Рейтинговая технология оценки качества
Усвоения учебного материала
Рейтинг – это шкала достижения студентов.
Рейтинговая система относится к прогрессивному способу оценки знаний умений, навыков. Это – система, организующая учебный процесс, влияющая на его эффективность. Рейтинг учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений, навыков, формирующих личностные качества студентов: учеба, посещаемость занятий, участие в научной работе, участие в конкурсах, написание рефератов, выступления на студенческих научных конференциях и т.д.
Рейтинговая сумма баллов формируется, с учётом сказанного,по результатам входного, текущего, рубежного, итогового и отстроченного контроля:
1. Входной – это контроль знаний в начале обучения очередной дисциплины.
2. Текущий– текущее отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и лабораторных практических занятиях, отчеты (в определённый срок) об итогах этих занятий. По всем видам деятельности ведется учет баллов, исходя из важности и трудоемкости работ.
3. Рубежный– контроль по окончании изучения темы, раздела, модуля. Написание контрольной работы, выполнение РГР и т.д.
4. Итоговый – как правило, это – зачет или экзамен по всей дисциплине или её части.
5. Отсроченный– это контроль остаточных знаний спустя определённое время после окончания курса.
Инструментом измерения рейтинга служат специально составленные тесты педагогических достижений, они должны соответствовать предмету обучения и его задачам. Рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины.
Тестирование как технология оценки академических
способностей студентов
Педагогическое тестирование – это современный диагностичный, объективный, эффективный способ контроля. Может использоваться как самостоятельный метод проверки знаний.
Тест – научно-обоснованный метод измерения интересующих качеств, свойств личности, её знаний.
В зависимости от предмета измерения различаюттесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.
Педагогические тесты применяются для проведения входного, рубежного, текущего и итогового контроля знаний, умений, навыков.
Организация мониторинга качества знаний путем тестирования включает в себя:
- анализ учебной проблемы;
- определение содержания и цели тестирования;
- разработку тестов, соответствующих цели тестирования;
- подготовка к процессу тестирования;
- проведение тестирования;
- оценку выполнения тестов;
- использование результатов тестирования в последующем образовательном процессе.
Педагогическое тестирование обладает рядом преимуществ перед традиционными формами контроля. К ним относятся:
- более высокая объективность контроля;
- все тестируемые находятся в одинаковых условиях;
- экономится аудиторное время;
- возможна одновременная проверка знаний всего контингента;
- оценка может быть более дифференцированной (например, по 10-ти балльной шкале);
- тестирование различными по сложности заданиями позволяет дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;
- тестирование облегчает оценку знания материала отдельных разделов и тем;
- тестирование обеспечивает точность, своевременность, оперативность контроля знаний.
Однако при тестовом контроле преподавателю не понятен ход мысли, логические рассуждения учащихся, производимые ими преобразования, вычисления.
Тестовый метод – развивается на стыке педагогики, теории измерений, математического моделирования, математической статистики.
Основные подходы к интерпретации тестовых баллов:
1) Нормативно-ориентированный подход – позволяет сравнивать учебные достижения отдельных студентов друг с другом.
2) Критериально-ориентированный – позволяет оценивать, в какой степени студенты овладели учебным материалом. Он легче переводится в обычную 4-х балльную шкалу («2», «3», «4», «5»).
В этом случае результаты могут выражаться в процентах. За 100% условно принимается сумма знаний, умений, навыков, которую должна быть усвоена студентами в ходе обучения, тогда уровень учебных достижений каждого можно выразить в процентах от этой суммы и если необходимо, то перевести в привычную пятибалльную шкалу:
Например, перевод может выглядеть таким образом:
(90-100)% – «5»
(70-90)% – «4»
(50-70)% – «3»
<50% – «2»
Критерий оценки устанавливается преподавателем, разработчиком теста в зависимости от содержания и трудности теста.