Технология повышения коммуникативной
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Технология повышения коммуникативной компетентности педагога направлена на повышение эффективности решения педагогических задач и улучшение качества общения участников образовательного процесса.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера [3; 8; 14].
В современном образовательном процессе общение — это прежде всего личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента. Именно этот социально-психологический стержень придает образовательной среде особую эмоциональную продуктивность, позволяет вовлечь субъектов, например, вузовского образовательного процесса, в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности, в целом решать гуманистические задачи создания условий, раскрывающих потенциальные возможности. Однако решать эти задачи может только педагог, обладающий высоким уровнем профессионализма, в том числе компетентности в общении.
Под коммуникативной компетентностью понимают способность осуществлять общение эффективно, т.е. владение приемами и навыками передачи информации, эмоций, высоким уровнем точности межличностного восприятия и понимания партнера по общению, способствующее успешности совместной деятельности.
Исследования проблем коммуникации в учебном процессе [10] дают возможность выделить этапы педагогического общения, каждый из которых направлен на решение специфических задач и требует специальных знаний, особых коммуникативных навыков и умений.
1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
На первом этапе в процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно педагогическим целям и задачам; системе методов обучения и воспитания, особенностям аудитории и индивидуальности самого педагога. Это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Она требует знаний о структуре, функциях и особенностях профессионального педагогического общения, специфике профессионального педагогического общения в разных условиях (начальная, средняя, высшая школа, постдипломное образование и др.), понимания его роли в эффективной педагогической деятельности. При планировании конкретных форм взаимодействия преподаватель должен исходить также из представлений об особенностях своего индивидуального стиля, своих потенциальных возможностях, сильных и слабых сторонах как субъекта профессионально-педагогического общения.
На втором этапе происходит организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало общения, во многом определяющее успешность дальнейшего развития педагогической деятельности. Этот этап требует навыков установления психологического контакта с группой, удержания ее внимания, навыков самопрезентации, а также широкого спектра социально-перцептивных умений и навыков.
Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Этот этап требует использования разнообразных специфических приемов и способов педагогического общения в разных формах учебной деятельности (лекциях, семинарах, практических занятиях), в ситуациях оценки знаний студентов (зачетах, экзаменах), навыков управления познавательной деятельностью студентов, поддержания их учебной мотивации. Индивидуальное общение со студентами предполагает наличие у преподавателя достаточно высоких способностей к межличностному восприятию, в том числе определенный уровень развития эмпатии.
Успешность четвертого этапа определяется способностью педагога к рефлексии. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается, и вновь осуществляется переход к первому этапу.
Таким образом, эффективное педагогическое общение требует целой системы взаимосвязанных коммуникативных навыков и умений, которым необходимо специально и систематизированно обучать будущих педагогов.
В рамках реального учебного процесса данная технология применяется в форме тренинга, т.е. курса, рассчитанного на группу учащихся, ориентированного в большей мере на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, и направленного прежде всего на достижение практических результатов.
Обучение в тренинговой группе при интенсивном взаимообмене чувствами, мыслями и действиями имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, в группе люди начинают легче принимать точку зрения своих партнеров и обнаруживают готовность к изменению собственных установок. Возрастают социальная активность и инициатива в поиске оригинальных решений. Во-вторых, создаются условия для формирования общепонятного психологического языка, что позволяет участникам группы описывать свои переживания, стремления, цели и ожидания. В-третьих, данная форма работы позволяет выявлять структурно-функциональные взаимоотношения в группе. Наблюдая взаимоотношения между участниками тренинговой группы, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, специфику вербальной и невербальной самоподачи и т.д. Объектом наблюдения может быть и выполнение группой своих задач. Однако сверхзадачей активного социально-психологического обучения должна быть не только концентрация участников тренинга на технике общения, сколько пробуждение интереса к другому человеку.
1. Цель тренинга:
повышение коммуникативной компетентности в профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза.
