Медитация 2 (около 20-30 минут)
• Сядьте в расслабленной медитативной позиции.
• Осознайте свое дыхание. Вдохните через нос и выдохните через рот 20 раз.
• Концентрируйтесь на бинду-чакре внутри вас.
• Представьте прекрасную светящуюся полную луну, которая светит в каком-то спокойном месте (например, океан, гора, песчаный пляж, отдаленная равнина).
• Прислушайтесь к нежному звуку лунного света. Почувствуйте аромат нектара, струящегося из него.
• Чувство счастья, любви и удовлетворения поднимается внутри вас. Вы чувствуете единение и покой внутри.
• Осознайте благоухание и радостное чувство, спускающееся к вишуддхи- и анахата-чакрам (около 15-20 минут).
• 3 раза пропойте ОМ, а после этого «Мантру мира»:
ОМ ШАНТИХ ШАНТИХ ШАНТИХ ОМ, мир, мир, мир.
236 Парамханс Свами Махешварананда
Медитация 3 (около 20-30 минут)
• Сядьте в удобном медитативном положении. Расслабьтесь, вдохните и выдохните несколько раз.
• Пропойте ОМ 3 раза.
• Направьте свое сознание к бинду-чакре. (Если трудно почувствовать бинду-чакру, несколько раз надавите место чакры своим пальцем.)
• Представьте себе, что вы в комнате и смотрите на луну через окно. Комната — это ваше тело, а окно — это там, где находится бинду-чакра.
• Светящийся лунный свет вызывает приятное чувство в вашем теле. Нектар, струящийся от лунного света, успокаивает ваши мысли и эмоции и придает им внутреннюю чистоту, мудрость и гармонию. Амрита течет в виде света, энергии и нектара. Этот нектар гармонизирует и лечит вашу душу. Он освобождает блокады и лечит внутренние раны.
• Глубоко расслабьтесь и почувствуйте, как будто лунный свет освещает ваше внутреннее пространство и нектар расслабляет напряжение. Почувствуйте, что вы свободны и здоровы (около 15-20 минут).
• Глубоко вдохните и выдохните несколько раз.
• Пропойте 5 раз махамритьюнджая-мантру (см. стр. 229-230), а затем такую мантру:
Это делаю не я.Это Прабху Дип1делает через меня.Единственный, кто все делает, — это Махапрабху Дип. ОМ, мир, мир, мир.
1 Имя Махапрабхуджи; Прабху — Бог, дипа — свет.
Сахасрара-чакра
См. цветной рисунок на вклейке.
Качества и символы сахасрара-чакры
Местоположение в теле
Цвет
Таттва
Мантра
Дополнительные мантры
Лотос
Божество
Символы
Качества и аспекты
Уровень/План
Звезда
Принцип
Драгоценный камень
Металл
Минеральное вещество
Состояние
Железа
Нервное сплетение
Другие названия
На макушке головы.
Алмазно-белый — чистое, божественное сознание.
Ади-таттва — атма.
ОМ.
Дополнительные мантры всех чакр — весь алфавит дэванагари.
1000 лепестков — символ бесконечности.
Ади-Шива — Высшее Сознание, Высшее «Я».
Белый Шива-Лингам— чистое сознание.
Мокша — освобождение.
Сатьялока — план истины.
Солнце.
Самадхи — единение знания, знающего и объекта знания.
Алмаз.
Золото.
Фтор.
Маха-ананда — Высшее Блаженство.
Эпифиз мозга, шишковидная железа.
Головной мозг.
Коронный (венечный) центр, брахмарандхра, тысячелепестковый лотос, Источник Света.
Сахасрара-чакра
Сахасрара — тысяча, бесконечность
Сахасрара-чакра расположена на макушке головы прямо под «родничком», который хорошо виден у новорожденных. Ее также называют тысячелепестковым лотосом, брахмарандхрой (дверью к Брахме) и Источником Света (потому что она излучает сверхъестественный свет, яркий, как солнце).
Никакой другой свет своим блеском не сравнится с яркостью солнца. Точно так же и сверкание всех других чакр меркнет перед несравненным блеском сахасрара-чакры. Сахасрара не соотносится ни с каким определенным цветом или качеством. Ее свет содержит вибрации всех цветов, сливающихся в несравненное сверкание чистого света. В ней в одном потоке соединяется энергия всех нади, как в море встречаются воды тысячи рек.
