Преображение ума в чистый кристалл
Когда деятельность ума находится под контролем, ум становится подобным чистому кристаллу... Когда устанавливается полное спокойствие и вы центрированы внутри, просто наблюдаете все, что происходит. Птицы поют — вы услышите звук; по дороге происходит движение — вы услышите шум. Точно так же существует и внутреннее движение ума — слова, мысли, внутренние диалоги. Вы будете слышать, как ум движется, но вы сидите в молчании, ничего не делая. Вы просто невозмутимо смотрите. Вы не беспокоитесь о том, правильно или неправильно поступаете. Приходят мысли или нет, вам все равно. Вы ни за них, ни против них. Вы просто сидите, а движение ума продолжается. Вы можете сидеть, оставаясь совершенно бесстрастным, но это будет трудно и на это потребуется время. Внезапно дистанция между вами и вашим умом станет огромной. Дистанция говорит о том, что в этот момент вы находитесь в центре. Вы можете упасть внутрь, и тотчас невозмутимость, полная невозмутимость окружит вас. В этой невозмутимости вы остаетесь незатронутым умом. Вы становитесь хозяином.
Возникает определенный порядок. ум становится подобным чистому кристаллу... Все помехи, беспорядок, перекрестные потоки мыслей — все это упорядочилось. Очень трудно понять, что весь беспорядок возникает потому, что вы находитесь, на периферии. А вы, в своей мудрости, пытаетесь упорядочить беспорядок, оставаясь на той же поверхности, а не в центре. Есть прекрасное предание, отражающее природу ума.
Будда шел по дороге в полдень. Было очень жарко, и ему захотелось пить. Он сказал своему ученику Ананде: «Вернись назад. Всего лишь две или три мили назад мы перешли через небольшой ручей. Принеси мне немного воды». И Ананда пошел к ручью. Но когда он достиг ручья, ему было трудно набрать воды, поскольку поток пересекло несколько воловьих упряжек. Вся муть со дна всплыла на поверхность. Вода была непригодна для питья.
Ананда вошел в ручей и попытался сделать так, чтобы все осело и вода вновь стала бы чистой. Он сделал ее еще более грязной. «Что делать?» Он вернулся назад и сказал: «Вода непригодна для питья. Я знаю, что впереди будет река. Я пойду и принесу воду оттуда». Но Будда настаивал: «Возвращайся назад. Я хочу воды из этого ручья». Неохотно Ананда вернулся назад. И внезапно он понял, в чем смысл настойчивости Будды: к тому времени, когда он достиг источника, половина грязи снова осела на дно. Никто не пытался сделать так, чтобы она осела, она осела сама по себе.
Затем ученик сел под деревом и наблюдал, как течет ручей. Он ждал и наблюдал, и ничего не де- лал Вскоре вода стала кристально чистой. Опавшие листья исчезли, и грязь снова осела на дно. Вернувшись, он поставил сосуд с водой к ногам Будды и сказал: «Я понимаю, то же самое я делал со своим умом всю жизнь. Теперь я буду просто сидеть под деревом и позволю ручью ума течь, пусть все осядет само собой. Теперь я не буду прыгать в ручей и пытаться сделать так, чтобы муть осела на дно, пытаться привести все в порядок».
Никто не может привести ум в порядок. Само привнесение порядка создает хаос. Если вы можете наблюдать и ждать, и равнодушно смотреть, все упорядочивается само собой. Существует определенный закон: ничто не может оставаться неупорядоченным долго. Вы должны помнить об этом законе. Он — одна из самых главных основ, ничто не может пребывать в состоянии беспорядка долго, потому что такое состояние неестественно. Поэтому неестественное может происходить лишь некоторое время, но не может оставаться навсегда. Со своей спешкой, со своим нетерпением вы можете сделать так, что все станет еще хуже.
Природе чужд хаос. Природа любит порядок. Вся природа выступает за порядок, поэтому хаос может присутствовать только в качестве временного состояния. Если вы можете понять это, тогда не делайте ничего с умом. Позвольте этому безумному уму быть самому по себе. Вы просто наблюдаете. Не уделяйте ему слишком много внимания. Помните, есть разница между наблюдением и вниманием. Когда вы уделяете внимание, вы тоже заинтересованы. Когда вы просто смотрите, вы равнодушны.
ЗЕРКАЛО УМА
Когда ум совершенно ясен, приведен в порядок, больше нет беспорядка и ничто не находится во взвешенном состоянии, в нем отражаются три вещи. ум становится зеркалом, трехмерным зеркалом. Отражается внешний мир — мир объектов. Отражается внутренний мир — мир субъективности, сознания. Отражаются отношения между ними. Из-за того, что вы слишком часто вмешиваетесь в деятельность ума, появляются искажения. Что такое искажение? ум — простой механизм. Он подобен глазам: вы смотрите посредством своих глаз, и мир отражается. Но глаза обладают только одним «измерением»: они могут отражать только мир, они не могут отражать вас. ум — это и есть то самое трехмерное видение, очень глубокое. Обычно он искажает. Всегда, когда вы видите нечто, если вы не отделены от ума, оно будет искажаться. Вы будете видеть что-то еще. Вы будете смотреть, сквозь призму своих представлений, и ваши представления будут проецироваться на то, что вы видите.
Африканцы считают, что тонкие губы — это не красиво, а толстые — красиво. Во многих африканских племенах люди всевозможными средствами делают свои губы все более и более толстыми, особенно женщины, потому что это признак красоты; таково их представление. Если девочка родилась с тонкими губами, она чувствует себя неполноценной. В Индии любят тонкие губы. Если они немного толще, чем следует, вы считаетесь уродливым. Эти представления находятся внутри ума. Все эти представления становятся настолько глубоко укорененными, что они искажают ваше видение реальных фактов. Ни тонкие губы, ни толстые губы не могут быть ни красивыми, ни уродливыми. Красивое и уродливое — это факт искажения. Это ваши представления, которые вы смешиваете с реальностью.
ВСЕ САМОЦЕННО
В мире реальности ничто не является более ценным или менее ценным. Идея ценности привнесена умом. Ничто не является красивым, ничто не является уродливым. Вещи такие, какие они есть. Но когда вы находитесь на поверхности и смешиваете факты с представлениями, вы как бы начинаете говорить: «Это мое представление о прекрасном. Это мое представление об истине, о добре», — и тогда все искажается. Когда вы движетесь к центру и ум оставлен в одиночестве, вы из центра наблюдаете ум и больше не отождествляетесь с ним. Постепенно все представления исчезают. ум становится кристально чистым. И в зеркале, в трехмерном зеркале ума, отражается весь мир: познаваемое, познающий и познание; объект, субъект и восприятие; воспринимающий, восприятие и воспринятое.
Вначале ученик не способен выявить различия между настоящими знаниями, знаниями, основывающимися на словах, и знаниями, основывающимися на рассуждениях или чувственном восприятии.
Реальное знание — это знание, которое случается, когда ум вообще не искажает, когда ум полностью исчез. Он стал таким прозрачным, что есть ли он здесь, или его нет, не важно. В половинчатом состоянии ученик пребывает в очень глубоком смущении. Смущение приходит потому, что что-то из реального, что-то из его знания, которое он накопил в прошлом: из слов, писаний, учений} — также присутствует. Что-то, исходящее из него самого, рассуждает, что правильно и что неправильно, что истинно и что неистинно, и какая-то информация поступает от его органов чувств — глаз, ушей, носа — и все смешивается в фантасмагорическую картину. В этом состоянии любой может сойти с ума.