Инструкция по использованию и заполнению диагностической карты

ДІАГНОСТИЧНА КАРТА

Група____________ факультет__________________ 2012-13_ навчальний рік.

 
№ п/п Фамилия, имя, отчество Число, месяц, год рождения Профессия матери, отца Тип семейного воспитания Состояние здоровья Успеваемость Основные достоинства ученика Основные недостатки Интересы, увлечения, спец. умения Повышенные способности
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

   
№ п/п Фамилия, имя, отчество Отношение к учебе, мотивы ученика Общая культура, эрудиция Положение в коллективе, отношения с товарищами Принадлежность к общественным организациям, неформальным группам Выполняемые поручения Трудовая акттвность Профессиональные намерения Внешкольные занятия Индивидуальные воспитательные задачи
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   



Матрица социометрических положительных выборов.

№ п/п Фамилия, имя Крите- рии выбора Кого выбирают
Александров Паша              
Иванов Сергей                
Петров Дима                
Сарченко Сергей              
Алферова Ира              
Володина Галя              
Лаздина Наташа              
Левшина Нина              
Покровская Алла              
Самойлова Таня              
Получено выборов
Получено взаимных выборов

Матрица состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали- из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

С = М / (п -1),

Где С - социометрический статус учащегося; М – общее число, полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); п – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления:

7 : 9 = 0,78

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых

Порядок проведения

Для получения данных об отношении первоклассников к учеб­ной деятельности можно использовать анкету следующего содер­жания, которая позволит выявить их отношение к школьному уро­ку. Мотивация учения определяется выбором учащимися преиму­щественно занятий, связанных с учебной деятельностью.

Учащимся предлагается подчеркнуть среди перечисленных занятий любимые. Анкета может иметь следующий вид.

Подчеркни любимые занятия:

• смотреть телевизор;

• заниматься спортом;

• делать домашние задания;

• читать книги;

• ходить в школу;

• играть с ребятами на улице;

• решать разные задачи;

• заниматься в кружке;

• ходить в кино;

• работать на уроке;

• рисовать;

• ездить за город;

• играть в настольные игры;

• заниматься в спортивных секциях;

• участвовать в различных мероприятиях;

• писать в тетради.

Анализ результатов

Преимущественный выбор учащимися занятий, мало относящихся или не относящихся к учебной деятельности, свидетельству­ет о том, что общение с учителем мало влияет на формирование мотивации учебной деятельности.

Большое значение в изучении мотивации учения младших школьников играют различные виды творческих работ учащихся, к которым можно отнести сочинения, рисунки ребят, поделки.

Получению данных об отношении младших школьников к учеб­ной деятельности будет способствовать также анализ их сочине­ний. Учащимся можно предложить написание сочинений следу­ющей тематики, которые в полной мере раскроют отношение уче­ника к учебной деятельности. Темы могут быть такими:

• «Мой выходной день»;

• «Мой любимый учебный предмет»;

• «Мои любимые занятия после школы»;

• «Я собираюсь в школу»;

• «Самый трудный день недели»;

• «Урок, на котором мне интересно»;

• «Что я могу рассказать о своей школе».

Анализируя сочинения, важно установить, кто из учащихся отдает предпочтение теме, непосредственно связанной с учебной деятельностью. Кому из ребят в большей степени интересно рас­сказывать о занятиях, не связанных с учебной деятельностью.

Сравнение данных обработки анкет и сочинений позволяет сделать выводы об отношении младших школьников к учебной деятельности.

Для характеристики процесса формирования учебной деятель­ности у учащихся определенного года обучения наблюдения, бе­седы, экспериментальные исследования следует проводить два-три раза в год с интервалом в 3-4 месяца.

Для определения возрастных особенностей подобная работа проводится одновременно с учащимися разных классов.

Диагностическая методика 5. «Определение мотивов учения школьников»

Цель:выявление наименее (наиболее) осознаваемых мотивов ученика.

Порядок проведения

На отдельных карточках написать мотив в виде суждения и предложить ученику разделить их на пять групп по степени важ­ности. Можно попросить выбрать только семь наиболее важ­ных карточек или дать задание выбрать только три наиболее важные.