Первоэлемент сахасрара-чакры — ади-таттва, или ишвара-тат-тва1. Это источник творения, чистый свет и единственная реальность — Бог. Эта таттва считается ади-анади.Ади означает «без начала», анади — «без конца». Когда эта таттва соединяется с неким качеством (гуной), она становится связанной и тем самым ограничивается — можно провести сравнение с водой, которая не имеет вкуса сама по себе, но при добавлении в нее какого-либо другого вещества меняется и приобретает вкус этого вещества. В Космосе существуют разнообразные проявления этой одной таттвы с различными качествами и функциями — такими, как огонь, вода, воздух и земля, — но основа всегда одна: чистая сущность.
Пробуждение сахасрара-чакры означает открытие Божественного Сияния и обретение Высшего Сознания. Это место обитания Господа Шивы, которого мы уже встречали в трех видах в других чакрах:
1. В муладхара-чакре — как Пашупати, Господа Животных.
2. В муладхара-чакре и агья-чакре — в символическом виде Шива-Лингама.
3. В сахасрара-чакре — как ади-анади, Высшее Божественное Сознание и изначальное основание Вселенной.
1 Ишвара — Бог, таттва — первоэлемент.
Скрытые силы человека
Ади-Шива — это извечный творец Космоса (сваямбху). Он — олицетворение ананды (блаженства), пуруши (чистого сознания) и мокши (освобождения). Он — проявление совершенного, вечного и божественного, Его сияние подобно сиянию миллиона солнц. Нет такой кармы, которая могла бы коснуться Его, любые загрязнения тают и сгорают вблизи Него. От Него исходят только чистота, ясность, свет, любовь и истина.
В каждом индивидууме (дживатме) между «Я» (атмой) и Высшим «Я» (параматмои) существует неразрывная связь, которая проявляется в виде Ади-Шивы в сахасрара-чакре. По существу, атма и параматма — это одно и то же. Атма тоже наделена божественным сознанием, но пока атма не достигнет освобождения-мокши, она тесно связана с индивидуальным «Я» и котами1, вследствие чего имеет ограничения и пределы. А для параматмы не существует ограничений, и поэтому она безлична — это Вселенское, Высшее «Я», «Свет Жизни». Когда сознание дживатмы достигает Ади-Шивы в сахасрара-чакре и сливается с ним, оно озаряется светом и освобождается от всяческих оков и ограничений. Так же как ночь уходит прочь с рассветом, тьма невежества исчезает с открытием сахасрара-чакры. Достичь этого можно с помощью медитации крия-йоги2 и благодаря гуру-крипеъ.
Дживатма на протяжении всей своей жизни стремится воссоединиться со своим истоком, Высшим «Я», осознанно или неосознанно. Или, говоря другими словами, наше постоянное стремление к счастью и поиску своего места в жизни — это на глубинном уровне не что иное, как слияние дживатмы с параматмои, которое, используя символику чакр, можно выразить как союз Шивы и Шакти.
Шакти располагается в муладхара-чакре, а Шива — в сахасрара-чакре. Между ними существует неодолимое притяжение, а мы ощущаем их отдаленность друг от друга как темную зону неведения и отсутствия ясности. Глубокий ров, разделяющий Шиву и Шакти (или сознание и природу), это «не-знание», и как следствие этого «не-знания» нас всю жизнь преследуют эмоции, полные страдания, такие, как одиночество, тоска, горечь, страх, сомнения и т. п. Мост через этот провал неведения
1 Коша — оболочка, тело. См. главу «Панъчакоша».
2 Крия-йога — практика духовной йоги для пробуждения кундалини, которая всегда передается только устно от Учителя ученику.
3 Гуру-крипа — милость гуру.
242.
Парамханс Свами Махешварананда
загроможден множеством препятствий, сложенных из камней нашей кармы и ограничивающих нас качеств.
Иччха-шакти (воля) — вот та сила, которая в конце концов дает толчок к тому, чтобы раз и навсегда расчистить каменные завалы кармы и обременяющих нас качеств. Зарождение в дживатме Священной Воли неизбежно приводит к единению с Божественным «Я». В зависимости от кармы и структуры личности ученика этот процесс может протекать либо кругами, полными бурных переживаний, либо постепенно и спокойно.
Единение Шивы и Шакти происходит тогда, когда поток энергии в двух главных нади — иде и пингале — сливается воедино и поднимается в сушумна-нади. Однако есть одно важное условие. Как говорилось в главе об анахата-чакре, местом обитания атмы является сердце, и Реализация атмы может произойти только при условии одновременного пробуждения анахата- и сахасрара-чакры. При этом прокладывается прямая связь от сахасрара- к анахата-чакре, проходящая по брахма-нади (также известной под названием гьяна-нади). Если анахата-чакра блокирована, а поток бхакти (любви и преданности) пересох, саха-срара-чакра не откроется.