В результате обучения участники тренинга должны:
• знать структуру и функции профессионального педагогического общения и понимать его роль в эффективной педагогической деятельности;
• представлять специфику профессионального педагогического общения в условиях высшей школы;
• уметь анализировать ситуацию педагогического взаимодействия в вузе с точки зрения эффективности профессионального педагогического общения;
• владеть основными техниками и приемами коммуникации в различных учебных ситуациях в вузе;
• осознавать особенности своего индивидуального стиля, потенциальные возможности и способы самосовершенствования в качестве субъекта профессионально-педагогического общения в высшей школе.
2. Содержание тренинга(три компонента).
1. Когнитивный компонент — усвоение системы знаний об эффективном педагогическом общении, его роли в структуре педагогической деятельности, закономерностях, специфике, организации и особенностях.
2. Эмоционально-мотивационный компонент — формирование личностно значимых представлений о себе как субъекте профессионального педагогического общения в высшей школе.
3. Поведенческий компонент — овладение системой практических умений и навыков эффективного профессионального педагогического общения в разных учебных ситуациях в вузе, ознакомление с основными техниками и приемами его совершенствования.
Когнитивный компонент. В ходе тренинга повышения коммуникативной компетентности преподавателя в форме мини-лекций рассматриваются четыре темы.
1. Специфика профессионального педагогического общения в высшей школе.
Краткое содержание и ключевые термины: педагогическая деятельность и педагогическое общение, структура, содержание и особенности педагогического общения в высшей школе, понятие эффективного педагогического общения, этапы и планирование педагогического общения в вузе.
2. Преподаватель вуза как субъект педагогического общения.
Краткое содержание и ключевые термины: структура субъектных свойств педагога, необходимых для успешного педагогического общения; психофизиологический уровень как предпосылка осуществления преподавателем субъектной роли, педагогические способности, направленность личности и мотивация педагогической деятельности, коммуникативные умения и навыки преподавателя вуза; понятие индивидуального стиля педагогического общения, специфика проявления индивидуального стиля преподавателя в вузовском образовательном процессе.
3. Коммуникативная компетентность педагога как условие эффективности его профессиональной деятельности.
Краткое содержание и ключевые термины: понятие коммуникативной компетентности, компоненты коммуникативной компетентности, способы и приемы успешной коммуникации в образовательном процессе в вузе (установление контакта с аудиторией, использование речевых и неречевых средств общения, использование средств выразительности речи, приемов повышения заинтересованности и др.), перцептивно-рефлексивные способности педагога, ошибки взаимного восприятия участников педагогического общения, способы повышения коммуникативной компетентности преподавателя вуза.
4. Затруднения в педагогическом общении.
Краткое содержание и ключевые термины: психологические барьеры в педагогическом общении и взаимодействии, ситуации затрудненного педагогического общения в вузовской образовательной практике, общение в конфликтных педагогических ситуациях в вузе; трудности в педагогическом процессе как источник стресса, устойчивость педагога к психическому стрессу, пути и приемы профилактики эмоционального «выгорания» преподавателя.
Эмоционалъно-мотивационный компонент. В ходе выполнения тренинговых заданий, индивидуального и группового тестирования, участия в ролевых играх, дискуссиях и обсуждениях, на основе получения обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии участники тренинга производят следующие действия:
• переосмысливают представление о себе как субъекте педагогического общения в вузе и реалистически оценивают свои качества и уровень собственной коммуникативной компетентности;
• приходят к осознанию своих индивидуальных особенностей, своего индивидуального стиля общения;
• осознают свои потенциальные возможности и основные направления самосовершенствования в качестве субъекта педагогического общения в высшей школе;
• формируют мотивационную готовность к активной работе по повышению уровня собственной коммуникативной компетентности, в том числе к освоению приемов и способов эффективного педагогического общения в вузе, как в ходе тренинга, так и в самостоятельной работе по его окончании.
