Форма 4. Оценка качества организационно-управленческой деятельности

№ п/п Значимые показатели Оценка, балл
       
Концептуальность развития организации        
Соответствие в направлениях и темпах развития орга­низации, общей тенденции или концепции развития всей системы (факультета, вуза)        
Характер изменений в достижениях организации (за определенный период)        
Целесообразность распоряжений или приказов и мера их соответствия нормативно-правовой базе        
Четкость, ясность и адресность приказов и распоряжений        
Своевременность и полнота исполнения всех приказов и распоряжений        
Масштабность обсуждения принимаемых решений и получаемых результатов        
Доступность руководителя для членов его команды и рядовых сотрудников        
Микроклимат в коллективе команды и во всей орга­низации        
Рост профессиональной квалификации и карьеры сотрудников организации        
И Стиль управления        
Авторитетность руководителя        
Сумма        

Таблица 5.13

Форма 5. Оценка качества общественной работы

№ п/п Значимые показатели Оценка, балл  
     
Объем постоянных или разовых общественных поручений          
Численность наград и поощрений          
Загруженность совместительством          
Мера участия в общественных делах и отдельных акциях          
Мера активности в организации общественных дел и акций          
Инициация общественных дел и отдельных акций          
Мера загруженности преподавателя общественной работой          
Степень профессиональной направленности общественных дел преподавателя          
Частота общественных дел для студентов или совместно со студентами          
Мера значимости и важности выполняемых видов общественной работы          
Сложность по затратам времени и сил выполняемых общественно значимых дел          
Тип отношения к общественно значимым делам (3 — лидер общественного движения, 2 — общественник, активист, 1 — пассивный участник общественных меро­приятий, 0 — индивидуалист)          
Сумма


Таблица 5.14

Экспертная итоговая карта

№ п/п Показатель качества деятельности преподавателя Резуль­таты само­оценки, балл Резуль­таты оценки экспер­тов, балл Разница d Коэффи­циент корре­ляции r
1.1     1.2 Соответствие объема и содержания учебных поручений занимаемой должности и нормативам вуза Соответствие содержания препода­ваемых дисциплин образовательному стандарту (программе, тематиче­скому плану)        
1.3 Содействие росту учебных и профес­сионально-личностных достижений студентов        
2.1   2.2   2.3 Глубина и современность научно-теоретической и профессионально-практической информации в препо­давании учебных курсов Логичность и достоверность предла­гаемой информации Целесообразность выбора и умест­ность применения способов и форм организации образовательной деятельности студентов        
3.1   3.2     3.3 Последовательность в реализации предъявляемой системы требований и объективность при оценке резуль­татов Установление контакта, адекватность способов общения и взаимодействия со студентами и коллегами Тактичность при поддержании поряд­ка, необходимого для конкретных видов учебных занятий        
4.1   4.2     4.3 Профессиональность речи, ее выра­зительность, оптимальность темпа и регулирование силы голоса Доступность для понимания, возмож­ность делать необходимые записи Творчество в организации различных видов образовательной деятельности студентов Проявление профессионально-педа­гогической индивидуальности        
5.1   5.2     5.3 Широта и направленность научной активности преподавателя Соответствие объема и жанра науч­ных работ статусу и занимаемой должности в вузе Характер участия в научных собы­тиях и мероприятиях        
6.1     6.2   6.3 Уровень рецензирования, оппониро­вания и других видов анализа науч­ных трудов Компетентность во всех видах выполняемой научной работы Научная продуктивность        
7.1     7.2   7.3 Масштаб и значимость полученных результатов научной работы (для науки и практики) Широта и сфера применения научных результатов Следование нормам научной этики в публикациях и устных выступле­ниях (уважение к другим авторам, коллегам; точное цитирование и ссылки)        
8.1   8.2   8.3 Систематичность и организован­ность научной деятельности Эффективность руководства научно-исследовательской деятельностью других людей, в том числе научного руководства и консультирования Степень научной самостоятельности        
9.1 9.2     9.3 Методическая продуктивность Соответствие объема и жанра учебно-методических и научно-методических работ преподавателя статусу и зани­маемой должности в вузе Полнота научно-методического и учебно-методического обеспечения читаемых лекций, проводимых пре­подавателем практических занятий и других форм организации образо­вательной деятельности, в том числе и всех видов самостоятельной работы студентов        