Лишь при условии полного пробуждения анахата-чакры пламя света, которое и есть атма, поднимается из сердца и достигает уровня Божественного Сознания через «дверь Брахмана». Тогда в океане Брахма-гьяны раскрывается тысячелепестковый лотос, и в его центре сияет жемчужина Парамашакти1. Подобно лебедю2, дживатма погружается в сияние вечного, божественного существования. Когда дживатма сливается с Высшим «Я», ее существование растворяется — как река, впадая в океан, становится безымянной. Теперь дживатма находится в сфере чистого сознания. Ее форма — совершенное божественное сознание и вечное, божественное блаженство — сат-чит-ананда-сварупа-атма. Святые всех времен достигали этого уровня сознания, которое не поддается описанию словами.
Когда мы не способны увидеть или пережить что-либо в медитации, то это происходит потому, что ограниченность нашего «Я» воздвигает
1 Парана — высший, божественный; шакти — сила, энергия.
2 На санскрите ханса буквально означает «лебедь». Ханса — это также освободившаяся душа, которая «взлетает в небо». Парамханса («Высший лебедь») — тот, кто уже достиг этого состояния.
Скрытые силы человека 243
барьер на пути нашего видения. Хотя наша атма напрямую связана с Богом и, по сути, является Богом, мы все еще не осознаем этого.
Вернемся опять к образу лотоса. Корень лотоса представляет Ади-Шакти — изначальную, божественную силу, которая расположена в муладхара-чакре. Цветок в сахасрара-чакре — это Ади-Шива, Божественное Сознание и Высшее «Я». В раджа-йоге эти два первичных принципа известны как дживатма и параматма. Когда они становятся единым целым, то говорят, что мы обретаем «единство с нашим "Я"», хотя на самом-то деле различия между ними не существует. Разделение — это только видимость, потому что мы не осознаем их истинное единство. И поэтому дживатма должна пройти очень долгий и зачастую очень трудный путь, пока вновь не откроет и не обретет это единство в своем сознании.
Развитие сознания происходит постепенно; этот процесс можно сравнить с тем, как семя лотоса, брошенное в почву, сначала пускает нежный росток, потом продолжает расти вверх навстречу свету. Мы путешествуем от корня лотоса (мула-пракрити) сквозь толщу воды (мир, который есть не что иное, как майя) вверх по его стеблю (различные чакры и уровни сознания), пока наконец не достигаем прекрасного цветка — сахасрара-чакры.
Каждая индивидуальная душа совершает это путешествие, следуя своим собственным путем, у каждой — своя собственная история и свой собственный опыт, но в конце пути все неминуемо приходят к одной и той же цели, одной и той же истине и одной и той же реальности. Однако этот путь очень долог. Его проходят только те, кто целенаправленно, последовательно и неуклонно всю жизнь занимается духовной практикой. Те же, кто ищет свое счастье во внешнем мире, сбиваются с этого пути. Вечное, истинное счастье находится внутри нас, а не снаружи. Молодой олень иногда гонится за запахом мускуса, не осознавая, что сам же его и источает. Так и мы ищем исполнения наших желаний во внешнем мире и не догадываемся, что все, чего мы желаем, содержится в нас самих.
Об этом лаконично сказал святой Франциск Ассизский:
То, что они ищут, ищет их.
Только обратившись к своему внутреннему «Я», мы обретаем удовлетворение и покой.
244 Парамханс Свами Махешварананда
Ищите только Бога; не гоняйтесь за духовными сенсациями, сверхъестественными силами-сиддхи или внеземными приключениями. Вручите свою жизнь в руки Божьи и молитесь так: «Господи, да будет воля Твоя. Да исполнится моя судьба».
Самое большое счастье, которое только может быть нам даровано в награду за благие деяния прошлых жизней, — это встреча с духовным Учителем. Учителя передают нам знание приемов, с помощью которых мы можем очистить от сорняков свое «внутреннее поле» и открыть наше сознание Божественному Свету. Они сопровождают нас на всех уровнях нашего развития, куда бы ни забросила нас судьба. Благодаря их защите, что бы ни случилось, ничто не в состоянии причинить вред нашей душе.
