Тема 2. Выявление «саботажника» вашего успеха.

Цель занятия — выяснить, что мешает превращению стремления к успеху в реальный успех.

Инструкция для преподавателя.

На основе ранее предоставленной студентам информации и с уче­том практических результатов их личностного роста необходимо по­мочь студентам самым внимательным образом разобраться в своих сильных и уязвимых сторонах и совместно выработать план преобра­зования негативных тенденций в позитивные.

Это довольно сложный для освоения раздел совместной работы. Поэтому преподавателю рекомендуется проявить достаточную откро­венность в обнаружении собственного «саботажника», которая помо­жет студентам быть такими же искренними и ориентированными на самосовершенствование. Необходимо на реальном примере показать, насколько труден самоанализ, но настолько же он и необходим, если есть настоящее стремление достичь позитивного развития свойств личности.

Практикум

Задание 1. Выявление своей феноменологии саботажа.

1. Феномен самосаботажа — это противоположное тому, что тре­буется для достижения успеха. Поэтому необходимо провести анализ того, что вам свойственно. Итогом этой работы будет выявление признаков самосаботажа.

Инструкция. Ознакомьтесь последовательно с признаками само­саботажа и успеха. При повторном чтении ставьте минус (-) там, где вы сразу видите свое уязвимое место, и плюс (+) для ваших сильных сторон.

Самосаботаж

1. Стремление винить других.

2. Отсутствие четких целей.

3. Ожидание неудачи.

4. Надежда на везение.

5. Повторение своих ошибок.

6. Прямолинейность.

7. Невнимательность.

8. Неосведомленность.

9. Неорганизованность.

10. Нерешительность.

11. Стремление все сделать самому.

12. Импульсивность.

13. Чрезмерная осторожность.

14. Замкнутость.

15. Привычка окружать себя

негативистами.

16. Неумение учиться у других.

17. Боязнь конкуренции.

18. Эмоциональная глухота.

19. Зависимость от окружающих.

20. Сумбурность мышления.

21. Боязнь успеха.

22. Психофизиологические

зависимости.

23. Вялость.

24. Внутренние противоречия.

25. Неуверенность в себе.

26. Неготовность к продолжению

борьбы при первой неудаче.

Успех

1. Личная ответственность.

2. Четкость целей.

3. Вера в успех.

4. Умение использовать ситуа­цию.

5. Способность учиться на ошиб­ках.

6. Творческое отношение к жизни.

7. Наблюдательность.

8. Информированность.

9. Организованность.

10. Умение принимать решения.

11. Способность к сотрудниче­ству.

12. Дисциплинированность.

13. Готовность к риску.

14. Контактность.

15. Сотрудничество с позитиви­стами.

16. Хорошая обучаемость.

17. Готовность к состязанию.

18. Чуткость к настроениям

окружающих.

19. Независимость от окружа­ющих.

20. Логичность мышления.

21. Ориентация на успех.

22. Эмоциональная

сбалансированность.

23. Энергичность.

24. Целостность «Я».

25. Самоуважение.

26. Настойчивость.

Отнеситесь к результатам самоанализа спокойно. Мало у кого имеются все положительные свойства в полном объеме. У вас есть как сильные стороны, так и недостатки, как, собственно, у всех людей.

Но сейчас важно сосредоточиться на недостатках. Эти свойства мешают вам быть успешным. Вам необходимо выявить «природу» своего «са­ботажа».

Задание 2. Выявление общих установок на «саботаж».

Установки, как правило, охватывают широкий спектр явлений, и если установки негативны, то они не позволяют человеку действо­вать в собственных интересах.

Инструкция. Внимательно изучите приведенные высказывания и оцените их баллами с точки зрения истинности или ложности при­менительно к вам. Будьте искренни с собой, иначе вы просто зря по­тратите время.

1. Я часто считаю себя жертвой обстоятельств.

2. Когда возникает проблема, связанная с личными отношения­ми, я пытаюсь понять, что мне нужно сделать, чтобы разрядить ситуа­цию.

3. Часто мое настроение зависит от отношения ко мне окружающих.

4. Я стараюсь изменить себя, а не окружающих меня.

5. Я отдаю себе отчет в том, что жизнь предоставляет мне непло­хой выбор вариантов, и я готов ими разумно воспользоваться.

6. У меня есть склонность замечать, насколько окружающие сво­ими словами или действиями усугубили мои проблемы.

7. Когда у меня возникают проблемы, я начинаю искать пути их разрешения и не трачу время и нервы на то, чтобы обвинять в моих бедах окружающих.

8. Когда все идет не так, как хотелось бы, начинаю винить в этом

других.

9. Мои друзья и родственники чаще относятся ко мне вне зависи­мости от того, как я с ними поступаю.

10. Когда у меня что-то получается, я начинаю думать, что просто так удачно сложились обстоятельства, а потом все опять пойдет по-старому.

1 = высказывание ложное;

2 = скорее ложное, чем истинное;

3 = скорее истинное, чем ложное;

4 = по сути истинное.

После арифметических подсчетов вы узнаете, свойственно ли вам стремление винить в своих неудачах окружающих.

А. Сложите очки, набранные вами в четных пунктах (2, 4, 6, 8, 10), получите результат.

Б. Сложите очки, набранные в нечетных пунктах (1, 3, 5, 7, 9).

Вычтите меньшее число из большего и получите результат, характеризующий вашу установку.

Если А больше, чем Б, — вы ориентированы на успех, если Б боль­ше А, то в вас преобладает «саботажник», склонный искать причину своих неудач в окружающих. Если это так, то вы не ответственны за свои действия и свою судьбу! Следствием этого становится увеличе­ние убежденности, что судьба вне собственного контроля, что другие в состоянии оказать на нее решающее воздействие. Это вызывает сум­бур чувств, способствует развитию тревожных настроений, рождает беспомощность.

Люди, которым не хватает чувства ответственности за свою судь­бу, нередко живут в прошлом. Часто это является признаком недоста­точной «осознанности существования», влияния бессознательных ме­ханизмов на сознание. На следующем занятии в этом можно будет разобраться.

Задание 3.Попытаемся сформировать «установки» на развитие ответственности. С этой целью проведем упражнение по самовнуше­нию. Вам необходимо выписать рекомендуемые установки и при не­обходимости их отредактировать, т.е. использовать слова, которыми вы обращаетесь к себе. Внимательно читайте каждый тезис и завер­шайте чтение каждого положения фразой «Я хочу быть таким! Я смо­гу этого достичь!». Установки желательно проговаривать, чтобы ваш мозг в нескольких анализаторных системах (зрительной, слуховой, даже связанной с моторикой) создал «проект» преобразований и не сопротивлялся бы (бессознательно) новой модели ваших отношений к себе и другим, стремясь «вернуть вас к тому, что привычно». Вам понадобится 3—5 мин ежедневного свободного времени, но это преоб­разование своего «Я-образа» освободит вас от «провокаций саботаж­ника» и вы осознанно продвинетесь к успеху.

1. Прежде чем приступать к осуществлению того, что для меня важно, я четко представляю то, чего собираюсь добиться.

2. У меня достаточно времени, чтобы продумать, спланировать и ре­ализовать свои цели.

3. Меня воодушевляет на действия подготовленность плана дей­ствий.

4. Я умею сосредоточить силы и энергию на достижении постав­ленных целей.

После недели ежедневных самовнушений проведите эксперимент: «включитесь в деятельность» и зафиксируйте в дневнике то, каким для вас был процесс этой деятельности и ее результат.

Наши рекомендации