Построение концепции сообщения
Следующий шаг после определения цели — выработка концепции выступления. Она определяет его директивную линию, относительно которой выстраивается все содержание. Существуют разные способы построения концепции: выписывание основных мыслей; графическое расположение на листе всех вопросов, требующих своего освещения; перечисление и характеристика всех взглядов, которые требуется сопоставить; и т.д. Можно использовать любой из них. Важно получить конечный результат — ключевой тезис сообщения.
Ключевой тезис одной-двумя фразами раскрывает смысл выступления, в нем заключен смысл презентации, он точно отражает ее содержание, фокусирует внимание на предмете презентации, обеспечивает связность и логичность сообщения.
Например, для устройства на работу ключевым тезисом резюме будет: «Я — профессионал» или « Я соответствую вашим требованиям». Выступление, ставящее своей целью взглянуть на решение проблемы с разных сторон, может быть заключено в тезисе: «Есть много способов снять шкуру с медведя».
Для выступления, направленного на знакомство с практическим применением чего-либо, ключевым тезисом может быть: «Минимум теории — максимум операций».
Наилучшим основанием формулирования главной идеи презентации является соблюдение адресности и понимание ценности информации для аудитории. Ориентация на наиболее значимые для нее стороны поможет интегрировать идеи в основную мысль.
Для того чтобы сформулировать удачный базовый тезис, необходимо определить степень ценности сообщения для слушателей, ответив на следующие вопросы:
Что наиболее значимо для аудитории? Что она ждет?
Что привлечет и удержит ее внимание?
Что сделает выступление понятным и запоминающимся для них?
Дополнительным подспорьем может быть предварительный анализ аудитории, позволяющий более точно представить ее желания, интересы, подготовленность, потребности. В этом случае можно воспользоваться одним из двух способов, позволяющих ближе познакомиться со слушателями.
А. Демографический срез
1. Возрастные группы.
2. Пол.
3. Образование.
4. Род занятий.
5. Социальный, экономический, географический статусы.
6. Специальные интересы: профессиональные этнические, культурные.
Б. Прямые вопросы
Какие цели ставит аудитория?
Каковы их приоритеты?
Что они сочтут полезным?
Что им неинтересно?
Что им уже известно о предмете сообщения?
Что еще они должны узнать?
Что им известно обо мне?
Каков профессиональный язык аудитории?
Какая информация и какие способы ее подачи привлекут внимание и будут максимально полезны?
Выбор структуры выступления
Любое выступление состоит из трех основных частей: введения, основной части и заключения. К ним можно добавить элемент включения, позволяющий привлечь внимание аудитории, пробудить в ней интерес к содержанию (рис. 4.2).
Основная часть сообщения включает в себя три элемента.
1. Центральная идея, которая одновременно является и основной темой сообщения. Она должна запомниться слушателям, даже если они
Подготовка эффективной презентации включает
Пять признаков Четыре компонента Три этапа
|
Увлекательность
Содержательность
Запоминаемость
Активизация
Сбалансированность
Примечание. При формировании структуры работа
начинается с разработки основной части.
Рис. 4.2. Подготовка презентации
забудут все остальное. В некоторых случаях в презентации может присутствовать две, максимум три идеи, но их объединяющим звеном продолжает оставаться ключевой тезис. Существует «правило трех»: любое крупное сообщение передает по крайней мере одну, иногда две и крайне редко более трех центральных идей.
2. Тезисы (основные мысли) — пункты, разделы, блоки аргументов, которые подкрепляют в сознании слушателей центральную идею, позволяют ее осмыслить. Основные мысли второстепенны только по отношению к ней. Во всем остальном они выполняют функцию наиболее значимых частей сообщения, тезисы которых должны запомниться аудитории. По этой причине количество основных мыслей в выступлении не должно превышать пять—семь пунктов.
3. Поддерживающий материал — информация, идеи, примеры, применение, объяснение и поддержка ключевых пунктов. Среди средств поддержки чаще всего используются цитаты, примеры, аналогия и статистика. Чтобы определиться, какие из них наилучшим образом подкрепляют основные мысли, необходимо оценить их по следующим критериям:
Цитаты:
• знакома ли слушателям цитируемая личность;
• авторитетна ли для слушателей цитируемая личность;
• доверяют ли слушатели цитируемой литературе и автору.
Примеры:
• понятен ли будет пример слушателям;
• четко ли он связан с основными мыслями;
• насколько конкретно иллюстрирует сказанное.
Аналогии:
• соответствует ли аналогия рассматриваемому предмету;
• понятна ли аналогия слушателям.
Статистика:
• актуальна и достоверна ли статистика для слушателей;
• насколько статистика информативна и понятна;
• прослеживает ли статистика взаимосвязь с теми идеями, для подтверждения которых она приводится.
После того как определены центральная идея, основные мысли и поддерживающие материалы, продумываются логические переходы, от одного тезиса к другому — характер организации и группировки материалов. Это обеспечивает логическую поддержку сообщения.
Существуют разные схемы организации материала. Наиболее распространенные из них: хронологическая, тематическая, пространственная, логическая.
Хронологическая последовательность развивает выступление от одного момента времени к другому. Поэтому чаще всего используется для описания процессов, эволюции различных идей, последовательности применения чего-либо.
Тематическая последовательность подразделяет сообщение на несколько частей (тем). Чем естественнее это деление, тем легче для слушателя понять и запомнить то, что излагает выступающий.
