Подрядные торги в строительстве
Проведение подрядных торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, является обязательным при размещении заказов на строительство объектов, в том числе их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, финансируемых за счет:
средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь - при стоимости строительства объекта 3000 базовых величин и более;
иных источников, за исключением объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более.
Если проведение подрядных торгов на строительство объектов является обязательным, то эти торги также проводятся при размещении необходимых для этих объектов заказов на:
выполнение проектных и изыскательских работ;
оказание инженерных услуг стоимостью 3000 базовых величин и более;
поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью 3000 базовых величин и более, за исключением товаров, производимых организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;
выполнение отдельных видов (комплексов, этапов) строительных, монтажных, специальных и иных работ. Подрядные торги в этом случае проводятся застройщиком, заказчиком или инженерной организацией.
Если проведение этих торгов на строительство объекта обязательным, то они проводятся также на выполнение проектных и изыскательских работ.
В случае привлечения к комплексному управлению инвестиционным проектом инженерной организации, выполняющей функции заказчика и генерального подрядчика (без выполнения строительно-монтажных работ собственными силами), она размещает заказ на строительство объекта в целом или на его этапы, виды работ путем проведения подрядных торгов по объекту в целом.
Если строительство объектов, финансируемых за счет средств, указанных в пункте 3 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, производится заказчиком (застройщиком) собственными силами (имеющимися в его составе строительными подразделениями) без заключения договора строительного подряда или государственного контракта, то привлечение подрядных организаций для выполнения проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ, а также приобретения товаров, оказания услуг осуществляется с учетом требований, предусмотренных пунктом 3 Положения.
При размещении заказов на конкурсной основе применяются открытые и закрытые подрядные торги.
Открытые подрядные торги проводятся в случаях, указанных в пункте 3 Положения, кроме случаев, перечисленных в пункте 9 Положения.
Закрытые подрядные торги проводятся при размещении заказов по:
объектам строительства специального назначения;
взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом;
объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройства железнодорожной автоматики, электрификация железнодорожных путей, переустройство и ремонт железнодорожных путей);
объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах.
Решение о размещении заказов путем проведения закрытых подрядных торгов принимается их организатором в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
В организации и проведении подрядных торгов участвуют организатор этих торгов, конкурсная комиссия, претенденты, а также специалисты и наблюдатели.
Организатор подрядных торгов (его руководитель) осуществляет следующие основные функции:
принимает решение о размещении заказа на основе подрядных торгов;
назначает ответственное лицо за их проведение, создает конкурсную комиссию, определяет полномочия членов этой комиссии;
обеспечивает разработку конкурсной документации, утверждает и предоставляет ее претендентам в установленном им порядке;
размещает извещение о проведении подрядных торгов либо направляет приглашения претендентам;
размещает сообщение о результатах открытых подрядных торгов;
принимает другие меры по организации и проведению подрядных торгов.
При наличии нескольких инвесторов, финансирующих один объект, функции по организации подрядных торгов возлагаются совместным решением на одного из них и оформляются протоколом.
Для подготовки и проведения подрядных торгов их организатором создается конкурсная комиссия. Руководство комиссией осуществляет ее председатель.
В случаях, когда в качестве организатора подрядных торгов выступают инженерные организации, их права, обязанности и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств сторон определяются договором.
Одна и та же инженерная организация одновременно не может выступать в качестве организатора подрядных торгов и быть претендентом на тех же торгах или оказывать услуги их претендентам.
Претендентами в зависимости от предмета заказа могут выступать проектные, изыскательские, строительные и инженерные организации (инженеры), поставщики.
Претендент при участии в подрядных торгах:
получает у их организатора конкурсную документацию;
разрабатывает конкурсное предложение, соответствующее условиям подрядных торгов, и направляет его их организатору;
может присутствовать на заседаниях конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном организатором подрядных торгов;
совершает иные действия.
При размещении заказов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь в работе конкурсной комиссии могут принимать участие (с их согласия) работники Комитета государственного контроля (в качестве наблюдателей), инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, члены Межведомственной комиссии по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь.
При размещении заказов, финансируемых за счет средств внешних государственных займов, для строительства объектов за рубежом к работе конкурсной комиссии могут привлекаться (с их согласия) специалисты Министерства иностранных дел.
Полномочия специалистов, участвующих в качестве наблюдателей при проведении подрядных торгов, определяются органами, которые направляют этих лиц.