Анализ результатов

Шифр:

1-3 - мотивы долга и ответственности;

4-6 - самоопределение и самосовершенствование;

7-9 - мотив благополучия;

10-12 - престижность;

13-15 - избежание неприятностей;

16-18 - мотивация содержанием;

19-21 - мотивация процессом учения.

Суждения:

1-15 - выяснение социальных мотивов;

16-21-выяснение мотивов, заложенных в самой учебной дея­тельности.

№п/п Перечень мотивов Количество указаний, % Ранговое место
1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться    
2. Стремлюсь точно и быстро выполнять требования учителя    
3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом    
4. Хочу окончить школу и учиться дальше    
5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего    
6. Хочу быть культурным и развитым человеком    
7. Хочу получать хорошие отметки    
8. Хочу получать одобрение учителей и родителей    
9. Хочу, чтобы товарищи были хорошего мнения обо мне    
10. Хочу быть лучшим учеником в классе    
11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех    
12. Хочу занять достойное место среди товарищей    
13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение    
14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя    
15. Не хочу получать плохие отметки    
16. Нравится узнавать на уроке о слове и числе (и др.)    
17. Люблю узнавать новое    
18. Нравится, когда учитель рассказывает интересно    
19. Люблю решать задачи разными способами    
20. Люблю думать и рассуждать на уроках    
21. Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности    

Мотивы можно дать на карточках и предложить учащимся раз­делить их на пять групп по степени важности или выбрать семь наиболее важных мотивов (или три).

Диагностическая методика 6. «Определение познавательных мотивов»

Цель:определение доминирующих познавательных мотивов.

Это анкетирование уместнее всего проводить в четвертых классах, когда идет процесс определения наиболее проявляю­щихся мотивов учащихся четвертых классов при переходе в пя­тый класс.

Порядок проведения

- Ребята! Очень скоро вы станете пятиклассниками. Четыре года вы изучали различные школьные предметы. Скоро вы бу­дете изучать еще больше учебных предметов. Очень бы хотелось узнать какие предметы вызывают у вас наибольший интерес, а какие не очень нравятся. Постарайтесь отвечать честно и объективно.

Прочтите возможные варианты ответов и для каждого предме­та укажите знаком «+» наиболее для вас подходящий.

Уро- вень позна- ватель ного инте- реса   № п/п   Отношение     Предмет
Русский язык Чтение Математика Природоведение История   Физкультура Иностранный язык ИЗО    
Иногда на уроке бывает интересно                
Нравится учитель                
Нравится получать хорошие отметки                
Родители заставляют                
Учу потому, что это мой долг                
Предмет полезен для будущей жизни                
Узнаю много нового                
Заставляет думать                
Получаю удовольствие, работая на уроке                
Легко дается                
С нетерпением жду урока                
Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель                

Уровни познавательного интереса:

I - проявляет ситуативный интерес;

II - учит по необходимости;

III- интересуется предметом;

IV- проявляет повышенный познавательный интерес

Диагностическая методика 7..«Изучение наблюдательности младших школьников»

Цель:установление уровня развития наблюдательности школь­ника.

Порядок проведения

Для изучения наблюдательности школьников необходимо при­готовить две картины, несложные по сюжету и количеству дета­лей (например, комната с обстановкой), одинаковые во всем, кроме заранее предусмотренных десяти различий: отсутствие или иное расположение какой-либо детали на одной из этих картин по срав­нению с другой.

Картины вывешиваются на доске на 1-2 минуты, затем уча­щиеся должны написать список замеченных различий. В младших классах картины можно не убирать во время записи различий.

Анализ результатов

Подсчитывается количество всех отмеченных различий, из него вычитается количество ошибочно указанных, несуществующих различий.

Полученная разность делится на число фактически имеющих­ся различий. Чем ближе полученное частное к единице, тем выше уровень развития наблюдательности у ученика.

Диагностическая методика 8. «Заучивание 10 слов»

Цель: оценивание состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Одна из наиболее часто применяющихся методик, предложена А.Р. Лурия [9].

Материал:Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использова­нии остальных методик, необходима тишина: при на­личии каких-либо разговоров в комнате опыт прово­дить нецелесообразно. Перед началом опыта экспери­ментатор должен записать в одну строчку ряд коротких слов.

В данном эксперименте очень важна большая точность про­изнесения и неизменность инструкции.

