Эффективность социальной работы
Критерии эффективности СР
Критерий эффективности – это отношение результата к объему ресурсов, задействованных для его получения.
Измерение эффективности – это процесс количественного определения результативности и отдачи выполненного действия. Следовательно, критерий эффективности можно определить как параметр, используемый в этом процессе.
Эффективность социальной работы сопряжена с уровнем развития профессионально важных качеств социального работника.
Эффективность социальной работы
Эффективность является сложным феноменом и складывается из цели, результата, затрат, общепринятых норм (или идеалов). Два первых компонента являются главными, определяющими. Поэтому эффективность в целом можно определить как степень реализации цели, что выражается формулой:
ЭФфективность = Результат/Цель.
Следует также иметь в виду, что эффективность может быть как положительной, так и отрицательной. Например, эффективность социальной политики как деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества в России в 90-е гг. XX в. была, скорее, отрицательной.
Учитывая, что результат зависит от условий, затрат деятельности, означенную выше формулу эффективности следует уточнить:
ЭФ = Результат/Цель + 3атраты + Условия,
Применительно к социальной работе затраты могут быть материальными, финансовыми: затраты на устройство различного рода социальных служб и учреждений, финансовое обеспечение потребностей клиентов (в том числе реальные доходы, потребляемые блага и услуги, продовольственные и непродовольственные товары, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.), физическими и умственными (в том числе нравственного, психологического характера), а также временными (дни, недели, месяцы, годы).
Условия деятельности (труда, работы) можно интерпретировать как совокупность особенностей среды и организации труда, которые существенно влияют на здоровье, настроение и работоспособность индивида, слоя, группы. Выделяют четыре группы элементов труда (работы): 1) санитарно-гигиенические (микроклимат, освещенность, шум, вибрация, состояние воздушной среды, ультразвук, разнообразные излучения, контакт с водой, маслом и токсичными веществами, общие и профессиональные заболевания); 2) психофизиологические (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы и т. д.); 3) социально-психологические (социально-психологический климат в обществе в целом, в трудовом коллективе, в семье и т. д.); 4) эстетические (художественно-конструкторские качества рабочего места, архитектурно-художественные качества интерьера, применение функциональной музыки и т. д.)
Эффективность социальной работы как науки зависит от уровня знаний, степени приобретенных умений, создания новых технологий, овладения инновационными подходами; от степени .усвоения достижений отечественной и зарубежной науки; от освоении закономерностей, принципов, методов социальной работы. Эффективность социальной работы как учебного процесса может быть выражена как целостное представление выпускников (слушателей) о социальной работе, ее основных направлениях, инструментарии, методах и технологиях. В целом эта эффективность может быть представлена как степень выполнения совокупности тех требований, которые представлены в Государственном стандарте по образованию в области социальной работы. Эффективность социальной работы как практической деятельности зависит также от степени изученности (диагностики) и удовлетворенности социальных потребностей категорий людей, нуждающихся в помощи, социальной поддержке, их социальной защищенности.
В количественном и качественном определении (измерении) эффективности социальной работы важнейшим компонентом выступают социальные потребности.
Естественные и собственно социальные потребности людей органически взаимосвязаны. Вместе с тем при узком понимании социальной работы как социальной защиты, помощи, защищенности социально слабых слоев населения имеются в виду прежде всего естественные потребности людей и их удовлетворение. При широком понимании социальной работы как социальной защиты, помощи, защищенности всех людей речь идет о тех и других потребностях, но в первую очередь социальных.
Эти потребности дифференцируются в зависимости от объектов социальной работы, ее основных направлений. Работа с малоимущими предусматривает в первую очередь удовлетворение их потребностей в нормальном питании, обеспечении минимальных жилищных условий и т. д. Работа с инвалидами требует удовлетворения их потребностей в поддержании здоровья, решения других задач, обусловленных неполной трудоспособностью этой категории лиц.
В социальной работе с лицами и группами девиантного поведения удовлетворение потребностей (здоровых) или формирование новых зависит от вида девиантности. При этом необходимо учитывать потребности как самого общества (укрепление основ здорового образа жизни, что связано с уменьшением преступности, наркомании, пьянства и т. д.), так и носителей девиантного поведения, объективные потребности которых должны заключаться в преодолении зависимости от наркотиков, алкоголя, отказа от паразитического образа жизни и т. д., формировании и закреплении здоровых потребностей социального характера.
Все направления социальной работы так или иначе связаны с удовлетворением разнообразных потребностей. Так, в ходе социальной реабилитации решается проблема удовлетворения потребностей, в частности, в восстановлении и компенсации нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Социальное обеспечение способствует реализации потребностей, жизненно важных для престарелых и нетрудоспособных граждан. Социальное обслуживание на дому престарелых включает удовлетворение их потребностей в разнообразных надомных услугах.
Эффективность социальной работы зависит также от реализации разнообразных технологий, применяемых различными службами, отдельными профессиональными и непрофессиональными работниками, лицами, участвующими в благотворительных и других акциях.
Для практического определения эффективности социальной работы необходимо нахождение надежных критериев, показателей, индикаторов.
Критерий — это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь; мерило оценки. Можно сказать также, что критерии — это наиболее общие показатели. Нас интересуют, конечно же, в первую очередь социальные показатели как качественные характеристики свойств и состояний социальных объектов и процессов. В широком смысле к ним относят демографические, экономические, социальноструктурные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют наличие или отсутствие определенных свойств, количественные — меру его выраженности, развития. Применительно к социальной работе социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние здоровья (инвалидность), семейное положение клиента, зависимость от алкоголя, наркотиков и т. д.