Самое большое несчастье — умереть, не достигнув Богореализации. Преисполненная боли дживатма приходит к пониманию того, что она упустила свой шанс в этой человеческой жизни и должна опять пройти цикл смерти и рождения.
После смерти мы неизбежно переходим на астральный уровень, соответствующий нашей карме. В астральном мире мы полностью осознаем все события, но не способны предпринимать никаких действий. Мы видим всю свою жизнь, которая проходит перед нами, как на экране. Мы осознаем ошибки, сделанные в земной жизни, а также радостно переживаем благодать божественного света и божественной любви как результат нашего духовного развития и благих дел. Но мы уже лишены возможности вмешаться или что-то изменить в дальнейшем. Направление и конечная цель нашего путешествия всецело определяются направленностью нашей кармы.
Здесь, в астральном мире, дживатма следует одной из трех возможных нитей судьбы: две из них ведут к новому рождению в мире майи, а третья — к Реализации и союзу с Высшим «Я». В «Бхагавад-Гите» (8:24-25) Господь Кришна поясняет, при каких обстоятельствах душа вступает на один из этих путей.
Т |
от, на ком еще осталась карма — хорошая или плохая, — снова получит смертное тело. Кто в. земной жизни сильно обременил себя дурными поступками, не делал добра, не проявлял участия к другим, будет рожден на уровне животного сознания. И это вполне правомерно
Скрытые силы человека 245
описать как «ад». В животной форме жизни способность самовыражения и развития души сильно ограничена. Она не обладает свободной волей, интеллектом, речью или способностью мыслить. При таком существовании возможно только очень незначительное и медленное развитие сознания; в течение заранее установленного времени нужно очиститься от всех видов кармы.
Тот же, у кого преобладает хорошая карма, имеет право на перерождение в человеческом теле с возможностью освобождения. В зависимости от соотношения плохой и хорошей кармы таких людей ждет либо счастливая жизнь, либо существование, полное мук и страданий. Самым прекрасным плодом многих жизней, которые были исполнены благих и доблестных дел, является счастливая жизнь с многочисленными возможностями для развития, в духовном и мирном окружении.
Человек, который наконец-то достигает освобождения благодаря накопленным знаниям, бескорыстным поступкам (нишкама-карме), помощи духовного наставника и Божьей милости, не рождается снова — если только не примет добровольное решение вернуться на Землю в качестве служителя или учителя.
Таковы пути, которые избирает душа после смерти на Земле. Обычно душа вместе с астральным и каузальным (причинным) телами1 покидает физическое тело через одну из «девяти дверей» — рот, глаза, уши, ноздри, анус или половой орган. Иногда ясно видно, через какую дверь уходит душа. Если у умирающего выделяется кал или моча, это показатель того, что душа блуждает на нижнем уровне сознания. Эти души особенно нуждаются в наших молитвах, чтобы они могли найти свой путь к более высокому сознанию, когда они наконец снова воплотятся в теле после долгого периода ожидания. Многие умирающие открывают рот или глаза; у других капля крови появляется из носа или ушей. Эти души странствуют на астральном уровне, который соответствует их карме.
Атма же достигших освобождения йогов и мастеров уходит через «десятую дверь» — сахасрара-чакру. (Иногда это видно по капле крови или лучу света на макушке головы.) Реализованные души отправляются на высший уровень Космоса, где их встречают с почестями как победоносных героев.
1 См. главу «Паньчакоша».
246 Парамханс Свами Махешварананда
Путь развития чакр, процесс изменения сознания и отслеживания собственных мыслей и чувств — это весьма нелегкое дело. Нужно расстаться со многими старыми привычками и многое преодолеть. К сожалению, мы продолжаем совершать необдуманные поступки, произносить опрометчивые слова и порождать ненужные мысли. Но за все ошибки, которые мы совершаем по недомыслию, мы можем просить прощения и молиться:
О, Господи, направь нас от невежества к мудрости, из тьмы к свету знания. Да осветит навсегда мое сердце и мое сознание Твой Божественный Свет.
И хотя этот путь может быть тяжким и тернистым, когда мы достигаем цели, мы сразу же забываем про все страдания, и все затраченные усилия просто меркнут по сравнению с переживаемым нами теперь блаженством. Поэтому нам следует оставаться сильными и не отказываться от достижения своей цели под давлением любых обстоятельств.