Подрядные торги по размещению заказа на строительство объектов организуются при обязательном наличии у их организатора (за исключением строительства "под ключ"):
документа, удостоверяющего право на земельный участок, либо решения местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии и предоставлении земельного участка и (или) акта выбора места размещения земельного участка, к которому прилагаются архитектурно-планировочное задание, технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства, заключения о возможности размещения объекта;
решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства объекта;
обоснования инвестирования в строительство, в установленном порядке прошедшего государственную экспертизу, либо проектной документации на строительство объекта (утверждаемого этапа строительства), прошедшей(го) государственную экспертизу и утвержденной(го) в установленном порядке, кроме случаев, когда условиями подрядных торгов предусматривается разработка проектной документации подрядчиком или в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, эта разработка не является обязательной.
Подрядные торги на строительство "под ключ" организуются при наличии у их организатора документа, удостоверяющего право на земельный участок, либо акта выбора места размещения земельного участка, к которому прилагаются архитектурно-планировочное задание, технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства, заключения о возможности размещения объекта.
Если при строительстве объектов, в том числе их ремонте, разработка проектной документации в соответствии с законодательством не является обязательной, то организатор подрядных торгов должен иметь необходимые документы для достоверного определения претендентами объемов подлежащих выполнению работ и их стоимости.
Конкурсная документация разрабатывается до размещения извещения (направления приглашений) о проведении подрядных торгов.
Конкурсная документация должна содержать сведения, сгруппированные в следующие разделы:
предмет заказа;
проектная документация;
условия проведения подрядных торгов;
порядок и объем представления претендентом конкурсного предложения;
условия заключения договора (государственного контракта);
обязательства организатора подрядных торгов.
В раздел "Предмет заказа" включаются сведения:
о наименовании, адресе, контактных телефонах, банковских реквизитах и при наличии - об адресе электронной почты организатора подрядных торгов;
о наличии разрешительной документации на проектирование и строительство;
о наименовании объекта строительства, его месторасположении (адресе) и основных параметрах этого объекта;
о строительной площадке (трассе), в том числе основные характеристики рельефа местности, грунтов, другие особенности площадки, и порядке ознакомления с ней;
об источниках финансирования объекта строительства;
о предлагаемых сроках начала и окончания строительства объекта (год, месяц).
При проведении подрядных торгов на строительство "под ключ" в раздел конкурсной документации "Предмет заказа" дополнительно включаются сведения о предлагаемых сроках начала и окончания проектирования и строительства "под ключ" (год, месяц), в том числе выполнения проектных и изыскательских работ (год, месяц), а при необходимости - сроках завершения их этапов.
В раздел "Проектная документация" включаются сведения о наличии и составе проектно-сметной документации на объект строительства, содержащей архитектурные, технические, технологические параметры, заключения государственной экспертизы и другие данные, или о порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации, если таковая отсутствует. Обязательным является наличие в составе проектно-сметной документации ведомости объемов и стоимости работ.
В разделе "Условия проведения подрядных торгов" должны быть указаны:
сроки выполнения заказа (строительства объекта);
цена заказа, применяемая в качестве стартовой, возможность внесения предложений по ее изменению;
требования о представлении претендентами сертификатов соответствия на выполнение соответствующих работ по предмету заказа;
наличие системы контроля качества выполняемых работ, оказываемых услуг, поставляемых товаров. При этом преимущество имеют претенденты, работающие по системе качества на базе стандартов ИСО серии 9000, которое учитывается в методике оценки конкурсных предложений и выбора победителя.
Кроме указанных обязательных условий организатор подрядных торгов может включать дополнительные:
сроки, порядок проведения предварительного квалификационного отбора претендентов;
наличие у претендентов специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;
наличие опыта выполнения аналогичных работ для строительства объекта, подтверждаемого отзывами инвесторов (заказчиков), которым претендент построил аналогичные объекты, оказывал услуги либо поставлял товары;
наличие декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров, работ, услуг;
возможность (невозможность) для претендентов при разработке конкурсных предложений вносить изменения в проектную документацию и допускаемые пределы отступления от проектных решений с представлением соответствующих обоснований, а также возможность (невозможность) разработки альтернативных вариантов;
возможность (невозможность) внесения изменений и дополнений в проект соответствующего договора (государственного контракта);
обязанность претендента представлять проекты соответствующих страховых документов в случае повреждения объекта строительства, материалов, оборудования и другого имущества, используемого при строительстве;
наличие у претендента гарантии юридического лица, обладающего достаточным имущественным комплексом, для покрытия затрат в случае, если этот претендент окажется несостоятельным при выполнении заказов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь;
обязанность претендента представлять документы, подтверждающие его экономическое и финансовое положение на дату представления конкурсного предложения (бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках за предыдущий отчетный год в соответствии с формами, установленными Министерством финансов);
иные условия, наличие которых определяется формой проведения подрядных торгов (открытые, закрытые), характером и масштабом объекта строительства, местом расположения строительной площадки и другими факторами.