10.1     10.2 Уровень новизны и современности методических материалов, исполь­зуемых и рекомендуемых препода­вателем, наличие у них грифа соот­ветствующего УМО Полнота отражения современного уровня развития науки и практики в методических материалах        
10.3     11.1   11.2   11.3 Полнота реализации дидактических и психологических требований ко всем видам методической продук­ции (как показатель владения техно­логией логической реконструкции учебного материала и образовательными технологиями, что и обеспечивает умелую психолого-дидактиче­скую переработку научной инфор­мации) Мера включения современных обра- зовательных и информационных технологий в методическое обеспе­чение образовательного процесса Доступность методических материа­лов для обучающихся и коллег Степень известности и масштаб внедрения методических материалов        
12.1   12.2   12.3 Удовлетворенность всех потребите­лей методическими материалами Систематичность и периодичность в обновлении и обогащении учебно-методического комплекса препода­ваемых дисциплин Авторство методической системы у преподавателя        
13.1   13.2   13.3 Концептуальность развития организации Соответствие в направлениях и тем­пах развития организации, общей тенденции или концепции развития всей системы (факультета, вуза) Характер изменений в достижениях организации (за определенный период)        
14.1   14.2   14.3 Целесообразность распоряжений или приказов и мера их соответствия нормативно-правовой базе Четкость, ясность и адресность приказов и распоряжений Своевременность и полнота испол­нения всех приказов и распоряжений        
15.1     15.2     15.3 Масштабность обсуждения прини­маемых решений и получаемых результатов Доступность руководителя для чле­нов его команды и рядовых сотруд­ников Микроклимат в коллективе команды и во всей организации        
16.1     16.2 16.3 Рост профессиональной квалифика­ции и карьеры сотрудников органи­зации Стиль управления Авторитетность руководителя        
17.1   17.2 17.3 Объем постоянных или разовых общественных поручений Численность наград и поощрений Загруженность совместительством        
18.1   18.2   18.3 Мера участия в общественных делах и отдельных акциях Мера активности в организации общественных дел и акций Инициация общественных дел и отдельных акций        
19.1   19.2     19.3 Мера загруженности преподавателя общественной работой Степень профессиональной направ­ленности общественных дел препо­давателя Частота общественных дел для сту­дентов или совместно со студентами        
20.1     20.2 Мера значимости и важности выпол­няемых видов общественной работы Сложность по затратам времени и сил выполняемых общественно-значимых дел        
20.3 Тип отношения к общественно зна- чимым делам (3 — лидер общественного движения; 2 — общественник, активист; 1 — пассивный участник общественных мероприятий; 0 — индивидуалист)        

Задания для самостоятельной работы

1. Оцените качество преподавания нескольких учебных дисциплин по вашему выбору.

2. Сравните качество преподавания выбранных вами учебных дисцип­лин и объясните ту разницу, которую вы найдете в ходе проведен­ного анализа.

3. Опираясь на рекомендуемую литературу, проведите контент-анализ проблемы определения «качества преподавания» через доминиро­вание выделенных признаков и показателей.

Литература

1. Арбузов В.Н. Оценка качеств вузовской лекции: Оптимизация пе­дагогической работы в вузе // Темат. сб. науч. тр. Челябинск: ЧПИ, 1983. С. 4-10.

2. Бардовская Н.В. Преподаватель университета и его деятельность // Модернизация университетского образования в современных усло­виях. Вып. 2. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 31-34.

3. Бардовская Н.В. Качество высшего образования //Академические чтения. Вып. 3: Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 58-61.

4. Бардовская Н.В. Разработка методики оценки качества деятельно­сти преподавателей вузов // Научное, научно-методическое, науч­но-техническое и информационное обеспечение системы образова­ния. СПб.: ЛЭТИ, 2001.

5. Бардовская Н.В., Титова Е.В. Методика оценки качества деятельно­сти преподавателей вуза : метод, рекомендации. СПб.; Архангельск, 2003.

6. Бардовская Н.В., Титова Е.В. Качество деятельности преподавателя вуза: подход к пониманию и оценке // Вестник СЗО РАО. СПб., 2002. № 7. С. 192-206.

7. Бардовская Н.В. Оценка качества высшего образования: уровневый подход // Высшее образование сегодня. 2002. № 9.

8. Бардовский ГЛ., Нестеров АЛ., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

9. Болдин Л.А., Грачев Б.Ф. Как оценить качество лекции // Вестник высшей школы. 1986. № 10.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Наши рекомендации