Самая важная вещь в мире — это всегда совершать все духовные практики с бхакти — любовью и преданностью. Чакры пробуждаются с помощью бхакти, атма-чинтаны (постоянного думания об атме), мантры и медитации. Саттвика-бхактих — это надежный и прямой путь к Богу, потому что, когда в нас горит пламя чистой любви и преданности, никакие темные, разрушительные силы не смогут приблизиться к нам.
Позвольте реке любви течь внутри себя и крепко дерите в руке свечу мудрости. Станьте светом для всех, кого вы встречаете, и помогайте им в пути. Так вы будете идти вперед в своем духовном развитии!
Медха-шакти
Медха-шакти — это неисчерпаемый поток энергии, который излучает сахасрара-чакра. Это одна из самых влиятельных и важных сил в теле; от нее зависят сила мысли, способность к пониманию и память. Медха-шакти — это «пища» для памяти и всех других функций мозга. Чрезвычайно важно поддерживать и укреплять медха-шакти.
1 Саттвика — чистый, ясный, истинный.
Скрытые силы человека 247
Медха-шакти быстро исчерпывается при волнении, стрессе, суете и спешке, половых сношениях, сильных эмоциях, пустых разговорах, плаче, крике, тягостных раздумьях и беспокойстве. Ее ослабляют и разрушают гнев, ненависть, ревность, затянувшиеся конфликты, чувство мести и обиды, которые мы носим в себе и которые тянутся за нами из нашего прошлого.
Мы можем укрепить нашу медха-шакти с помощью расслабления тела и ума, успокоения мыслей, доверия к Богу, внутреннего покоя, радости и чувства удовлетворенности. Поэтому все упражнения йоги оказывают положительное воздействие на эту шакти, которая обладает общим уравновешивающим и успокоительным эффектом на тело и ум. Особенно полезны все перевернутые позы, такие, как ишршасана (стойка на голове), сарвангасана (стойка на плечах), випаритакарани-мудра (поза пополнения энергии), йога-мудра (наклон вперед сидя на пятках) и шашанкасана («заяц»). Практики агнисара-крии1, пранаямы, концентрации и медитации также укрепляют медха-шакти. Эта психическая и духовная сила также получает подпитку через молитву, произнесение мантр, чтение священных текстов, пение бхаджанов, сатсанг, пуЬжу и севу1 — короче говоря, через позитивные мысли, речи и дела.
Очень ценной техникой успокоения мыслей и укрепления медха-шакти является мауна (молчание). Мауна ведет к совершенному внутреннему покою и помогает нам достичь глубокой степени медитации.
Для укрепления медха-шакти рекомендуется употреблять миндальное молоко.Оно также помогает при головной боли и усталости и является превосходным средством для улучшения концентрации и укрепления памяти.
Возьмите 10-15 миндальных орехов с кожицей и залейте их на ночь водой в неглазурованной или не сильно обожженной в гончарной печи керамической миске или чашке (вода должна пропитывать стенки сосуда — глина должна сохранять способность дышать). На следующее утро очистите миндаль от кожицы и перемелите его, чтобы он превратился в густую пасту. Согрейте стакан молока, добавьте чайную ложку меда (или
1 Эта техника описана в разделе упражнений в главе о манипура-чакре.
2 Сатсанг — духовное общение; пуджа — религиозные обряды и жертвоприношения; сева — служение Богу и ближним.
248 Парамханс Свами Махешварананда
по вкусу) и размешайте в нем смолотый миндаль. Медленно по глотку выпейте миндальное молоко приблизительно за полчаса до завтрака.
Некоторые люди не могут пить молоко. В этом случае можно растолочь в ступке свежие листья перечной мяты или измельчить их в блендере. Залейте измельченные листья мяты стаканом горячей воды и хорошо взболтайте, закрыв емкость крышкой и сильно ее встряхивая. Потом вы можете процедить жидкость, но это не обязательно. Добавьте ложку меда и медленно по глотку выпейте этот напиток. После этого медленно, тщательно пережевывая, съешьте миндаль, замоченный на ночь в воде, предварительно очистив его от кожицы. Всего через 10 дней вы увидите, насколько хорош этот напиток для тела и ума.
Медха-шакти может стать также чрезмерно активной и вызвать внутреннее беспокойство и тревогу. Это сильная энергия, подобная огню. Когда она становится активной, ее движение нелегко остановить. Поэтому временами медха-шакти нужно остужать и успокаивать. Именно поэтому во время пуджи Шива-Лингам, который также является символом силы и активности, сбрызгивают водой, символически остужая.