Поскольку показатели могут быть достаточно общими, то используют индикаторы, т. е. простые свойства, образующие социальные показатели, доступные наблюдению и измерению характеристики социальных объектов (например, процент принимающих наркотики подростков как показатель девиантного поведения). В этом плане интересен, на наш взгляд, предложенный группой исследователей «Бланк получения статистической информации по вопросам социальной защиты (на примере трудовых коллективов железнодорожного транспорта)»1, который можно рассматривать как своеобразную методику определения эффективности работы применительно к работающему населению.
Он включает четыре основных раздела. В первый раздел «Занятость и условия труда» включены следующие социальные показатели: 1) изменение социального состава работников; 2) изменение социально-демографического состава работников (разработка по полу и возрасту); 3) совершенствование квалификационной и профессиональной структуры рабочих отрасли; 4) повышение общего и профессионального образования работников; 5) подготовка и повышение квалификации работников; 6) основные мероприятия по планомерному изменению социально-профессиональной структуры работников; 7) обеспечение кадрами, регулирование их движения и сокращение текучести; 8) улучшение условий труда по основным производственным факторам в соответствии с требованиями и нормами; 9) основные мероприятия по совершенствованию условий труда, его охраны и укреплению здоровья работников; 10) охрана окружающей среды; 11) совершенствование условий труда женщин; 12) совершенствование работы по профориентации и профотбору; 13) оптимизация психологических факторов труда.
Во второй раздел «Уровень жизни и его повышение» включены следующие показатели: 1) организация заработной платы, формы и виды оплаты труда; 2) моральные и материальные стимулы коллективов и работников; 3) развитие фонда материального поощрения (премирование, вознаграждение, материальная помощь); 4) размер фонда, развитие производства; 5) размер части фондов экономического стимулирования, передаваемого для долевого финансирования строительства; 6) мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния; 7) количество малых предприятий, ТОО, в которых участвуют работники вне рабочего времени.
В третий раздел «Жилищно-бытовые условия» включены такие главные показатели как: 1) общее число работников и общая закрепленная за ними жилая площадь; средняя площадь; 2) количество работников, имеющих дома, квартиры в государственных, кооперативных домах, живущих в общежитиях, снимающих жилье; 3) количество работников, стоящих на очереди; требуемая для них жилплощадь; 4) перспективы ввода в действие жилья; 5) количество столовых и посадочных мест в них; потребности в столовых; 6) количество детских учреждений и мест в них; потребности в них; 7) количество профилакториев, домов отдыха и т. д. и мест в них; потребности в них; 8) строительство и ввод в действие жилищных, бытовых объектов; 9) сфера торговли: наличие и потребности; 10) сфера бытовых услуг: наличие и потребности; 11) размер фонда (в руб.) жилищного строительства и потребности; 12) размер фонда развития торговли и сферы бытовых услуг (столовых и др.); 13) строительство и ввод в действие столовых, в том числе диетических; 14) строительство и ввод в действие санитарно-бытовых помещений; 15) мероприятия по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей.
В четвертом разделе «Социально-культурные гарантии» содержатся следующие показатели: 1) размер фонда культурнобытового и медицинского обслуживания; 2) размер фонда на строительство клубов, домов отдыха, санаториев, детских учреждений и других объектов; 3) количество мест в больницах, поликлиниках, санаториях, стадионах, спортивных залах; потребности в них; 4) строительство и ввод в действие оздоровительных учреждений; 5) строительство и ввод в действие медицинских учреждений, медико-санаторных частей; 6) строительство и ввод в действие культурных и спортивных учреждений (дома культуры, клубы, кинотеатры, стадионы, спортзалы и т. д.); 7) мероприятия по удовлетворению социально-культурных потребностей работников; 8) мероприятия просветительского характера; 9) строительство и ввод в действие учебных заведений; 10) строительство и ввод в действие народных музеев и др. учреждений культуры; 11) мероприятия по развитию научно-технического творчества работников; 12) развитие общественных организаций (НТО и др.).
Каждый из указанных социальных показателей операционализирован с учетом его специфики, сроков исполнения, затрат, по годам и т. д.
Конечно, «Бланк» нацелен на выявление степени социальной защищенности работающих. Однако он косвенно позволяет учитывать и социальную защищенность неработающих — членов семей работающих, их детей, пенсионеров — родителей, инвалидов. Кроме статистического анализа (примером чего может быть вышеупомянутый «Бланк»), для определения эффективности социальной работы необходимо использовать методы сравнительного анализа, целенаправленного наблюдения и другие способы социологических исследований, математическое модулирование, прогнозирование и т. д.
Требуется разработка подробных методик определения эффективности социальной работы с учетом специфики каждого отдельного объекта, каждого вида социальной работы, ее системного характера, применяемых технологий, зарубежного и отечественного опыта социальной деятельности.
Вот это не обязательно
Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:
- учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);
- среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);
- высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).
В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.
Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.
Однако по окончанию высшего профессионального обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., [9; 39] специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:
Внимание, стремление понять позицию других;Дружелюбие, общительность; Способность стать лидером; Вежливость, обходительность;Руководство здравым смыслом, следование предписаниям; Жизнерадостность;Толерантность, упорство;
Большое чувство ответственности; Способность выполнить работу полную разнообразия; Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм; Способность взаимодействовать со специалистами; Тщательность действий; Аккуратность и последовательность в работе; Способность к планированию своего будущего; Способность к устным высказываниям; Хорошая память, способность обучать других; Умение заботится о других; Реализация новых идей, самостоятельность суждений.
Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие [12; 9]:
В числе отрицательных сторон:
ü Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;
ü Неотработанность профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;
ü Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);
Есть и положительные стороны этой работы:
ü Многообразие возможных мест работы;
ü Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;
ü Возможность коммуникативного общения;
ü Развитие творческих способностей.
При подготовке кадров по специальности «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы».