просто завершаете все незавершенные дела, которые не могли завершить днем. Днем вы, возможно, хотели поцеловать женщину, но не смогли сделать этого. Теперь вы поцелуете ее во сне, и ваш ум сможет расслабиться; напряжение снимается.
Ваши сновидения есть не что иное, как ваша незавершенность, а просветленный человек завершен. Что бы он ни делал, он делает это так целостно, так тотально, что ничто не остается приостановленным. Нет никакой необходимости в каких-либо сновидениях. Прекращаются сновидения ночью и рассуждения днем.
Это не означает, что он становится неспособным рассуждать. Он может рассуждать, если это необходимо. Если вы зададите ему вопрос, он тут же его обдумает, но в повторном его рассмотрении нет необходимости. Вы сначала думаете, а затем отвечаете, но его ответ и есть его думание. Он думает и отвечает. Так тоже не очень точно сказано, потому что в действительности здесь нет никакого промежутка. Это происходит одновременно. Он думает вслух, но нет никакого повторного рассмотрения, нет никакого обдумывания, нет никаких сновидений. Он живет свою жизнь. При наличии рассуждений и сновидений вы упускаете свою жизнь.
Глава 15 (47)