Поведенческий компонент. В ходе выполнения тренинговых упражнений и участия в имитационных ролевых играх участники тренинга приобретают следующие практические умения и навыки:
• знакомство с техникой установления контакта со студенческой аудиторией; поддержания внимания слушателей, получения обратной связи, самопрезентации преподавателя и т.д.;
• навыки анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом;
• навыки организации эффективного профессионального педагогического общения в условиях типичных форм обучения в вузе: лекция, семинарские и практические занятия, зачет и экзамен;
• умения организации эффективного педагогического общения в Некоторых ситуациях затрудненного общения и конфликтных ситуациях со студентами (в том числе осознание источников затруднений, целей конфликтующих сторон, представление о способах управления конфликтом);
• знакомство с использованием речевых и неречевых средств профессионального педагогического общения (в том числе оптико-кинетической, экстралингвистической и паралингвистической систем знаков, приемами организации пространства), приемами изложения учебного материала и др.;
• знакомство с приемами и способами саморегуляции психического состояния педагога;
•знакомство с техниками и приемами повышения стрессоустойчивости преподавателя.
3. Субъекты образовательного процесса.
Преподаватель. Предлагаемая технология является групповым тренингом, обучающий и развивающий эффект которого опирается на закономерности групповой динамики, этапность в развитии группы и постепенно проявляется в ходе диалога, рефлексии, проживания ситуаций, несущих образовательный, личностный, профессиональный смысл.
Тренинг основывается на принципах личностно ориентированного обучения, т.е. создания такой образовательной среды, где обучающийся раскрывает себя как личность, реализует свой опыт познания при направляющей и организующей роли преподавателя.
Функции ведущего тренинга в ходе занятий:
• опирается на принципы сотрудничества и взаимопонимания;
• создает психолого-педагогические условия для становления активности обучающихся, их самовыражения;
• поощряет умение и попытки обучающихся принимать решения, формировать цели, выбирать способы их достижения.
Технология может быть реализована только в ходе общения диалогического типа, являющегося необходимым условием порождения мышления как преподавателя, так и участников тренинга. Ведущий входит в контакт со слушателями как собеседник, пришедший «поделиться» содержанием материала. Он не только признает их право на собственное суждение, но и заинтересован в нем. Коммуникация с членами группы строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками решения проблем.
В связи с вышесказанным преподаватель, использующий данную технологию, должен соответствовать определенным требованиям, иметь:
• достаточный опыт собственно преподавательской, педагогической деятельности;
• психологическое образование и разбираться в вопросах психологии общения, социальной перцепции, групповой динамики и т.п.
• опыт ведения тренинговых занятий.
Участники тренинга. Базовый вариант тренинга повышения коммуникативной компетентности преподавателей ориентирован на начинающих преподавателей вузов (в качестве которых могут выступать также аспиранты, соискатели), имеющих небольшой опыт преподавания и нуждающихся в приобретении опыта профессиональной педагогической деятельности. В нашей практической работе он используется в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы «Преподаватель высшей школы», реализуемой на кафедре психологии и педагогики личностного и профессионального развития факультета психологии СПбГУ.
Тренинг может также с успехом применяться в рамках повышения квалификации преподавателей, заинтересованных в улучшении качества своей профессиональной деятельности.
Модифицированны вариант тренинга ориентиров ан на студентов-старшекурсников и магистрантов, предполагающих после окончания вуза заниматься педагогической деятельностью, в том числе в средней школе. В нашей практике такой вариант включен в магистерскую программу «Психолог в образовании» и предназначен для магистрантов, научно-исследовательская и практическая деятельность которых в будущем будет связана с психолого-педагогическими проблемами в образовательных учреждениях разного типа и уровня (как средней, так и высшей школы). Этот вариант отличается прежде всего своей содержательной частью, включающей в составе когнитивного и поведенческого компонента теоретические и практические вопросы педагогического общения и взаимодействия в начальной и средней школе.
Модифицированный вариант тренингаориентирован на студентов-старшекурсников и магистрантов, предполагающих после окончания вуза заниматься психолого-педагогическими проблемами в современной образовательной практике.
