Технология «Детальное описание поведения»

1-й этап.Построение общей картины проблемной ситуации.

• Как часто наблюдается подобное поведение? Всегда ли так себя ведет?

• Когда впервые наблюдалось такое поведение?

• Когда последний раз наблюдалось?

• Когда особенно интенсивно проявляется? Типичные характеристи­ки поведения (в чем проявляется)?

• Какие чувства'(внешне выражаемые и внутренне переживаемые) при этом испытываются?

2-й этап.Анализ ситуации, в которой проявляется это поведение.

О — описание поведении опишите этот момент. Что происходит?

С — смыслы ситуации.

О чем думали (какие мысли были в голове) в этот момент?

Н — наблюдаемые признаки поведения.

Если бы можно было сфотографировать этот момент поведения, то

чтобы зафиксировала (можно было бы увидеть) фотокамера?

О — физические ощущения.

Какие ощущения при этом возникают? Как это физически пережи­

вается?

В — восприятие ситуации и представление последствий.

Какие картины возникают в голове в подобных ситуациях? Как

представляются последствия поведения?

А — аффективные переживания, чувства. Какие чувства испытываются

при этом?

3-й этап.Идентификация фактов ситуации («правило четырех „С"»).

С — выявление стрессора (внешнего или внутреннего) — побудителя,

толчка к возникновению ситуации.

При каких условиях проявляется такое поведение? Что должно про­

изойти, чтобы человек поступил таким образом?

С — специфика возникновения проблемной ситуации (Оценка совокуп­ -

ности внешних условий через внутренние фильтры.) Во время разных

ситуаций, когда проявляется такое поведение, что повторяется,

происходит каждый раз (агрессия, раздражение, тре­вога, страх,

пессимизм и т.д. — выявляются одинаковые чувства, одинаковые

действия, мысли, желания)?

С — психологические свойства (особенности психологического функ­-

ционирования, общая характеристика личности). Что в установках,

характере заставляет вести подобным образом? Почему такие

поведенческие реакции? Опишите себя (другого). Что вы (он) за

человек? Каких жизненных ценностей, установок придерживается?

Какие правила жизни есть? Какой жизненный девиз? В чем убежден?

Если бы друзья или коллеги вас бы описывали, чтобы они могли

рассказать?

С — система последствий поведения (выявление существования связи

между результатом поведения и его подкреплением). Что происходит,

когда человек повел себя подобным образом (реа­лизовал свою

стратегию поведения)? (Например, сказал «да», хотя хотел сказать

«нет».)

Что чувствует потом? (Например, чувствует облегчение, так как

внутреннее давление ослабевает.) Какие мысли о последствиях своего

поведения? Какую функцию несет такое поведение в жизни?

(Например, при­влекает внимание, поддерживает самооценку и т.д.)

Технология «Анализ линий жизни»

(анализ потребностей, целей и философских позиций клиента)

• Как вы оцениваете свою жизнь?

• Каких жизненных ценностей вы придерживаетесь?

• Какие правила жизни у вас есть?

• Ваш жизненный девиз?

• В чем вы убеждены? (Как работает миф и как мы функционируем в нем?)

• Есть ли установки, которых вы придерживаетесь?

Технология «Личные архивы»

• Расскажите о наиболее запомнившейся ситуации детства (обучение в школе).

• Расскажите о себе-ребенке (на консультации, можно по фотографии. Расскажите об этой девочке, о чем она думает, что хочет, как видит себя в бу­дущем).

• Расскажите о семье.

• Сравните нескольких разновозрастных фотографий. Составьте за­ключение о линиях развития.

[1] Гребнев Л.С. Образование и будущее России в много конфессиональном мире // Федеральный справочник «Образование в России». М., 2003. С. 217—220.

1 БСЭ. Т. 16. М, 1974. С. 472.

1 БСЭ. Т. 25. М., 1976. С. 537.

1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное

1 Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М, 1989.

1 Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука- 1973. С. 44.

2 Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С. 5.