Упражнения для успокоения медха-шакти
Каждое утро очень медленно лейте приятно прохладную воду на сахасрара-чакру и одновременно пойте сурья-намаскара-мантруи.
ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ
или гаятри-мантру:
ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ БХАРГО ДЕВАСЙА ДХЙМАХИ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ
(Давайте медитировать на чудесный и священный свет Божественного, который живет в нашем сердце.
Да пробудит он все наши способности, станет поводырем нашего разума и быстро озарит нас светом понимания.)
1 См. «Йога в повседневной жизни», уровень 3.
Скрытые силы человека 249
Упражнения для сахасрара-чакры
• Ширшасана — стойка на голове (1)
• Врикшасана — дерево (2)
• Кхату-пранам — приветствие Кхату (см. стр. 176)
• Пение ОМ
• Крия-йога
Медитативные практики
для пробуждения внутреннего звука
В медитации мы можем совершить путешествие в наш внутренний Космос. В это время лучше всего не иметь никаких особых представлений или ожиданий, а просто расслабиться и, будучи настороже в состоянии полного осознания, наблюдать за собой.
С помощью определенных йогических техник (крий), переданных нам духовным Учителем, мы слышим звуки, которые становятся все более и более тонкими, едва различимыми. Мы способны воспринять биение сердца, циркуляцию крови и даже течение мыслей в голове. Существует десять типов различимых вибраций, которые в конечном счете становятся настолько тонкими, что мы можем воспринять их только как свет. Эти светоносные переживания, однако, все еще не принадлежат к наивысшему уровню. В глубоком погружении в созерцание мы в конце концов ощущаем Всевышнего в «изначальном звуке» — нада-рупа-парабрахму.
Практика медитации на сахасрара-чакру
• Сядьте в удобной позе для медитации и сосредоточьте свое внимание на макушке головы. Практикуйте свою собственную мантру или мантру ОМ.
Парамханс Свами Махешварананда
• Вы находитесь в своем собственном внутреннем пространстве — чидакаше. Эта комната вашего внутреннего пространства наполнена прекрасными оттенками разных цветов. На потолке комнаты есть окно, сквозь которое проникает яркий свет. Наблюдайте этот свет.
• Представьте стеклянную трубу примерно в полутора метрах перед собой. В этой трубе находится растение с восьмью бутонами вдоль стебля. У растения красные корни, которые расположены на уровне муладхара-чакры. Его бутоны соответствуют другим чакрам, а верхний из них — это место обитания сахасрара-чакры. Наблюдайте, как каждый бутон медленно открывается и как раскрытие каждого цветка пробуждает в вас определенные чувства. Почувствуйте природные силы, которые связаны с каждой чакрой: земля с муладхарой, вода со свадхиштханой, огонь с манипурой, воздух с анахатой и пространство (эфир) с вишуддхи. Осознайте гуру-таттву в агье и амриту в бинду-чакре. Осознавайте символы и качества каждой чакры.
• Наблюдайте, как прана-шакти поднимается от корней вверх к тысячелепестковому лотосу. С каждым циклом дыхания лепестки лотоса продолжают открываться. Когда он полностью открылся, вы видите в его центре блестящую жемчужину или бриллиант, которые сверкают на свету. Направьте на это свое внимание.
Последовательность упражнений для пробуждения сахасрара-чакры:
Выполняйте следующие упражнения одно за другим:
• Войдите в йога-мудру:
Сядьте в ваджрасану (на пятки). На вдохе поднимите руки над головой. На выдохе наклонитесь вперед, пока верхняя часть тела не ляжет на бедра и голова не опустится на пол («Йога в повседневной жизни», часть 6).
• Оставайтесь в этом положении 2-3 минуты.
• Затем войдите в бхуми-пада-мастакасану:
Из ваджрасаны положите руки и голову на пол перед собой. Подогните пальцы ног и распрямите ноги, так чтобы вес тела распределился на голову, руки и пальцы ног. После того как вы найдете равновесие в этом положении, сцепите руки за спиной («Йога в повседневной жизни», часть 4).
• Войдите в стойку на коленях, поднимите руки над головой и посмотрите в направлении поднятых рук. Задержитесь ненадолго в этом положении.
• Затем перейдите в удобное сидячее положение. Положите правую руку на сахасрара-чакру, а левую руку — на манипура-чакру. Выполните ашвини-мудру1 несколько раз.
• Пропойте ОМ 27 раз — перед каждым звуком ОМ выполняйте ашвини-мудру. При этом представляйте, что ваша энергия как будто поднимается по трубе. Наверху сияет яркий свет. С каждым вдохом труба расширяется, а с каждым выдохом ваше сознание поднимается все выше.