В дополнение к обозначенным в базовом варианте задачам выделяется задачасформировать личностно значимые представления о практике реального процесса профессионального педагогического общения и его особенностях в образовательных учреждениях разного типа и уровня.
В этом варианте тренинг проводится в течение семь занятий, т.е. добавляется еще одно занятие.
В состав когнитивного компонентатренинга включается мини-лекция 5 «Специфика профессионально-педагогического общения в образовательных учреждениях разного типа».
Краткое содержание и ключевые термины. Обучение и воспитание как составляющие части образовательного процесса. Своеобразие педагогического общения в условиях разных типов образовательных учреждений: дошкольные образовательные учреждения, начальная школа, средняя школа, учреждения среднего и высшего профессионального образования. Особенности педагогического общения в средней школе в условиях разных форм обучения (комбинированный урок, урок-информация урок контроля знаний и др.). Специфика педагогического общения в высшей школе: лекция, семинарские и практические занятия. Особенности педагогического общения на зачете и экзамене. Планирование педагогического общения в образовательных учреждениях разного типа и уровня.
В перечень ролевых игр включается моделирование типичных ситуаций педагогического общения в дошкольном учреждении («Проведение обучающих занятий»), в начальной школе («Знакомство с первоклассниками», ««Проведение контрольной»), в средней школе («Конфликт в классе», «Организация внеклассного мероприятия»), в старших классах («Конфликт с учителем», «Организация, диспута») и др.
При написании самостоятельной работы участники тренинга должны обязательно уточнить специфику образовательного учреждения, с которым связана их профессиональная деятельность. Выбор упражнений, направленных на саморазвитие и самосовершенствование, также должен отражать специфические задачи и особенности данного уровня образования.
4. Необходимые условия проведения тренинга.
Формирование группы. Формирование группы — необходимое условие успешности достижения поставленной цели. Эффект обучения во многом зависит от групповой динамики, групповой поддержки, поэтому состав участников тренинга очень важен.
Рекомендуемое число участников группы варьируется в пределах от 7 до 9—11 человек. При меньшем числе может недоставать эффекта групповой поддержки, трудно проводить дискуссии, недостаточно разных мнений. При большем числе теряется динамика процесса, так как приходится выслушивать слишком много разных мнений и преподавателю трудно направлять процесс.
Качественный состав участников в условиях реального учебного процесса в вузе может быть разным.
Это может быть группа, достаточно однородная по своему составу, уровню образования, педагогическому опыту, специальности, например группа магистрантов. В таком случае группа объединяется общей целью, например: получить новые знания о феномене педагогического общения, узнать больше о себе как субъекте общения, попробовать себя в качестве преподавателя в ролевых играх, имитирующих типичные или затрудненные ситуации педагогического процесса.
В формате повышения квалификации или дополнительных образовательных программ состав участников может быть разнородным и включать как опытных, так и начинающих преподавателей, специалистов разных направлений. В таком случае это может быть использовано как дополнительный фактор групповой работы. В частности, опытные преподаватели могут в ролевых играх выступать наставниками и советчиками для неопытных, или специалисты разного профиля могут представлять разные точки зрения в групповой дискуссии.
Формирование готовности к педагогическому взаимодействию. После того как группа сформирована, в ней необходимо создать рабочую атмосферу и готовность к активному участию в процессе.
Проведение социально-психологического тренинга основывается на некоторых принципах, а именно: представлении «Я» участника, активности на занятиях, открытой обратной связи, принципе «здесь и теперь» и др. Одно из основных достоинств тренинга состоит в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием группы и, самое главное, не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим.
Для реализации этой задачи на первом занятии используются стандартные процедуры, применяющиеся в тренинге [12; 16; 17]. В первую очередь речь идет об обеспечении социально-психологического комфорта участников тренинга, что достигается установлением правил общения, регламентацией занятий и формальных моментов. Вводятся групповые нормы (искренности, равноценности, конструктивной обратной связи и т.д.) и выбор форм обращения.
