В корпоративно-профессиональной среде

Методологической основой определения и анализа качества дея­тельности преподавателей выступил сферно-аспектный подход, суть которого заключается в следующем.

Объективно, в силу особенностей вуза как образовательного уч­реждения и социальной организации, деятельность каждого препода­вателя осуществляется одновременно как бы в различных сферах, в каждой из которых преподаватель выполняет разные роли, реализу­ет разные функции и проявляет свою творческую индивидуальность в тех или иных видах профессиональной деятельности.

В системе деятельности преподавателя вуза можно выделить сле­дующие общие для всех сферы.

Образовательная деятельность (собственно преподавание или учебная работа), включающая различные виды «учебных поруче­ний» — чтение лекций, проведение семинарских, практических и ла­бораторных занятий, руководство производственной практикой сту­дентов, руководство курсовыми и дипломными работами студентов, организация самостоятельной учебной деятельности студентов, про­ведение контрольных работ, зачетов, экзаменов, а также организация внеаудиторной работы со студентами и др.

Научно-исследовательская деятельность (или научная рабо­та), предполагающая систематические и планомерные научные изыс­кания и разработки по определенной теме, утвержденной соответству­ющим научным подразделением вуза (кафедрой, ученым советом, НИЧ и др.), а также участие в научных событиях различного масштаба, на­учно-критическую работу (рецензирование и оппонирование научных трудов своих коллег), обмен научным опытом с молодыми коллегами, содействие повышению их научной квалификации и др.

Методическая деятельность (учебно-методическая, научно-методическая или организационно-методическая работа), включающая разработку или модификацию учебных программ преподаваемых кур­сов и тематических планов, способов и форм учета и контроля учебных достижений студентов, тематики творческих, курсовых и дипломных работ, написание и выпуск учебников и учебных пособий, разработку дидактических материалов к семинарским и практическим занятиям, а также конструирование собственной дидактической системы препо­давания, обмен профессиональным опытом с коллегами, методическую взаимопомощь или методическое руководство деятельностью начина­ющих преподавателей, создание разнообразной методической продукции для студентов и преподавателей (учебно-методических комплек­сов), участие в работе учебно-методических объединений и т.д.

Организационно-управленческая деятельность (в том числе и административная работа), включающая организацию деятельности различных постоянных и временных структурных подразделений ка­федры, факультета, вуза, учебно-научных объединений преподавате­лей и студентов и т.д.

Общественная деятельность, объединяющая разнообразные виды работ, выполняемых на общественных началах, в том числе: уча­стие в деятельности общественных объединений и организаций — профессиональных, научных, творческих и др.; выполнение различных поручений, связанных с жизнью производственного коллектива (ка­федры, факультета, всего вуза); установление и поддержание внешних связей и контактов кафедры, факультета, взаимодействие с другими кафедрами, факультетами, вузами, образовательными учреждениями и общественными формированиями и т.д.

Деятельность преподавателя в каждой из этих сфер может об­ладать разным качеством, что важно будет учитывать при оценке ка­чества его деятельности в целом. Итак, деятельность преподавателя вуза — многоуровневое и системное явление, включающее в себя сово­купность составляющих, проявляющихся в тех или иных видах его работы в вузе. Под системой деятельности преподавателя в вузе пони­мается взаимосвязанная совокупность неравноценных по своей сути и нерядоположенных элементов, которые в единстве раскрывают це­лостность деятельности любого преподавателя.

Обобщенная модель деятельности преподавателя вуза как систе­мы позволяет не только проектировать, но и выявлять на практике различные варианты ее организации и структуры.

Эта система гибка, вариативна по характеру связей между ее со­ставляющими. В структуре деятельности преподавателя вуза как сис­темы ее составляющие занимают различное по значению положение.

Научная работа и преподавание в том или ином их сочетании яв­ляются системообразующими элементами целостной системы деятель­ности преподавателя в вузе. Это ядро системы.