Пространственная последовательность подразумевает использование перспектив и взаимосвязей при расположении мыслей, идей, принципов. Такая организация материала обычно предполагает использование графических схем и таблиц, которые раздаются слушателям или выстраиваются самим выступающим по ходу сообщения. Группировка материалов может использовать любые особенности пространства: горизонтальные и вертикальные перспективы (таблицы и схемы), циклическое и радиальное строение, пирамидальное и нанизывающее расположение (рис. 4.3).
а) б) в) г)
Рис. 4.3.Пространственная последовательность:
а) циклическая; б) радиальная; в) пирамидальная; г)
нанизывающая
Пространственная последовательность дает слушателям мысленно и наглядно представить себе то, о чем рассказывает выступающий.
Логическая последовательность использует для группировки материала различные логические операции: аналогии, сравнение, причинно-следственное соответствие, выделение существенного и т.д. Среди наиболее распространенных приемов выделяют причинно-следственную схему и схему «проблема — решение». Использование причинно-следственной схемы возможно в двух вариантах: 1) отметить определенные действия и их результаты, которые являются их следствием; и 2) описать события, а затем движущие силы, которые их вызвали. Подход «проблема — решение» реализуется в контексте раскрытия существа противоречия и предложений по его преодолению.
Подготовка структуры основной части создает целостное представление о том, что будет передавать сообщение, что в нем наиболее ценно и важно, что должно в первую очередь привлечь внимание слушателей. По этой причине она разрабатывается до введения и заключения.
Когда структура основной части готова, создаются оптимальные условия для продумывания введения и заключения презентации, которые обеспечат логическую взаимосвязь между поставленной целью и результатом выступления.
Введение и заключение
Цель введения — направить внимание аудитории в нужном для выступающего направлении. Это предъявляет к содержанию введения особые требования: необходимость включения слушателей в тему презентации и раскрытие предмета выступления.
Среди приемов, включающих слушателей в тему презентации, можно использовать следующие:
• обращение к аудитории;
• пример;
поразительное заявление; история (миф);
цитирование известной личности; риторический вопрос; декларация;
определение;
• уместный юмор (анекдот, парадокс, жаргонизм).
Манера, в которой представляется начало презентации, сильно влияет на первое впечатление слушателей и определяет, насколько сосредоточенно они будут воспринимать презентацию.
Далее обозначается тема (о чем пойдет речь) и проблема (выявление противоречий).
Цель заключения — возвращение к предмету презентации, обозначенному в ее начале, обеспечение логической завершенности презентации, в которой весь материал был сконцентрирован вокруг центральной идеи. Грамотно выстроенное заключение показывает слушателям, что тема полностью раскрыта. С этой целью можно использовать один из приемов:
• предложение решения проблемы;
• побуждение к достижению целей;
• обозначение перспектив в случае принятия авторской позиции;
• резюмирование сказанного (подытоживание ключевых пунктов);
• выводы.
Приведем примеры структуры двух выступлений, имеющих разные цели: информирование и убеждение.
Для информативной презентации наиболее выигрышным вариантом является упорядоченное изложение мыслей. Это позволяет установить четкую взаимосвязь между различными мыслями и темами, объединенными общей целью презентации. Кроме того, такая структура помогает следить за ходом рассуждений выступающего.
Введение
1. Краткая история (предмета, проблемы, идеи, подхода и т.д.),
2. Нарастание противоречия, рассогласования, потребности в изменении.
3. Формулирование центральной идеи.
Основная часть
1. Основная мысль (тезис 1) с конкретным развертыванием держания.
2. Основная мысль (тезис 2) с конкретным развертыванием содержания.
3. Основная мысль (тезис 3) с конкретным развертыванием содержания.
Заключение
1. Резюмирование (краткое изложение выводов по основной части).
2. Обозначение ценности (важности и перспективности) сказанного для слушателей.
Если информативная презентация отличается конкретностью и однозначностью, то выступление, ставящее своей целью убеждение аудитории, — задача более сложная. По этой причине разработка структуры убеждающей презентации должна исходить из следующего важного условия — чем в большей степени мысли убеждающего человека соответствуют образу мыслей слушающих, тем большая вероятность убеждения. Этому принципу максимально соответствует способ организации выступления, построенный на анализе мыслительного процесса, т.е. расположение мыслей в порядке, которому люди следуют обычно при решении проблемы.
1. Захват внимания аудитории.
2. Обозначение проблемы (существующего противоречия, рассогласования, потребности). С этой целью могут использоваться примеры, иллюстрирующие серьезность проблемы, важность для каждого
слушающего.
3. Описание препятствий, стоящих в настоящее время на пути решения проблемы (задачи, требующие своего разрешения).
4. Вариант (способ) решения проблемы.
5. Конкретизация результатов, если этот способ будет использован (для каждой из задач). Четкое установление взаимосвязи между действиями и результатами, которые приведут к преодолению препятствия и решению задачи.
6. Наглядность результатов. С помощью примеров, графических и аудиовизуальных средств подтверждается эффективность предложенного решения. Убедительности результатам придает их подача таким образом, как будто решение уже принято, или описание будущего при условии, что решение проблемы не принято.
7. Обратная связь (мнение аудитории о предложенном решении). Запрос к аудитории должен быть кратким, конкретным и однозначно понимаемым. Он должен сфокусировать мысли слушателей на ключевой идее сообщения.
Пройдя за выступающим этап за этапом, аудитория будет готова принять мнение и позицию выступающего.