Кроме того, организатор подрядных торгов в разделе "Условия проведения подрядных торгов" должен привести информацию:
о сроках приемки конкурсных предложений, дате, месте проведения заседания конкурсной комиссии и вскрытия пакетов с предложениями претендентов, порядке участия претендентов в заседании конкурсной комиссии по вскрытию пакетов с конкурсными предложениями, возможности их участия в иных заседаниях комиссии, а также о публикации результатов подрядных торгов;
о порядке, критериях и методике оценки конкурсных предложений и выбора победителя подрядных торгов;
о порядке утверждения результатов подрядных торгов;
о порядке и условиях предоставления конкурсной документации претендентам;
о валюте, в которой должна быть выражена цена конкурсного предложения, или порядке пересчета валюты конкурсных предложений в валюту, которую организатор подрядных торгов использует для оценки конкурсных предложений;
о внесении при необходимости задатка или гарантийного обязательства обслуживающего банка, осуществляющего финансирование выполняемого заказа, в подтверждение согласия претендента на подписание соответствующего договора (государственного контракта) в случае выигрыша подрядных торгов, размере и сроках гарантии;
о порядке извещения претендентов о результатах подрядных торгов;
о порядке проведения переговоров с победителем подрядных торгов по заключению соответствующего договора (государственного контракта);
о праве организатора подрядных торгов изменять условия проведения торгов в пределах определенного периода или отказе от их проведения не позднее чем за 30 дней до первого заседания конкурсной комиссии, а также о праве претендента отзывать свои конкурсные предложения и изменять их содержание, но не позднее предусмотренного условиями подрядных торгов предельного срока их представления.
Раздел "Порядок и объем представления претендентом конкурсного предложения" должен содержать сведения:
о требованиях к составу представляемого претендентом конкурсного предложения, перечню прилагаемых документов. Если организатор подрядных торгов разрабатывает формы этих документов, то они включаются в этот раздел;
о порядке оформления конкурсного предложения и прилагаемых документов;
о порядке доставки и приемки конкурсного предложения.
В раздел "Условия заключения договора (государственного контракта)" включаются:
перечень основных нормативных правовых актов, на основании которых будет заключен договор (государственный контракт), а также возможность применения международных технических нормативных правовых актов;
проект договора строительного подряда или государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд;
сроки и место подписания договора (государственного контракта).
В разделе "Обязательства организатора подрядных торгов" указываются следующие обязательства:
обеспечивать объективный и равный подход ко всем претендентам, к рассмотрению их документов, осуществлению выбора победителя исходя из критериев, содержащихся в условиях подрядных торгов;
возвращать в установленных случаях и порядке претендентам перечисленные ими задатки, возмещать причиненный им реальный ущерб;
представлять разъяснения претендентам в случае их обращения по вопросам, связанным с подготовкой конкурсных предложений;
обеспечивать конфиденциальность проведения подрядных торгов, их результатов, сведений претендентов, содержащих коммерческую тайну;
не требовать от претендентов информации, составляющей коммерческую тайну.
Документация, а также вся корреспонденция, подготавливаемая организатором подрядных торгов, должны быть изложены на русском или белорусском языке.
Конкурсное предложение и другие документы, представленные претендентом, могут быть составлены на другом языке при условии, что к ним будет прилагаться нотариально заверенный их точный перевод на указанные в части первой настоящего пункта языки. В этом случае преимущество будет иметь переведенная версия.
Конкурсная документация утверждается организатором подрядных торгов.
Проведение открытых подрядных торгов осуществляется при наличии у организатора торгов разработанной и утвержденной им конкурсной документации в следующем порядке.
Организатор подрядных торгов обязан оповестить об их проведении путем размещения извещения в информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом" и информационной системе "Тендеры" на сайте информационного республиканского унитарного предприятия "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" не позднее чем за тридцать дней до их проведения. При необходимости извещение можно опубликовать дополнительно в других печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение.
Извещение о подрядных торгах должно содержать наименование организатора этих торгов, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определения их победителя, условиях приобретения (получения) конкурсной документации, а также сведения о цене заказа и другие необходимые данные, установленные конкурсной документацией.
После публикации извещения претенденты на получение заказа направляют организатору подрядных торгов сообщение о своем согласии участвовать в торгах.