Виды деятельности, связанные с научно-методическим обеспече­нием преподавания и процесса подготовки специалистов, с организа­цией разных видов деятельности студентов, магистров, аспирантов, докторантов, стажеров, обозначены нами как системоразвивающие. Предложенное обозначение оправданно, так как любой из перечислен­ных видов работы выполняется в той или иной мере любым препода­вателем и обязательно связан с его научной работой или преподавани­ем как часть с целым.

Организационно-управленческая деятельность и общественная ра­бота — особые сферы деятельности, которые вроде бы и необязательны для каждого преподавателя вуза, но имеют место почти у всех. Эти виды работ в вузе выполняются только по доброй воле и при согласии самого преподавателя дополнительно к основной работе, поэтому их можно отнести к системодополняющим.

В структуре деятельности преподавателя вуза как системы допус­кается возможность автономности каждой подсистемы и их иерархии по разным основаниям для самого преподавателя, студентов, предста­вителей аппарата управления вузом и независимых экспертов. При­чем каждый вид деятельности в той или иной сфере может осуществ­ляться на разных уровнях качества.

Системный подход позволяет рассматривать и оценивать науч­но-исследовательскую, преподавательскую, методическую и другие виды профессиональной деятельности преподавателя не изолирован­но, а в определенной системе, как некую взаимосвязанную совокуп­ность деятельностей, каждая из которых выступает как мотивирован­ная, обладающая конкретной целью, направленной на определенный объект, осуществляемая с помощью соответствующих методов и при­водящая к системному результату.

Качество деятельностипреподавателя вуза понимается: как характеристика реального состояния деятельности, облада­ющей своеобразием и отличающейся определенными признаками и по­казателями;

степень соответствия установленным нормативам и стандартам осуществления этого вида профессиональной деятельности;

мера удовлетворения потребностей тех, кто прямо или косвенно заинтересован в результатах этой деятельности.

Поэтому для оценки качества деятельности преподавателей в том или ином вузе необходимо следующее:

во-первых, установить, что собой в реальной действительности представляет деятельность каждого преподавателя (в чем заключает­ся ее своеобразие, специфика; чем задается, определяется ее состоя­ние, какими условиями; как оно изменяется и т.п.);

во-вторых, определить, в какой степени эта индивидуальная (свое­образная, уникальная) деятельность преподавателя соответствует об­щим требованиям, предъявляемым к такой деятельности и отражен­ным в действующих нормативах и стандартах (в данном случае — в соответствующих нормативных документах о высшем образовании и высшей школе, о занимаемой должности при наличии или отсутствии соответствующих научных степеней и званий);

в-третьих, выявить, насколько деятельность конкретного препода­вателя отвечает ожиданиям и потребностям руководителей, сотрудни­ков и, конечно, студентов, а также его собственным потребностям и по­тенциальным возможностям.

При обосновании признаков качестваза основу были приняты следующие исходные положения.

Прежде всего сама профессия и социальные установки, относя­щиеся к этой профессии, содержат и предъявляют объективные требо­вания к преподавателю, выраженные в определенных нормах, соответ­ствие которым выступает признаками качества его деятельности. Они объединены в одну группу и получили название социально-профес­сиональные признаки.

Однако, поскольку деятельность преподавателя непосредствен­но связана с людьми, ее качество не может быть охарактеризовано или оценено безотносительно к восприятию ее теми людьми, которые ста­новятся прямыми или косвенными участниками этой деятельности (студенты, коллеги, руководители кафедр, факультетов и т.д.). В этом смысле признаками качества деятельности преподавателя становятся его проявления, характеризующие меру соответствия своеобразным этическим и психологическим нормам взаимодействия с людьми и ме­ру удовлетворения их потребностей в необходимом качественном выс­шем образовании. Эта группа признаков качества получила обозначе­ние этико-психологические признаки.