Преподавателю необходимо довести до сознания слушателей, что желаемый результат (т.е. повышение коммуникативной компетентности) будет достигнут только в ходе активного участия всех слушателей на основе действия таких психологических феноменов, как познавательный интерес, подкрепление, рефлексия, самопознание, формирование навыков и поведенческих моделей и др.
Формирование мотивации к повышению коммуникативной компетентности как индивидуально-личностной задачи. Особое внимание следует обратить на формирование оптимального рабочего уровня мотивации участников тренинга. С самого начала занятий необходимо формировать и поддерживать адекватные, реалистические ожидания. Это достигается представлением плана работы в тренинге, его основных задач и направлений, обговариванием его результатов. Слушатели обозначают конкретные вопросы, на которые хотели бы получить ответ, и проблемы, которые они хотели бы решить в результате тренинга. Необходимо понимать, что завышенные ожидания могут дезорганизовать работу, привести к неудовлетворенности и в конечном счете к занижению профессиональной самооценки.
Успешность тренинга и достижение запланированных результатов во многом зависят от степени внутренней вовлеченности участников в учебный процесс, их отношения к предлагаемой цели, значимости предлагаемого предметного содержания, готовности и потребности занять определенные позиции в системе педагогического взаимодействия. Речь идет об осознании участниками тренинга личностного смысла происходящего.
Необходимо добиться того, чтобы участники тренинга переосмыслили представление о себе как субъекте педагогического общения, осознали особенности своего индивидуального стиля, свои сильные и слабые стороны как преподавателя и в конечном счете пришли к разработке конкретной индивидуальной программы совершенствования собственной коммуникативной компетентности.
Для решения этой задачи начиная с первого занятия и на протяжении всего учебного процесса используются приемы, повышающие личностную заинтересованность участников: проведение групповых дискуссий, выполнение специальных тестовых задач и упражнений на самооценку различных сторон собственной личности, проведение ролевых имитационных игр, активизация воспоминаний об успешных и неуспешных случаях в своей педагогической практике.
Формирование образа цели. На этом этапе следует создать «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), т.е. сформировать у слушателей представление о том, какие субъектные качества и свойства позволяют осуществлять педагогическое общение эффективно. Достижение данного результата является технологически необходимым, поскольку он в дальнейшем будет играть программирующую и направляющую роль.
Для решения этой задачи используется модель И.А. Зимней [6], позволяющая представить свойства субъекта деятельности в виде четырех уровней: 1) психофизиологический уровень как предпосылка осуществления педагогом субъектной роли (особенности темперамента — сила нервной системы, темп, ритм нервной деятельности, уровень здоровья, стрессоустойчивость и др.); 2) педагогические способности (включая дидактические, академические, организаторские, интеллектуальные, перцептивно-рефлексивные и др.); 3) направленность личности и мотивация педагогической деятельности (направленность на других, внешняя, внутренняя мотивация, стремление к самосовершенствованию); 4) профессионально-педагогические и предметные (психолого-педагогические, методические, дидактические и др.) знания и умения.
На основе выполнения задач по самооценке, обсуждения и сравнения в группе результатов, рефлексии, тематических сообщений и обобщений преподавателя, ведущего тренинг, у каждого слушателя должно сформироваться:
• представление о себе как субъекте педагогического общения: иерархическая четырехуровневая модель собственных индивидуальных особенностей, включающая представление о психофизиологических свойствах, уровне развития педагогических способностей, мотивации собственной педагогической деятельности, наличии педагогических навыков и умений («Я-реальное»);
• представление о том, какие качества и свойства необходимо в себе развить или сформировать («Я-идеальное»).
Формирование поведенческих моделей (практических умений и навыков). Умения и навыки педагогического общения приобретаются в ходе выполнения упражнений или в результате имитации типичных или «затрудненных» педагогических ситуаций с последующим анализом. Результатом является усвоение определенного поведенческого репертуара и в целом приобретение большей свободы и гибкости в осуществлении педагогического общения.
