Анализ диагностической карты с клиентом.

Обсудите причинно-следственную схему проблемы: выделенные признаки, противоречия, ресурсы, взаимосвязи между ними. Обозначь­те наиболее значимые психологические причины возникшего небла­гополучия. Выделите те, с которыми согласен клиент и которые являются для него приоритетными в оказании психологической помощи. Это и будет валидное решение.

Занятие заканчивается общим обсуждением.

Что служило опорой в выдвижении гипотезы? С одной стороны индивидуальные признаки проблемного поведения, с другой — зна­ние закономерностей функционирования психической системы, общее представление о ее строении.

Какими элементами она характеризуется?

Домашнее задание. Оформить свое представление об элементах психической системы и их взаимосвязях в виде определенной струк­туры (схемы, таблицы, карты, детерминантного дерева и т.д.).

День третий

Главное — не проблема, а решение.

День начинается с того, что участники делятся впечатлениями пре­дыдущего дня, анализируют свое самочувствие.

Для создания рабочего настроения и включения в процесс тре­нинга используется упражнение, направленное на развитие гипотети­ческого мышления.

Упражнение 12.«Гипотезы».

Сообщите о себе группе то, что сейчас для вас является самым важным в жизни и вызывает в вас эмоциональный отклик.

Каждый по кругу, внимательно выслушав, дайте обратную связь говорившему в форме гипотезы-реплики (предложения, вопроса): ка­кую известную психологическую теорию можно подвести под это со­общение исходя из вашего гипотетического предположения, и задайте вопрос говорившему.

После всех гипотез, прозвучавших в группе, дайте ей обратную связь. (Надо откликнуться на конгруэнтные для вас гипотезы.)

Например, реплика: «Мой малыш дерется, стал агрессивен».

Первый участник группы: «Я предполагаю, что это возрастной кри­зис. Сколько лет мальчику? — 2 года 8 месяцев».

Следующий участник группы: «Я предполагаю, что ребенок испы­тывает страх кастрации. Фаллически-эдипальная стадия (приступ яро­сти равен приступу страха). Может, ты слышала или видела, чего бо­ится твой малыш?»

И так каждый по кругу.

Когда гипотезы-вопросы закончены, тот, кто говорил о чем-то сво­ем значимом и эмоциональном в жизни, дает обратную связь, сообщая то, что стало для него самым главным и подходящим из всей альтернати­вы высказанных гипотез: «Думаю, мне стоит подумать о том, что он чего-то боится, может быть, засыпать в темноте, и не настаивать на том, чтобы выключать свет».

Примечание для тренера. Прорабатываются не менее семи вы­двинутых проблем группой в формате выдвижения гипотез.

Обсуждение упражнения в группе. Что вы чувствовали? Что было трудно, что просто, почему?

Упражнение 13.«Теоретический конструкт решения». Разобьемся на микрогруппы (три-четыре человека). Используя домашнее задание, составьте структурное описание элементов психи­ческой системы. Выделите уровни организации элементов.

Каждая группа предлагает свой вариант, оформляя его в виде гра­фического описания.

Обсуждение роли и значения структурно-функционального описа­ния элементов психической системы.

Для психодиагностической деятельности представления о струк­турной организации психической системы играют роль базы, или «апри­орной системы координат». Она позволяет на практике сопоставлять по­лучаемые в процессе обследования фрагменты с общей картиной, целостным представлением, систематизировать причинные переменные с точки зрения их вероятности, частоты встречаемости и типичности для определенных условий, требований, поведенческих и деятельностных характеристик.

Уточнение возникших трудностей при выполнении задания и рас­согласований в представлениях. Выявление причин рассогласований (научные школы, концепции, теоретические направления).

Примечание для тренера. На этом этапе, перед выполнением за­ключительного упражнения, которое интегрирует наиболее существен­ные моменты тренинга, следует решить одну-две диагностические за­дачи: познакомиться с проблемой, выявить ее основные признаки, сформулировать противоречия, опираясь на структурно-функциональ­ное описание элементов психической системы, выдвинуть гипотезы о причинах, установить причинно-следственное соответствие.