Инструкция

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слу­шать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. По­нятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Ког­да испытуемый повторяет слова, экспериментатор ста­вит в своем протоколе крестики под этими словами (табл. 1). Затем экспериментатор продолжает инструк­цию (второй этап).

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их -и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), -все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Если испытуемый называет какие-либо лишние сло­ва, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае, если испытуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов эксперимента­тор переходит к другим экспериментам, а в конце ис­следования, т. е. примерно спустя 50-60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отме­чать не крестиками, а кружочками.

Таблица 1

Протокол эксперимента

Количество повторений Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мед Огонь
                     
                     
                     
                     
                     

Анализ результатов.

По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно вос­произведенных слов.

 
  инструкция по использованию и заполнению диагностической карты - student2.ru

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запо­минания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последу­ющих повторениях (всего не меньше пяти раз) количе­ство воспроизводимых слов 9-10. Особенно много таких «лишних» слов проду­цируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ос­лабление активного внимания, и на выраженную утом­ляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количе­ство слов. В жизни такой ученик обычно страдает за­бывчивостью и рассеянностью. В основе такой забыв­чивости лежит преходящая астения, истощаемость вни­мания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внима­ния, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположен­ного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Число слов, удержанных и воспроизведенных испы­туемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствует о долговременной памяти.

Диагностическая методика 9. «Креативность (творческое мышление)»

Цель: определить особенности развития креативности у ребенка младшего школьного возраста.

Материал: опросные листы (2 экземпляра), простой ка­рандаш.

Опросные листы - половина листа А 4, в центре - изобра­жение фигуры (изготавливается студентами самостоятельно):

инструкция по использованию и заполнению диагностической карты - student2.ru

Проведение: задание проводится с двумя детьми одновре­менно.

· Подготовить рабочие места для детей таким образом, чтобы они были удалены друг от друга (дети должны быть лишены возможности подглядывать).

· Предложить детям поиграть, показать им опросный лист и дать задание.

Инструкция: «Эти фигурки тебе нужно дорисовать. По­смотри на них внимательно, подумай, какую картинку ты можешь из них сделать и дорисуй так, как не смог бы никто. Постарайся, чтобы твои рисунки были необычными». После того, как ребенок дорисовал, необходимо попросить его придумать необычное название картинок (название запи­сывается на обратной стороне листа).

· Произвести оценку выполнения задания (каждый рису­нок оценивается по 3-х балльной шкале):

- 0 баллов - отказ, к фигуре ничего не дорисовано;

- 1 балл - создан образ, который является основой ри­сунка, образ плохо разработан, схематичен;

- 2 балла - образ разработанный, содержит в себе мно­го деталей, является второстепенной частью фигуры;

- 3 балла - создан сюжет, фигура является мелкой ча­стью.

Затем производится общий подсчет баллов по всем зада­ниям, определяется уровень креативности детей:

- до 5 баллов - низкий уровень

- 6-10 баллов - средний уровень

- более 11 баллов - высокий уровень

· Полученные данные оформляются в практической тет­ради, производится общая оценка уровней креативнос­ти детей, формулируется вывод.

Диагностическая методика 10. «Ценностные ориентации учебной группы»

Цель:выявить наиболее значимые ориентации учащихся.

Метод: ранжирование.

Предлагается ряд слов, отражающий наиболее значимые для детей ценности. Испытуемые располагают их по мере значимости для себя (ранжирует): в начале самые главные, затем менее важные и так до конца (по рангу). По анализу предпочтений можно определить ведущие ценностные ориентации группы в целом и отдельных учащихся. Ряд может быть следующим: искусство, Родина, (малая Родина), труд, знания (книги), развлечения, престижные вещи, семья (родители), деньги, природа, друзья, спорт.

Размер предлагаемого ряда зависит от целей педагога: если он хочет выявить ключевые ценности, то достаточен ряд из трех строчек; если он желает получить более детальную информацию, то его можно увеличить и даже предложить дополнить свои варианты (самых главных) ценностей.

Детям можно помочь в ранжировании: предложить карточки с написанными на них понятиями, так, чтобы он сначала раскладывал их перед собой в определенной последовательности и лишь, потом обозначил цифрами и записал.