Выполняя конкретные функции в различных видах деятельности, преподаватель вуза принимает на себя те или иные профессиональные роли — лектор, тьютор, консультант, руководитель практики, научный руководитель студентов и аспирантов, организатор совместных дел, ак­ций, событий и т.д. Характер исполнения конкретным преподавателем принимаемых на себя ролей и функций, владение необходимыми для их качественного выполнения способами и средствами, а также мера его ответственности при этом отражают определенный уровень качества его деятельности. Такая группа признаков получила обозначение функци­онально-ролевых признаков качества деятельности преподавателя.

В то же время в своей профессии преподаватель реализует соб­ственный индивидуальный потенциал, осуществляя выбор личных при­оритетов из типичных сфер и видов профессиональной деятельности, при этом руководствуясь индивидуальными нормами и представления­ми. Такой выбор как бы задает определенный тип профессионального облика преподавателя и характеризует качество его деятельности в оп­ределенном аспекте — как соответствие личным потребностям и инди­видуальным нормам. Эта группа признаков качества деятельности пре­подавателя обозначена как индивидуально-типологические признаки.

Четыре группы признаков качества взаимосвязаны в их проявле­нии и в совокупности способны представить целостную и полную ха­рактеристику качества деятельности преподавателя вуза.

По каждой группе признаков выявлены критерии оценкикаче­ства этой деятельности, которые в определенной мере универсальны, т.е. применимы для любых условий — для оценки качества деятельно­сти любых преподавателей в любых вузах; всесторонние и измеримые.

При отборе критериев и выборе показателей для оценки качества деятельности преподавателя авторы руководствовались следующими исходными позициями — принципами.

1. Оценка качества деятельности не должна подменяться оцен­кой личностных качеств ее субъекта. Оценивается именно деятель­ность, а не человек как личность. Поэтому все критерии и показатели должны быть выражены в формулировках, отражающих характери­стику деятельности.

2. Оценка качества самой деятельности (как процесса решения профессиональных задач, реализации профессиональных функций и проявления личностных возможностей) не должна подменяться оценкой только ее результатов. Ибо результат деятельности или то, что порой выдается за результат, далеко не всегда соответствует качеству осуществленной деятельности.

3. Оценка деятельности преподавателей должна непременно учи­тывать объективные различия в условиях ее осуществления и компе­тенциях конкретных специалистов (специфика вуза, кафедры, степень, должность, обязанности и полномочия). При этом система критериев и показателей, процедура оценивания могут быть едиными, но точки отсчета уровней качества и оценочные характеристики деятельности различными.

На основе обозначенных подходов и принципов по каждой группе признаков качества для всех пяти сфер деятельности преподавателя вуза разработана общая система критериевоценки ее качества (табл. 5.7).

Оценка качества деятельности преподавателя предполагает выяв­ление уровня этого качества, т.е. установление соответствия характери­стик его деятельности одному из условно обозначенных уровней каче­ства,которые в данном подходе обозначаются следующим образом:

допустимый — относительное соответствие деятельности приня­тым нормам, что означает выполнение преподавателем основной части предписанных функциональных обязанностей и частичное удовлет­ворение соответствующих потребностей заинтересованных и нужда­ющихся в его деятельности людей;

оптимальный — полное соответствие нормам как выполнение пре­подавателем всех предписанных функциональных обязанностей и конструктивный характер в отношении сложившихся традиций, адекват­ное удовлетворение потребностей всех заинтересованных и нуждаю­щихся в этой деятельности людей (студентов, руководителей вузовс­кими структурами, государства и общества в целом);

высокий — соответствие нормам деятельности с их творческим превышением как выход за пределы сложившихся в вузе стереотипов и традиций (на уровне кафедры, факультета или вуза в целом), полное удовлетворение потребностей всех, кому адресована эта деятельность;

недопустимый — несоответствие норме, т.е. невыполнение пре­подавателем предписанных функциональных обязанностей и негатив­ная оценка основных потребителей этой деятельности.

Таблица 5.7

Наши рекомендации