1 Беспалько В.П. Указ. соч.

2 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шияиов Е.Н, Педагогика. М.: Школа-пресс, 1997.

1 Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели (Анализ зарубежного опыта). М. : Наука, 1997. С. 17.

2 Там же.

3 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига : Эксперимент, 1998. С. 9.

1 Полат Е.С., Бухаркипа М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагоги­ческие и информационные технологии в системе образования : учеб, пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. | М. : Академия, 2001. С. 27.

2 Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. : МГУ, 1975.

3 Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. Л. : Лениздат, 1989.

4 Чошанов МЛ. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2. С. 21-29.

1 Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

2 Педагогические технологии : учеб, пособие для студентов пед. специальностей /под ред. В.С. Кукушкина. Ростов н/Д : Март, 2002

1 Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. С. 106.

1 Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М. : Высшая школа, 1991.

1 Вербицкий АЛ. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1990. С. 51.

2 Там же. С. 74.

3 Беспалько В.П. Указ. соч. С. 121.

1 Агапова О.В. и др. Уроки для взрослых : пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. СПб., 2003. С. 13, 14.

1 Петренко О.Л. Образовательная технология «Дебаты» на уроке и во вне­урочной работе // Технологии открытого образования : сб. науч.-метод, материалов Московского открытого образовательного проекта / под ред. Н.П. Дерзковой. М. : АПК и ПРО, 2002.

1 МангеймДж.В., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: пер. с англ. / пре-Дисл. А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 1997.

1 От англ. Elaboration – детализация, разработка, совершенствование.

1 Мескон М., Альберт М., Ф. Основы менеджмента. М., 1997

2 Adler R.W. Situated motivation: an empirical test in an accounting course. Режим доступа: http://www.business.otago.ac.nz/acty/research/pdf/situated_motivation_an.pdf

1 1 Saavedra R., Kwun S.K. 2000. 2000 (цит. по: Сидоренко Е. Мотивационный тренинг практ. руководство. СПб., 2006).

2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997.

1 Davis B.C., Wood L., Wilson R. ABC’s of Teaching with Excellence: A Berkeley Compendium of Suggestions for Teaching with Excellence. Berkeley: Office of Educational Development, University of California, 1983.

1 Вопрос построен по аналогии с вопросом, предлагаемым Е. Сидоренко в книге «Мотивационный тренинг» (СПб., 2006).

2 2 Feldman K.A/ Effective College Teaching from the Students’ and Facultys’ View: matched or mismatched priorities? //Research in Higher Education. 1988. 28(4). P.291-344

1 Ashton P. Teacher efficacy: A motivational paradigm for effective teacher education. Journal of Teacher Education (1984). Режим доступа: http://chiron.valdosta.edu/whuitt/ col/teacher/tcheff.html

1 Сидоренко Е. Мотивационный тренинг : практ. руководство. СПб., 2006.

1 1Пинборд (от англ, pin — прикреплять, board — доска) — наборное полотно, ин­формация на котором появляется постепенно, в процессе объяснения, дискуссии или беседы.

Флип-чарт (от англ. flip— быстро переворачивать, chart— лист) — лекционный набор бумаги большого размера, скрепленный рейкой. Обычно располагается на пере­носной треноге.

1 Под «успешным» решением подразумевалось адекватное (соответствующее ре-) определение причин возникших затруднений и проблем. Соответственно под «неуспешным» — отсутствие решения или его неадекватность.

1 Шамсутдинова И. 2008. Режим доступа : http://www/apkpro.ry/content/view/1771/102/

* Только для анализа прикладных статей (содержащих результаты проведенного эмпирического исследования).

* Только для анализа прикладных статей (содержащих результаты проведенного эмпирического исследования).

1 Цит. по: Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразования: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4. С. 30—47.

1 Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обу­чения при многоступечатой подготовке в вузе. М.; СПб., 1992. С. 81.

1 Отинова С.А. Педагогическая оценка знаний в России: историческая ретро­спектива и современное состояние. М., 2002.

Наши рекомендации