Упражнение 14.«Путешествие».

Объединимся в группы по три человека (клиент, консультант, наблюдатель). Работаем с рисунками (см. день первый, упражнение 1). Задача консультанта — вести клиента по рисункам. Наблюдатель фик­сирует, что происходит с клиентом, записывает его рассказ, ответы на вопросы, отмечает замеченные невербальные реакции. Инструкция к упражнению для консультанта. Пусть клиент даст название каждому рисунку. Позвольте ему по­путешествовать по его частям. Используйте вопросы и задания.

• Посмотри внимательно на каждую картинку, рассмотри ее детали.

• Дай каждому из четырех рисунков название (например, «Све­тофор», «Пурга», «Домик на море», «Сафари»).

• Рассмотри все четыре картинки и закрой глаза тогда, когда мыс­ленно будешь уверен, что хорошо помнишь все картинки. (Ждем, ког­да клиент закроет глаза.)

• Когда ты мысленно смотришь на эти четыре картинки... (пере­числяем), в какую ты хочешь запрыгнуть? Я считаю до трех (один, два, три), и ты запрыгиваешь.

•Где ты? Что вокруг тебя?

• Вступи в беседу с главным героем (назови его, например, это сердце). Скажи ему, что ты хочешь.

• Теперь ты — сердце (повторяется вопрос). Строим диалог меж­ду разными частями.

Сейчас ты (называется персонаж)... Сделай то, что ты хочешь. Те­перь, когда ты сделал... Что происходит дальше... Комментарии к инструкции.

• Любые затруднения требуют изменения направления ситуации, объекта, введения нового лица.

• Например: обернись назад, что (или кого) ты там видишь? Кто (что) находится рядом с тобой? Когда ты там находишься, что проис­ходит вокруг тебя?

Мы даем клиенту возможность путешествовать по частям рисун­ка, разговаривать, общаться с ним. Во время путешествия не нужен анализ, нет необходимости знать, что дальше, понимать. Когда путе­шествие закончится и клиент откроет глаза, выясните, что он вынес из своего путешествия, как это связано с его жизнью.

Когда работа завершится, поднимите руку. (Идет обсуждение того, что происходило, какие чувства, мысли, переживания сопровождали процесс. Высказывается каждый: клиент, консультант, наблюдатель.)

Следующим этапом упражнения выступает расспрос. Рассказ-пу­тешествие анализируется участниками микрогруппы, выделяются ключевые слова, симптомы проблемы. Они соотносятся со сферами психической реальности, устанавливаются рассогласования, форму­лируются противоречия, и выдвигаются гипотезы. На основе этой ра­боты составляется план расспроса. Консультант и наблюдатель меня­ются ролями. Участник микрогруппы, выступавший в роли клиента, остается прежним.

После проведения диагностической беседы, когда работа завер­шена, поднимите руку (обсуждение).

На основании содержания диагностического диалога уточняются внешние и внутренние признаки проблемы, проверяются гипотезы. Со­ставляется диагностическая карта проблемы, и формулируется реше­ние — диагностическое заключение о психологических причинах воз­никшего неблагополучия.

При обсуждении результатов упражнения участники указывают на осознание пройденного пути и того, чему еще надо учиться.

Окончание тренинга.

В заключение тренинга участникам предлагается выполнить про­цедуру «упаковки чемоданов».

Упражнение 15. «Упаковка чемоданов».

Каждый работает над выявлением и точной вербализацией тех профессиональных и личностных свойств, которые помогали и меша­ли ему в ходе тренинга. Важно, чтобы при формулировке «мешающих» качеств назывались такие, которые можно развить и корректировать («мишени» профессионального роста).

Тренер может собрать «деловой чемодан» и для себя.

Завершается тренинг высказыванием чувств и впечатлений.

Наши рекомендации