Преображение ума в чистый кристалл

Когда деятельность ума находится под контро­лем, ум становится подобным чистому кристаллу... Когда устанавливается полное спокойствие и вы центрированы внутри, просто наблюдаете все, что происходит. Птицы поют — вы услышите звук; по дороге происходит движение — вы услышите шум. Точно так же существует и внутреннее дви­жение ума — слова, мысли, внутренние диалоги. Вы будете слышать, как ум движется, но вы си­дите в молчании, ничего не делая. Вы просто не­возмутимо смотрите. Вы не беспокоитесь о том, правильно или неправильно поступаете. Приходят мысли или нет, вам все равно. Вы ни за них, ни против них. Вы просто сидите, а движение ума продолжается. Вы можете сидеть, оставаясь совер­шенно бесстрастным, но это будет трудно и на это потребуется время. Внезапно дистанция между вами и вашим умом станет огромной. Дистанция говорит о том, что в этот момент вы находитесь в центре. Вы можете упасть внутрь, и тотчас невоз­мутимость, полная невозмутимость окружит вас. В этой невозмутимости вы остаетесь незатрону­тым умом. Вы становитесь хозяином.

Возникает определенный порядок. ум стано­вится подобным чистому кристаллу... Все помехи, беспорядок, перекрестные потоки мыслей — все это упорядочилось. Очень трудно понять, что весь беспорядок возникает потому, что вы находитесь, на периферии. А вы, в своей мудрости, пытаетесь упорядочить беспорядок, оставаясь на той же по­верхности, а не в центре. Есть прекрасное предание, отражающее при­роду ума.

Будда шел по дороге в полдень. Было очень жарко, и ему захотелось пить. Он сказал своему ученику Ананде: «Вернись назад. Всего лишь две или три ми­ли назад мы перешли через небольшой ручей. Прине­си мне немного воды». И Ананда пошел к ручью. Но когда он достиг ручья, ему было трудно набрать во­ды, поскольку поток пересекло несколько воловьих упряжек. Вся муть со дна всплыла на поверхность. Вода была непригодна для питья.

Ананда вошел в ручей и попытался сделать так, чтобы все осело и вода вновь стала бы чистой. Он сделал ее еще более грязной. «Что делать?» Он вернулся назад и сказал: «Вода непригодна для пи­тья. Я знаю, что впереди будет река. Я пойду и принесу воду оттуда». Но Будда настаивал: «Воз­вращайся назад. Я хочу воды из этого ручья». Не­охотно Ананда вернулся назад. И внезапно он по­нял, в чем смысл настойчивости Будды: к тому времени, когда он достиг источника, половина гря­зи снова осела на дно. Никто не пытался сделать так, чтобы она осела, она осела сама по себе.

Затем ученик сел под деревом и наблюдал, как течет ручей. Он ждал и наблюдал, и ничего не де- лал Вскоре вода стала кристально чистой. Опав­шие листья исчезли, и грязь снова осела на дно. Вер­нувшись, он поставил сосуд с водой к ногам Будды и сказал: «Я понимаю, то же самое я делал со своим умом всю жизнь. Теперь я буду просто сидеть под деревом и позволю ручью ума течь, пусть все ося­дет само собой. Теперь я не буду прыгать в ручей и пытаться сделать так, чтобы муть осела на дно, пытаться привести все в порядок».

Никто не может привести ум в порядок. Само привнесение порядка создает хаос. Если вы може­те наблюдать и ждать, и равнодушно смотреть, все упорядочивается само собой. Существует опреде­ленный закон: ничто не может оставаться неупоря­доченным долго. Вы должны помнить об этом зако­не. Он — одна из самых главных основ, ничто не может пребывать в состоянии беспорядка долго, потому что такое состояние неестественно. Поэто­му неестественное может происходить лишь неко­торое время, но не может оставаться навсегда. Со своей спешкой, со своим нетерпением вы можете сделать так, что все станет еще хуже.

