В корпоративно-профессиональной среде
Методологической основой определения и анализа качества деятельности преподавателей выступил сферно-аспектный подход, суть которого заключается в следующем.
Объективно, в силу особенностей вуза как образовательного учреждения и социальной организации, деятельность каждого преподавателя осуществляется одновременно как бы в различных сферах, в каждой из которых преподаватель выполняет разные роли, реализует разные функции и проявляет свою творческую индивидуальность в тех или иных видах профессиональной деятельности.
В системе деятельности преподавателя вуза можно выделить следующие общие для всех сферы.
Образовательная деятельность (собственно преподавание или учебная работа), включающая различные виды «учебных поручений» — чтение лекций, проведение семинарских, практических и лабораторных занятий, руководство производственной практикой студентов, руководство курсовыми и дипломными работами студентов, организация самостоятельной учебной деятельности студентов, проведение контрольных работ, зачетов, экзаменов, а также организация внеаудиторной работы со студентами и др.
Научно-исследовательская деятельность (или научная работа), предполагающая систематические и планомерные научные изыскания и разработки по определенной теме, утвержденной соответствующим научным подразделением вуза (кафедрой, ученым советом, НИЧ и др.), а также участие в научных событиях различного масштаба, научно-критическую работу (рецензирование и оппонирование научных трудов своих коллег), обмен научным опытом с молодыми коллегами, содействие повышению их научной квалификации и др.
Методическая деятельность (учебно-методическая, научно-методическая или организационно-методическая работа), включающая разработку или модификацию учебных программ преподаваемых курсов и тематических планов, способов и форм учета и контроля учебных достижений студентов, тематики творческих, курсовых и дипломных работ, написание и выпуск учебников и учебных пособий, разработку дидактических материалов к семинарским и практическим занятиям, а также конструирование собственной дидактической системы преподавания, обмен профессиональным опытом с коллегами, методическую взаимопомощь или методическое руководство деятельностью начинающих преподавателей, создание разнообразной методической продукции для студентов и преподавателей (учебно-методических комплексов), участие в работе учебно-методических объединений и т.д.
Организационно-управленческая деятельность (в том числе и административная работа), включающая организацию деятельности различных постоянных и временных структурных подразделений кафедры, факультета, вуза, учебно-научных объединений преподавателей и студентов и т.д.
Общественная деятельность, объединяющая разнообразные виды работ, выполняемых на общественных началах, в том числе: участие в деятельности общественных объединений и организаций — профессиональных, научных, творческих и др.; выполнение различных поручений, связанных с жизнью производственного коллектива (кафедры, факультета, всего вуза); установление и поддержание внешних связей и контактов кафедры, факультета, взаимодействие с другими кафедрами, факультетами, вузами, образовательными учреждениями и общественными формированиями и т.д.
Деятельность преподавателя в каждой из этих сфер может обладать разным качеством, что важно будет учитывать при оценке качества его деятельности в целом. Итак, деятельность преподавателя вуза — многоуровневое и системное явление, включающее в себя совокупность составляющих, проявляющихся в тех или иных видах его работы в вузе. Под системой деятельности преподавателя в вузе понимается взаимосвязанная совокупность неравноценных по своей сути и нерядоположенных элементов, которые в единстве раскрывают целостность деятельности любого преподавателя.
Обобщенная модель деятельности преподавателя вуза как системы позволяет не только проектировать, но и выявлять на практике различные варианты ее организации и структуры.
Эта система гибка, вариативна по характеру связей между ее составляющими. В структуре деятельности преподавателя вуза как системы ее составляющие занимают различное по значению положение.
Научная работа и преподавание в том или ином их сочетании являются системообразующими элементами целостной системы деятельности преподавателя в вузе. Это ядро системы.
Виды деятельности, связанные с научно-методическим обеспечением преподавания и процесса подготовки специалистов, с организацией разных видов деятельности студентов, магистров, аспирантов, докторантов, стажеров, обозначены нами как системоразвивающие. Предложенное обозначение оправданно, так как любой из перечисленных видов работы выполняется в той или иной мере любым преподавателем и обязательно связан с его научной работой или преподаванием как часть с целым.
Организационно-управленческая деятельность и общественная работа — особые сферы деятельности, которые вроде бы и необязательны для каждого преподавателя вуза, но имеют место почти у всех. Эти виды работ в вузе выполняются только по доброй воле и при согласии самого преподавателя дополнительно к основной работе, поэтому их можно отнести к системодополняющим.
В структуре деятельности преподавателя вуза как системы допускается возможность автономности каждой подсистемы и их иерархии по разным основаниям для самого преподавателя, студентов, представителей аппарата управления вузом и независимых экспертов. Причем каждый вид деятельности в той или иной сфере может осуществляться на разных уровнях качества.
Системный подход позволяет рассматривать и оценивать научно-исследовательскую, преподавательскую, методическую и другие виды профессиональной деятельности преподавателя не изолированно, а в определенной системе, как некую взаимосвязанную совокупность деятельностей, каждая из которых выступает как мотивированная, обладающая конкретной целью, направленной на определенный объект, осуществляемая с помощью соответствующих методов и приводящая к системному результату.
Качество деятельностипреподавателя вуза понимается: как характеристика реального состояния деятельности, обладающей своеобразием и отличающейся определенными признаками и показателями;
степень соответствия установленным нормативам и стандартам осуществления этого вида профессиональной деятельности;
мера удовлетворения потребностей тех, кто прямо или косвенно заинтересован в результатах этой деятельности.