  Перечень ценностей Количество указаний, в % Ранговое место
Искусство    
Родина (малая Родина)    
Труд    
Развлечения    
Знания    
Престижные вещи    
Семья (родители)    
Деньги    
Природа    
Друзья    
Спорт    
     
     
     

· Полученные данные описываются и оформляются в практической тет­ради, производится общая оценка наиболее значимых ценностных ориентаций детей, формулируется вывод.

Диагностическая методика11. «Определение уровня умственного развития имладших школьников»

(Автор: Э.Ф.Замбицявичене).

Тест проводится индивидуально и состоит из четырех субтестов: Целями исследования являются:

Субтест № 1 - исследование дифференциации существенных признаков предметов и

явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

Субтест 2 - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить

существенные признаки предметов и явлений.

Субтест 3 - исследование способности устанавливать логические связи и отношения

между понятиями.

Субтест 4 - выявление умения обобщать.

Инструкция к проведению

Субтест № 1 Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение Например: В неделе ( 5, 6, 7, 8, 9 ) дней.

Субтест №2 Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо наитии и исключить его. Например: Карамель, шоколад, торт, вафли, хлеб Лишнее слово: хлеб

Карамель, шоколад, торт, вафли - кондитерские изделия.

Субтест №3 Внимательно прочитай примеры которые написаны слева, они находятся в какой-то связи между собой (например: лес/ деревья) Справа - одно слово над чертой (например: библиотека), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Нужно выбрать и подчеркнуть одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/ деревья) Например: Лес/ деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги.

Бежать/ стоять = кричать/ползать, шуметь, молчать,звать, плакать. Значит нужно установить , во-первых какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

Субтест №4 Пары слов нужно назвать одним названием.

Например: брюки, платье - одежда,

Треугольник, квадрат - фигура.

Субтест № 1

1. У сапога есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

2. В теплых краях обитает ... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);

3. В году... (24,3,12,4,7) месяцев;

4. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март);

5. Самая большая птица... (ворон, страус, сокол, воробей, орел, сова);

6. Розы это... (фрукты, овощи, цветы, дерево);

7. Сова всегда спит (ночью, утром, днем, вечером);

8. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая белая, вкусная);

9. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

Субтест №2

1. Тюльпан, Лилия, Фасоль, Ромашка, Фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8 .Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10.Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Субтест №3

1) Огурец Георгин

____________ = _________________________________________

Овощ Сорняк, Роса, Садик, -Цветок; Земля

2) Учитель Врач

____________ = ________________________________________

Ученик Кочки, Больные, Палата. Термометр

3) Огород Сад

____________ = ________________________________________

Морковь Забор, Яблоня, Колодец, Скамейка, Цветы

4) Цветок Птица

____________ = ________________________________________

Ваза Клюв, Чайка, Гнездо, Яйцо, Перья.

5) Перчатка Сапог

____________ = ___________________________________________

Рука Чулки, Подошва, Кожа, Нога, Щетка

6) Темный Мокрый

____________ = ___________________________________________

Светлый Солнечный, Скользкий, Сухой, Теплый, Холодный

7) Часы Термометр

____________ = ___________________________________________

Время Стекло, Температура, Кровать, Больной, Врач

8) Машина Лодка

____________ = ___________________________________________

Мотор Река, Моряк, Болото, Парус, Волна

9) Стул Игла

____________ = ___________________________________________

Деревянный Острая, Тонкая, Блестящая, Короткая, Стальная

10) Стол Пол

____________ = ___________________________________________

Скатерть Мебель, Ковер, Пыль, Доска, Гвозди

Субтест №4.

1. Метла, Лопата…

2. Окунь, Карась…

3. Лето, Зима …

4. Огурец, Помидор …

5. Сирень, Шиповник…

6. Шкаф, Диван …

7. День, Ночь …

8. Слон, Муравей …

9. Июнь, Июль …

10. Дерево, Цветок…

Диагностическая методика12.«Тест школьной тревожности Филлипса»

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и пред­лагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «ДА» или «НЕТ».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет вер­ных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны.

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет

делать то, что делаешь ты?

16. 16Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя ребята?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Сниться ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результат твоей работы будет сравни­ваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хо­чешь, выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Б

Наши рекомендации