Природе чужд хаос. Природа любит порядок. Вся природа выступает за порядок, поэтому хаос может присутствовать только в качестве временного состояния. Если вы можете понять это, тогда не делайте ничего с умом. Позвольте этому безумному уму быть самому по себе. Вы просто наблюдаете. Не уделяйте ему слишком много внимания. Помните, есть разница между наблюдением и вниманием. Когда вы уделяете внимание, вы тоже заинтересо­ваны. Когда вы просто смотрите, вы равнодушны.

ЗЕРКАЛО УМА

Когда ум совершенно ясен, приведен в поря­док, больше нет беспорядка и ничто не находит­ся во взвешенном состоянии, в нем отражаются три вещи. ум становится зеркалом, трехмерным зеркалом. Отражается внешний мир — мир объ­ектов. Отражается внутренний мир — мир субъ­ективности, сознания. Отражаются отношения между ними. Из-за того, что вы слишком часто вмешиваетесь в деятельность ума, появляются ис­кажения. Что такое искажение? ум — простой механизм. Он подобен глазам: вы смотрите по­средством своих глаз, и мир отражается. Но гла­за обладают только одним «измерением»: они мо­гут отражать только мир, они не могут отражать вас. ум — это и есть то самое трехмерное виде­ние, очень глубокое. Обычно он искажает. Все­гда, когда вы видите нечто, если вы не отделены от ума, оно будет искажаться. Вы будете видеть что-то еще. Вы будете смотреть, сквозь призму своих представлений, и ваши представления бу­дут проецироваться на то, что вы видите.

Африканцы считают, что тонкие губы — это не красиво, а толстые — красиво. Во многих афри­канских племенах люди всевозможными средст­вами делают свои губы все более и более толсты­ми, особенно женщины, потому что это признак красоты; таково их представление. Если девочка родилась с тонкими губами, она чувствует себя не­полноценной. В Индии любят тонкие губы. Если они немного толще, чем следует, вы считаетесь уродливым. Эти представления находятся внутри ума. Все эти представления становятся настолько глубоко укорененными, что они искажают ваше видение реальных фактов. Ни тонкие губы, ни толстые губы не могут быть ни красивыми, ни уродливыми. Красивое и уродливое — это факт искажения. Это ваши представления, которые вы смешиваете с реальностью.

ВСЕ САМОЦЕННО

В мире реальности ничто не является более ценным или менее ценным. Идея ценности привнесена умом. Ничто не является красивым, ни­что не является уродливым. Вещи такие, какие они есть. Но когда вы находитесь на поверхности и смешиваете факты с представлениями, вы как бы начинаете говорить: «Это мое представление о прекрасном. Это мое представление об истине, о добре», — и тогда все искажается. Когда вы дви­жетесь к центру и ум оставлен в одиночестве, вы из центра наблюдаете ум и больше не отождест­вляетесь с ним. Постепенно все представления ис­чезают. ум становится кристально чистым. И в зеркале, в трехмерном зеркале ума, отражается весь мир: познаваемое, познающий и познание; объект, субъект и восприятие; воспринимающий, восприятие и воспринятое.

Вначале ученик не способен выявить различия между настоящими знаниями, знаниями, основы­вающимися на словах, и знаниями, основываю­щимися на рассуждениях или чувственном вос­приятии.

Реальное знание — это знание, которое случа­ется, когда ум вообще не искажает, когда ум пол­ностью исчез. Он стал таким прозрачным, что есть ли он здесь, или его нет, не важно. В половинча­том состоянии ученик пребывает в очень глубо­ком смущении. Смущение приходит потому, что что-то из реального, что-то из его знания, которое он накопил в прошлом: из слов, писаний, учений} — также присутствует. Что-то, исходящее из него самого, рассуждает, что правильно и что не­правильно, что истинно и что неистинно, и какая-то информация поступает от его органов чувств — глаз, ушей, носа — и все смешивается в фантасма­горическую картину. В этом состоянии любой мо­жет сойти с ума.

Наши рекомендации