Завершение образовательной ситуации. В ходе тренинга участники собирают материал для самостоятельной работы, представляющей собой анализ участия в тренинге и разработку индивидуальной программы самосовершенствования в качестве субъекта педагогического общения. Обязательным требованием к работе является подробное описание способов и приемов формирования навыков коммуникативной компетентности с детальным описанием соответствующих упражнений (развернутые требования к самостоятельной работе представлены в приложении 2).
На последнем занятии в рамках «круглого стола» происходит обсуждение результатов и индивидуальных программ. Преподаватель, ведущий тренинг, должен стараться подвести каждого участника к осознанию и формулировке конкретных результатов и эффектов, полученных в ходе тренинга, показать каждому участнику пройденный путь и укрепить в дальнейшем продвижении по намеченной программе. На данном этапе особенно важно проработать выход участников тренинга из ситуации обучения, обеспечивающий комфортное последействие. В противном случае можно получить нежелательные эффекты. Так, не отрефлексированное должным образом игротехническое событие может вызвать у его участников серьезные психологические переживания в течение длительного периода.
Типичный вариант завершения занятий — преподаватель подводит итог занятиям, благодарит всех за участие в тренинге и говорит, что готов к дальнейшему сотрудничеству. В случае необходимости желающие могут обсудить с преподавателем свою личную ситуацию в индивидуальном порядке.
5. Примерный план проведения тренинга.
Занятие 1 (вводное)
Цель: введение в тренинговую ситуацию, создание рабочей психологической атмосферы в группе, содержательное определение целей тренинга.
Задачи:
• ориентация в специфике тренинга как метода обучения, создание в группе рабочей атмосферы, способствующей самопознанию и самопроявлению;
• первичная диагностика ожиданий участников, выявление и коррекция мотивации участников;
• выработка общегруппового представления о сущности педагогического общения и условиях его эффективности;
• определение группой целей своей работы и самоопределение членов группы.
Этапы проведения занятия, формы и методы работы
1. Вводное словопреподавателя: введение в цели и задачи тренинга как метода обучения, а также представление средств, которыми они будут достигаться.
2. Упражнение«Знакомство» с целью формирования у членов группы установки на взаимопонимание, определения возможных тактик и стратегий общения с каждым участником, создания климата психологической безопасности.
Вариант 1. Участники разбиваются на пары и в течение 10—15 мин проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого. В этом упражнении присутствует высокий обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему представить достоверный психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Другие участники также задают другие вопросы.
Вариант 2. Представление снимается на видеопленку. Участники выходят за дверь и по одному входят в комнату, где находится преподаватель с камерой. Их задача — назвать два-три собственных качества, способствующие общению со студентами и коллегами, и два-три качества,, мешающие ему. После представления группа собирается вместе, рассаживается в круг и анализирует видеозапись. Ценность этого варианта — в наглядной обратной связи и большом количестве материала, анализ которого проводит группа вместе с преподавателем.
3. Групповое обсуждениевопроса «Условия эффективности педагогического общения».
Обсуждение проводится в два этапа:
1. Группа разбивается на две подгруппы, которые в течение 15— 20 мин обсуждают поставленный вопрос. Задача преподавателя — организовать групповую работу, не вмешиваясь в содержательную сторону обсуждения. Для более эффективного обсуждения проблемы преподаватель использует технологию группового решения проблемы — последовательность процедур, выполнение которых обеспечивает содержательное решение стоящей перед группой задачи.
Основные шаги при решении проблемы (при необходимости при организационной помощи и разъяснениях ведущего тренинга).
Диагностика задачи. Каждый участник формулирует, как он лично понимает поставленную задачу, что для него означает эффективное педагогическое общение.
Диагностика ситуации. Каждый участник оценивает свою реальную профессиональную и личную ситуацию, в которой находится. Группа пытается подвести обобщенные итоги сказанного: есть ли в ситуациях нечто общее, что не позволяет каждому эффективно общаться со студентами и коллегами; каковы индивидуальные особенности и проблемы.
