Схема этапов психодиагностического процесса
Этапы психодиагностического процесса в своей совокупности образуют «модель общего способа решения типовых проблемных ситуаций», которая в самом общем виде отражает структурную целостность процесса диагностики путем явного задания всех взаимодействующих компонентов этого процесса.
1. Этап описания состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне,куда входит:
а) ознакомление с запросом; б) определение соответствия данного конкретного случая компетенции специалиста; в) сбор данных с целью уточнения жалоб, проблем, запроса; г) создание феноменологического описания объекта психодиагностики; д) оценка функционального состояния системы объекта психодиагностики и формулировка проблемной ситуации.
Формулирование проблемной ситуации достигается за счет сбора и систематизации разнообразной информации о человеке и истории развития проблемы в его собственном понимании, которая включает:
• описание затруднений, противоречий, конфликтов и процесса их возникновения — проблемный анамнез;
• детальное выяснение внутрисемейных отношений, ролевых позиций членов семьи, лидерства родителей, их воспитательных установок, определение типа воспитания в семье и т.д. — семейный анамнез;
• представление о себе, своих психических состояниях, свойствах и процессах, влияющих (или способных влиять) на характер внешних проявлений, историю их становления и развития (например, особенности рождения, развития в раннем, школьном, подростковом возрасте и т.д.), — личный анамнез;
• информацию о внешних проявлениях деятельности, которая в данный момент времени для диагностируемого выступает в качестве ведущей или значимой относительно обсуждаемого вопроса (проблемы), — учебный, игровой, профессиональный анамнез.
Основными методами сбора и систематизации информации выступают свободный рассказ, наблюдение и расспрос.
2. Выдвижение гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.
Наибольшая трудность этого этапа состоит в том, что он разворачивается в самом начале диагностического поиска, в условиях существенной неполноты информации, а часто и при отсутствии четко обозначенных специфических признаков (симптомов) рассматриваемого явления.
Основой для выдвижения гипотез служат знания о типичных особенностях функционирования психической системы, имеющиеся у специалиста до проведения диагностики. Информация, сообщенная родителями, воспитателями и даже учителями на житейском уровне, переводится в профессиональную систему понятий. Таким образом, на этом этапе психодиагностического процесса происходит так называемое субъективное «перекодирование». Наступает как бы переломный момент: если раньше рассуждения шли от следствия к причинам, то теперь — от возможных причин к следствию, проверке гипотез.
Этап выдвижения гипотез представляет собой момент превращения теоретических знаний о сущности психической системы и феноменологической специфике ее индивидуального функционирования в действия по эмпирической проверке предполагаемых психологических оснований возникшей проблемы.
3. Этап проверки гипотез, который включает в себя:
а) выбор средств для проверки гипотез(ы), например психодиагностических методик или анализ продуктов деятельности; б) процедуру измерения и оценки актуального состояния психической системы или ее различных элементов; в) интерпретацию результатов психологического обследования с точки зрения нормы.
Стратегия, с помощью которой осуществляется проверка выдвинутых гипотез и накопление диагностческой информации, имеет два варианта.
Первый вариант предполагает применение батареи психодиагностических методик в виде некоторого стандартного (привычного для специалиста) набора. Этот способ позволяет, с одной стороны, получить общую картину психологического развития, в соответствии с которой возможно проведение последующей верификации выдвинутых гипотез, а с другой — выделить не только предполагаемые причины возникших нарушений, но и другие особенности, которые не были учтены на предыдущем этапе как психологические детерминанты проблемы. Его недостаток — в громоздкости. Он требует значительного количества времени, не гарантируя адекватности результатов проверки.
Второй вариант — подбор диагностических процедур в строгом соответствии с выдвинутыми гипотезами.
Разумеется, возможен и промежуточный вариант, включающий элементы обеих стратегий.