• Пропойте ОМ 27 раз, закрыв уши большими пальцами. Затем положите руки на колени или на бедра в чин-мудре2. Наблюдайте
1 Ашвини-мудра состоит из повторяющихся, ритмичных сокращений и расслаблений мышц ануса.
2 В чин-мудре ладони повернуты вверх, большой и указательный пальцы касаются друг друга, а остальные три пальца раскрыты и расслаблены.
Парамханс Свами Махешварананда
за внутренним звуком. Визуализируйте три нади — иду (левый энергетический канал) в голубом цвете, пингалу (правый энергетический канал) в оранжево-красном цвете и сушумну (вдоль позвоночного столба) — в белом. Цвета иды и пингалы соединяются в сушумне и растворяются в чистом, сияющем белом цвете, который включает в себя все цвета.
Далее сосредоточьтесь на сахасрара-чакре, которая сияет ярко, как восходящее солнце, и сверкает, как бриллиант. Почувствуйте, что вы, как солнце, излучаете свет и любовь, и осознайте, что ваш внутренний источник неиссякаем.
Завершите комплекс «Мантрой мира».
Самадхи: высшее сознание
Самадхи — это высшее состояние сознания, которого человек может достичь при жизни. Это конечная цель нашего духовного путешествия на Земле.
Самадхи — счастливое возвращение к нашему Божественному истоку. Когда открывается тысячелепестковый лотос сахасрара-чакры1 и дживатма растворяется в нем, достигается цель долгого, полного переживаний путешествия души и «нектаром бессмертия» (амритой) утоляется ее жажда, которую она испытывала на протяжении всей своей жизни. Амара-таттва (или ади-таттва) — это первоэлемент сахасрара-чакры, который, когда мы соединяемся с ним, мгновенно трансформирует наше сознание в сат-чит-ананду — вечное истинное существование и сознание вечного блаженства.
Как можно описать сознание самадхи?
Больше не существует никакой индивидуальности. Сознание и самоосознание продолжают существовать, но уже не в прежней дуальности «это я, а это ты». Человек продолжает жить дальше, но начиная с этого момента внутреннее «Я» пребывает с Высшим «Я». Это означает конец всех проблем и бед, конец страданий, повторных рождений и смерти. Освободившийся живет на Земле в вечном счастье и радости, и когда тело изнашивается, сознание полностью растворяется в Божественном «Я».
Как уже говорилось ранее, есть несколько уровней состояния сознания — глубокий сон, дремлющее сознание, пробуждающееся сознание, высшее сознание и космическое сознание.
На нижней ступени шкалы, в глубоком сне, мы переживаем бессознательное состояние оцепенения. Ум освобождается от беспокойства и волнений, мы полностью расслабляемся и наслаждаемся глубоким отдыхом, когда нас ничто не тревожит. Но когда мы просыпаемся, все остается по-прежнему. Мысли и заботы возвращаются, ни наши обстоятельства, ни мы сами ни на йоту не изменились.
На второй сверху ступеньке лестницы сознания мы вступаем на высший уровень сознания — самадхи. Со стороны невозможно определить,
1 Сахасрара — букв, «тысяча», в расширительном смысле — «бессчетное количество».
Парамханс Свами Махешварананда
пребывает ли некто в самадхи. Наблюдающий может счесть, что человек медитирует, уснул или даже что он находится без сознания. Как и во сне, такие физические ощущения, как тепло, холод, голод, жажда и т. п., в самадхи практически сведены к минимуму. Но состояние самадхи не причиняет телу никакого вреда. Атма все время находится в контакте с телом, она свидетельница всего, что происходит. Поэтому в любой момент можно вернуться в состояние «обычного сознания», как это происходит, когда люди мгновенно пробуждаются ото сна, когда к ним прикасаются или что-то им говорят.
Внешне может казаться, что это не сильно отличается от сна, но по внутренним ощущениям это совсем не так. После возвращения из состояния самадхи мы в корне преображаемся. Это значит, что даже совершенно необразованный и ограниченный человек, погрузившись в бесконечное, божественное сознание высшего уровня самадхи, вернется оттуда ученым и мудрецом.