Поэтому для оценки качества деятельности преподавателей в том или ином вузе необходимо следующее:
во-первых, установить, что собой в реальной действительности представляет деятельность каждого преподавателя (в чем заключается ее своеобразие, специфика; чем задается, определяется ее состояние, какими условиями; как оно изменяется и т.п.);
во-вторых, определить, в какой степени эта индивидуальная (своеобразная, уникальная) деятельность преподавателя соответствует общим требованиям, предъявляемым к такой деятельности и отраженным в действующих нормативах и стандартах (в данном случае — в соответствующих нормативных документах о высшем образовании и высшей школе, о занимаемой должности при наличии или отсутствии соответствующих научных степеней и званий);
в-третьих, выявить, насколько деятельность конкретного преподавателя отвечает ожиданиям и потребностям руководителей, сотрудников и, конечно, студентов, а также его собственным потребностям и потенциальным возможностям.
При обосновании признаков качестваза основу были приняты следующие исходные положения.
Прежде всего сама профессия и социальные установки, относящиеся к этой профессии, содержат и предъявляют объективные требования к преподавателю, выраженные в определенных нормах, соответствие которым выступает признаками качества его деятельности. Они объединены в одну группу и получили название социально-профессиональные признаки.
Однако, поскольку деятельность преподавателя непосредственно связана с людьми, ее качество не может быть охарактеризовано или оценено безотносительно к восприятию ее теми людьми, которые становятся прямыми или косвенными участниками этой деятельности (студенты, коллеги, руководители кафедр, факультетов и т.д.). В этом смысле признаками качества деятельности преподавателя становятся его проявления, характеризующие меру соответствия своеобразным этическим и психологическим нормам взаимодействия с людьми и меру удовлетворения их потребностей в необходимом качественном высшем образовании. Эта группа признаков качества получила обозначение этико-психологические признаки.
Выполняя конкретные функции в различных видах деятельности, преподаватель вуза принимает на себя те или иные профессиональные роли — лектор, тьютор, консультант, руководитель практики, научный руководитель студентов и аспирантов, организатор совместных дел, акций, событий и т.д. Характер исполнения конкретным преподавателем принимаемых на себя ролей и функций, владение необходимыми для их качественного выполнения способами и средствами, а также мера его ответственности при этом отражают определенный уровень качества его деятельности. Такая группа признаков получила обозначение функционально-ролевых признаков качества деятельности преподавателя.
В то же время в своей профессии преподаватель реализует собственный индивидуальный потенциал, осуществляя выбор личных приоритетов из типичных сфер и видов профессиональной деятельности, при этом руководствуясь индивидуальными нормами и представлениями. Такой выбор как бы задает определенный тип профессионального облика преподавателя и характеризует качество его деятельности в определенном аспекте — как соответствие личным потребностям и индивидуальным нормам. Эта группа признаков качества деятельности преподавателя обозначена как индивидуально-типологические признаки.
Четыре группы признаков качества взаимосвязаны в их проявлении и в совокупности способны представить целостную и полную характеристику качества деятельности преподавателя вуза.
По каждой группе признаков выявлены критерии оценкикачества этой деятельности, которые в определенной мере универсальны, т.е. применимы для любых условий — для оценки качества деятельности любых преподавателей в любых вузах; всесторонние и измеримые.
При отборе критериев и выборе показателей для оценки качества деятельности преподавателя авторы руководствовались следующими исходными позициями — принципами.
1. Оценка качества деятельности не должна подменяться оценкой личностных качеств ее субъекта. Оценивается именно деятельность, а не человек как личность. Поэтому все критерии и показатели должны быть выражены в формулировках, отражающих характеристику деятельности.
2. Оценка качества самой деятельности (как процесса решения профессиональных задач, реализации профессиональных функций и проявления личностных возможностей) не должна подменяться оценкой только ее результатов. Ибо результат деятельности или то, что порой выдается за результат, далеко не всегда соответствует качеству осуществленной деятельности.
3. Оценка деятельности преподавателей должна непременно учитывать объективные различия в условиях ее осуществления и компетенциях конкретных специалистов (специфика вуза, кафедры, степень, должность, обязанности и полномочия). При этом система критериев и показателей, процедура оценивания могут быть едиными, но точки отсчета уровней качества и оценочные характеристики деятельности различными.
На основе обозначенных подходов и принципов по каждой группе признаков качества для всех пяти сфер деятельности преподавателя вуза разработана общая система критериевоценки ее качества (табл. 5.7).
Оценка качества деятельности преподавателя предполагает выявление уровня этого качества, т.е. установление соответствия характеристик его деятельности одному из условно обозначенных уровней качества,которые в данном подходе обозначаются следующим образом:
допустимый — относительное соответствие деятельности принятым нормам, что означает выполнение преподавателем основной части предписанных функциональных обязанностей и частичное удовлетворение соответствующих потребностей заинтересованных и нуждающихся в его деятельности людей;
оптимальный — полное соответствие нормам как выполнение преподавателем всех предписанных функциональных обязанностей и конструктивный характер в отношении сложившихся традиций, адекватное удовлетворение потребностей всех заинтересованных и нуждающихся в этой деятельности людей (студентов, руководителей вузовскими структурами, государства и общества в целом);
высокий — соответствие нормам деятельности с их творческим превышением как выход за пределы сложившихся в вузе стереотипов и традиций (на уровне кафедры, факультета или вуза в целом), полное удовлетворение потребностей всех, кому адресована эта деятельность;
недопустимый — несоответствие норме, т.е. невыполнение преподавателем предписанных функциональных обязанностей и негативная оценка основных потребителей этой деятельности.
Таблица 5.7