Претенденты разрабатывают конкурсные предложения и не позднее установленного организатором подрядных торгов срока направляют их конкурсной комиссии в трех экземплярах: оригинал и две копии. Конкурсные предложения регистрируются организатором торгов в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию претендента организатор торгов выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения.
Организатор подрядных торгов представляет претенденту конкурсную документацию не позднее трех рабочих дней после выполнения им условий ее приобретения (получения).
Претенденты при участии в торгах:
приобретают (получают) у организатора торгов конкурсную документацию;
разрабатывают конкурсное предложение, соответствующее условиям торгов, и направляют его в письменном виде организатору торгов в срок, указанный в конкурсной документации;
присутствуют на заседаниях конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном организатором торгов;
совершают иные действия, предусмотренные Положением и конкурсной документацией.
Претендент имеет право до окончания установленного организатором подрядных торгов срока подачи конкурсных предложений отозвать свое предложение. При этом ранее внесенный задаток (если он был установлен условиями подрядных торгов) возвращается ему организатором в трехдневный срок.
В установленный организатором подрядных торгов день проводится заседание конкурсной комиссии. При проведении подрядных торгов претенденты, представившие конкурсные предложения и зарегистрированные организатором торгов, вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии при вскрытии пакетов с конкурсными предложениями в порядке, установленном конкурсной документацией. Конкурсной комиссией проверяется наличие всех установленных условиями подрядных торгов документов и оглашается содержание основных пунктов предложений. Указанные данные по каждому претенденту вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по форме согласно приложению 2 Положения.
Конкурсная комиссия может изучать конкурсные предложения не более 60 дней со дня вскрытия пакетов, а по объектам жилья, инженерной инфраструктуры и благоустройства, транспортной инфраструктуры - не более 10 дней. В отдельных случаях с согласия организатора подрядных торгов этот срок может быть продлен.
Если у конкурсной комиссии возникают сомнения в достоверности представленных претендентом данных, она вправе произвести дополнительную их проверку с участием специалистов либо назначить проведение экспертизы.
Оценка предложений претендентов проводится конкурсной комиссией с учетом критериев, приведенных в конкурсной документации, и принятой организатором подрядных торгов методики оценки предложений. При отказе претендента от представления информации, определенной конкурсной комиссией, или представления недостоверной информации он отстраняется от дальнейшего участия в подрядных торгах и его конкурсное предложение отклоняется. Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений не подлежит разглашению.
В случае участия в открытых подрядных торгах, претендентов, предлагающих товары (работы, услуги) как белорусского, так и иностранного происхождения, при оценке конкурсных предложений применяется преференциальная поправка конкурсного предложения в виде уменьшения на 15 процентов цены:
работ, услуг претендента - резидента Республики Беларусь;
товаров происхождения Республики Беларусь.
Результаты подрядных торгов подводятся на заседании конкурсной комиссии и оформляются протоколом по форме согласно приложению 3 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов.
Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, то оно излагается в этом протоколе.
Протоколы конкурсной комиссии подписываются председателем, членами комиссии и представляются организатору подрядных торгов для утверждения.
В случаях неутверждения протокола о результатах подрядных торгов, а также непризнания конкурсной комиссией ни одного из претендентов победителем организатор торгов принимает решение о проведении повторных подрядных торгов или об их отмене (если проведение торгов не является обязательным). Повторные подрядные торги (с уточнением при необходимости их условий) проводятся также в соответствии с Положением.
При отказе победителя подрядных торгов от заключения соответствующего договора (государственного контракта) их организатор вправе не проводить повторные торги, а предложить заключить договор (государственный контракт) второму по показателям после победителя претенденту.
Организатор подрядных торгов извещает претендентов о результатах их проведения письменно.
По результатам подрядных торгов заключается соответствующий договор (государственный контракт) в порядке и срок, установленные пунктами 69 - 71 Положения.
После определения результатов подрядных торгов их организатор не позднее 5 дней возвращает задаток (гарантийное обязательство), если это было предусмотрено конкурсной документацией:
победителю - после подписания им договора (государственного контракта);
иным претендентам - со дня принятия решения о результатах торгов.
Организатор подрядных торгов после утверждения их результатов размещает сообщение об этих результатах в информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом" и (или) информационной системе "Тендеры" на сайте информационного республиканского унитарного предприятия "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен".
Конкурсное предложение претендента должно содержать:
Проведение закрытых подрядных торгов осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для открытых подрядных торгов, с учетом следующих особенностей:
извещение о проведении закрытых подрядных торгов и сообщение об их результатах не публикуются;
организатор закрытых подрядных торгов самостоятельно определяет перечень претендентов, которые могут выполнить соответствующий заказ, и направляет им приглашения на участие в подрядных торгах.