Но даже в самадхи мы не достигаем полного единения с Космосом. Последнего, Космического уровня сознания можно достичь только после смерти. Космическое сознание — это полное слияние со всей Вселенной, с каждым ее атомом, а это невозможно на физическом уровне. Когда Высшее Сознание начинает расширяться в направлении Космического Сознания, земное существование близится к завершению. Тело «снимают», как старую одежду, то ли в результате болезни, то ли мирного ухода в мир иной1. В «Йога-сутрах» Патанджали описал три техники, выполнение и освоение которых приводят нас к Высшему состоянию сознания. Это дхарана, дхьяна и самадхи.
Дхарана— это концентрация, сосредоточение. В концентрации мы направляем наше сознание на один объект (например, биджа-мантру), полностью отделяя его от всех иных вещей. Для этого чрезвычайно важно целиком сфокусировать свое внимание на одной точке2.
Дхьяна— это медитация. Это следующий после концентрации шаг, когда «я» начинает растворяться в объекте. Это подготовитель-
1 Для многих людей кажется непостижимым, что Реализованная душа может заболеть. Причина состоит в том, что тело больше не в состоянии выдерживать ту огромную внутреннюю силу, которая в нем пробудилась. Воздействие этой энергии можно сравнить с 1000-вольтным электрическим кабелем, который подсоединили к 40-ваттной лампочке.
2 Концентрация на одной точке также означает пребывание на избранном пути с особой и спокойной решимостью.
Скрытые силы человека
ная ступень самадхи. Нельзя «научиться» медитации. Когда тело и ум правильно настроены, когда они стали спокойны и чисты, состояние медитации приходит само — так же как к нам сам собой приходит сон, когда мы вечером ложимся в постель.
Самадхи — это Высшее Сознание, в котором соединяются знающий, знание и объект знания. Я хочу знать. Я тот, кто знает. Я то, что я знаю. При соединении этих трех точек зрения приходит ясное понимание и переживание «Это есмь Я» — СО ХАМ.
Потому что на самом деле мы то, к чему стремимся!
Когда, обладая этим знанием, наше «Я» соединяется с Божественным «Я», это можно сравнить с сияющим восходом, с тем, как занимается день после долгой, темной ночи. Это слияние капель с океаном, лучей с солнцем. Всем печалям, всем страхам, всевозможным бедам (духкха) теперь наступает конец. Они существуют только до тех пор, пока существует карма, а все виды кармы сгорают в огне Божественного Знания. Таков процесс освобождения-мокши, которое является целью йоги.
Однако это совсем не означает, что путь развития подошел к концу, потому что знание не имеет конца. Более того, именно с этого момента начинается новая фаза нашей духовной эволюции; и в действительности только сейчас начинается наше подлинное путешествие в йоге. Мы больше не идем на ощупь, как слепые, теперь мы осознанно движемся по пути, с открытым видением, оставив позади сомнения и неуверенность.
Сознание Реализованных людей становится настолько ясным и чистым, что они способны воспринимать вибрацию «Я» как свет и звук. Эти незабываемые ощущения в корне меняют их жизнь раз и навсегда. Они больше не отождествляют себя с телом, умом, чувствами, эмоциями, качествами, положением в обществе или профессией. Переживаемое ими внутреннее блаженство непоколебимо. Цепи кармы разрушены, и все связанные с ними привязанности исчезли. Атма-гьяни1 полностью осознают свое Божественное существование и себя как не имеющих пределов, неизменных, вечных существ. Они открывают в себе целую Вселенную и видят тождество «Я» с Космосом.
1 Атма-гьяни — Реализованный человек, букв, «познавший свое "Я"».
Парамханс Свами Махешварананда
Мое тело — вся Земля. Мое сознание распространяется во всех четырех направлениях. Моя прана — это энергия, которая течет в каждом атоме Вселенной. Все первоэлементы во Вселенной — мои. Я — бесконечное пространство. Мое сознание (чидакаша) охватывает весь Космос.
Это состояние нельзя постичь или пережить только с помощью разума — это возможно лишь тогда, когда знание, знающий и объект знания едины. При реализации единства СО ХАМ («Это есмь Я») все вопросы получают ответы и все желания осуществляются; больше нет знающего, больше нет стремления к знанию; не существует знания, которое нужно приобрести, или какого-либо объекта, который нужно постичь. В полноте совершенного существования гаснут все желания.
Обретение этого опыта означает Реализацию истины — Самореализацию и Богореализацию. В своем очень известном бхаджане «Чидананда рупах, Шиво'хам, Шиво'хам» Шри Шанкарачарья воспевает Богореализованное, освобожденное сознание:
Скрытые силы человека
Я — н