Диагностика и постановка проблем. Участники групп обсуждают и формулируют проблемы, препятствующие эффективному общению в педагогической деятельности. Ведущий предлагает формулировать проблемы в терминах противоречия (например, как противоречие между желаемым и действительным, которое не может быть разрешено при имеющихся условиях).
Определение целей. Участники заканчивают работу тем, что определяют цели своего участия в тренинге. В частности, пытаются определить, какие возможности есть у тренинга для решения тех проблем, которые они обозначили.
2. После 10-минутного перерыва группа собирается вместе для представления своей точки зрения. От каждой группы выступают в течение 5—7 мин один или несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы на понимание или дискуссионные вопросы. Предложенный материал обсуждается, участники обмениваются мнениями.
После выступления всех групп тренер совместно с участниками подводит итоги, проводя качественный анализ всех сообщений, выделяя наиболее конструктивные моменты в докладах и выступлениях. Обсуждение направлено на то, чтобы выйти на обозначение общегрупновых целей как тех результатов, на которые должна быть ориентирована дальнейшая работа. Групповая работа также стимулирует динамика развития группы.
При достаточной степени подготовленности участников групповую работу можно планировать как проведение групповой дискуссии,При проведении дискуссии можно использовать проблемные вопросы и высказывания, например: «Умение общаться для педагога необязательно — важно, чтобы он хорошо знал предмет»; «Может ли интроверт быть хорошим педагогом?». В таком случае группа разбивается на две подгруппы, защищающие противоположные точки зрения.
4. Мини-лекция на тему «Педагог как субъект педагогического общения».
Раскрывается модель И.А. Зимней [6], рассматривающая свойства субъекта деятельности в виде четырех уровней: 1) психофизиологический уровень как предпосылка осуществления педагогом субъектной роли; 2) педагогические способности как уровень, который можно развивать в ходе практической деятельности и с помощью специальных упражнений; 3) направленность личности и мотивация педагогической деятельности, определяющей содержательную сторону педагогического труда; 4) профессионально-педагогические и предметные знания и умения, приобретаемые в результате обучения и с опытом практической работы.
5. Упражнение на рефлексию«Рефлексия „здесь и сейчас"». Целью данного упражнения является знакомство с сутью процесса рефлексии и отработка соответствующих навыков.
Преподаватель дает основные понятия рефлексивной работы и предлагает каждому участнику выразить свое представление о происходящем с ним и группой. Делать это можно в любой форме — вербально, невербально (рисунок, мимика, жесты).
Вариант 1. Каждый из членов группы по семибалльной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему.
Вариант 2. Для получения обратной связи участникам можно раздать анкету с вопросами, например: «Ваше отношение к проделанной работе:
-3-2-10+1+2+3 (от „очень отрицательное" до „очень положительное")? Что мешало вам в этой работе? Что вам дала эта работа в содержательном плане? Сможете ли вы использовать данную форму работы в своей профессиональной деятельности?»
При возможности снятые на видеопленку материалы желательно проанализировать до следующей встречи. Преподавателю при анализе необходимо обратить внимание на ролевую структуру группы (кто был лидером, генератором идей, критиком, разработчиком, методологом и т.д.), особенности группового взаимодействия и стиль общения, который демонстрировали участники; способы аргументации и умение донести свою мысль до другого; соотношение невербальных и вербальных средств общения. Полученный материал ведущий структурирует и использует при планировании следующих занятий.
Занятие 2
Цель: формирование личностно значимых представлений о себе как субъекте педагогического общения. Задачи:
• выработка общегруппового представления о наиболее значимых свойствах субъекта педагогического общения, необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности;
• оценка себя как субъекта педагогического общения по выделенным группой критериям (« Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное»);
• дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах
своего поведения;
• выявление несоответствий в реальном, идеальном и зеркальном представлениях о себе как субъекте педагогического общения как фактор, мотивирующий к участию в тренинге, т.е. переход от декларативных, «знаемых» целей к личностно значимым;