Греция, коринфский канал
В Греции Эгейское и Ионическое море разделяет Коринфский перешеек шириной 6,3 км.
С древних времён делались попытки построить канал в этом месте. Первое упоминание о такой попытке относится к VII веку до н. э., когда коринфский тиран Периандр, причисляющийся к семи мудрецам древней Греции, попытался прорыть водный путь, но остановил работы из-за опасения о несоответствии уровней Эгейского и Ионического морей, что грозило затоплением земель. По другой версии, он боялся возбудить гнев богов, потому что оракул жрицы Пифии в Дельфах гласил: «Не снабжай перешейка башней, и не прорывай его (не пересекай его каналом)». Согласно сообщениям, этот оракул исходил от жрецов коринфских храмов, боявшихся, что вследствие открытия канала для быстрого проезда судов они лишатся щедрых приношений и подарков, потому что у купцов не было бы больше поводов оставаться в Коринфе.
Возможность прокладки канала обдумывал Деметрий Полиоркет в 307 году до н. э. Но и он оставил эту мысль, когда египетские инженеры, которых он нанял чтобы осуществить задуманное, уверили его, что это невозможно. По их словам, уровень воды в Коринфском заливе и в Сароническом заливе разный, и они предупреждали, что, если прорыть полосу суши, чтобы устроить канал, воды Коринфского залива хлынут в Саронический залив и затопят всю область, погребая соседние острова.
Когда Коринф стал римским провинциальным городом, Юлий Цезарь и позже Калигула разработали планы, чтобы прорыть перешеек. В соответствии с этими планами император Нерон предпринял третью попытку прорыть канал в 67 году нашей эры, привлекая к работе 6 000 рабов и каторжников. Эта попытка провалилась, когда Нерону пришлось вернуться в Рим, где вспыхнуло восстание против него. В последующие годы Ирод Аттик и позже византийцы старались пересечь перешеек, но и их усилия не увенчались успехом.
После Греческой революции в 1821 году первый президент Греции Иоаннис Каподистрия оценил значение Коринфского канала для развития Греции. Он поручил проект французскому инженеру, но по экономическим причинам пришлось отказаться от проекта.
После открытия Суэцкого канала греческое правительство в ноябре 1869 года издало закон о «прорытии Коринфского перешейка». Проектирование канала было поручено венгерским архитекторам Иштвану Тюрру и Белу Герстеру, подготовившими ранее проект Панамского канала. 5 мая 1882 года, после длительных переговоров, начались работы по постройке канала. Строительство канала было начато французской компанией, которая прекратила работу из-за финансовых трудностей, так и не закончив проект. Греческая компания во главе с греческим банкиром и филантропом Андреасом Сингру подхватила проект и закончила его в рекордные сроки.
В продолжение приблизительно десяти лет (1881 – 1893 годы) было занято около 2 500 рабочих, которые пользовались самыми лучшими доступными в то время машинами. Они вырыли приблизительно 930 000 кубических метров земли и камня.
Наконец работа по прорытию Коринфского перешейка была завершена, и 7 августа 1893 года было устроено торжество по случаю открытия канала. Эксплуатация канала началась в 1893 году. Канал позволял сэкономить путь длиной более 400 километров для судов, огибавших Пелопоннес.
Длина составляет 6 км, ширина по зеркалу – 24 м, по дну – 21 метр, глубина 8 м. Стены канала естественного происхождения, главным образом из известняка, высота стен достигает 76 метров. Через канал перекинуты один железнодорожный и три автомобильных моста. Дополнительно с обеих сторон канала функционируют погружные мосты.
В настоящее время канал отчасти утратил экономическое значение. Из-за узости водного пути в нём организовано поочерёдное движение. Канал не могут проходить крупные океанские суда, чья ширина приближается к 20 метрам. Также крупнотоннажные суда проходят канал на буксире, так как возникает опасность размыва стен. В год канал обслуживает порядка 11 000 судов.
1906 год
Погружной мост
Погружной мост |
КИЛЬСКИЙ КАНАЛ
Кильский канал, соединяющий Северное и Балтийское моря по кратчайшему направлению между городами Киль и Бронцбутель, проходит от Кильской бухты, у города Киль (пригородный район Хольтенау) до устья реки Эльба, имеет длину 98,7 км. Он существенно сокращает расстояние для морских судов по сравнению с проходом вокруг Ютландского полуострова через проливы Скагеррак и Каттегат. Является одним из самых загруженных судоходных путей Европы. В 1996 году отметил 100-летие. Минимальная ширина – 50 м, глубина 11 м. По концам построены шлюзы, которые уже дважды перестраивались. Новые шлюзы двухниточные, одноступенчатые с размерами камер 330×45×14 м. На канале сделано 11 уширений с причалами для судов, ожидающих расхождения с встречными. Канал работает круглогодично. Причальные палы в виде кустов деревянных свай используются до настоящего времени, для чего приходится ежегодно приобретать в Южной Америке и в Африке сосны длиной 20 – 22 м и диаметром в тонком отрубе не менее 30 см., так как считается, что дерево наилучшим образом гасит энергию навала судна.
Карта Кильского канала, 1888 год
Кильский канал