Новой градостроительной политикой
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
(краткое изложение)
I. Общие сведения
1.1. Введение.
1.2. Порядок разработки, согласования и утверждения Генерального плана.
1.3. Состав Генерального плана городского округа Самара.
1.4. Порядок реализации генерального плана Самары.
II. Концепция Генерального плана Самары
2.1. Изменение роли и содержания генерального плана в связи с новой градостроительной политикой.
2.2. Определение современного состояния территорий и общественно- транспортного каркаса.
2.3. Концепция пространственного развития города.
2.4. Цели и задачи разработки Генерального плана Самары.
III. Существующее положение Самары, основные проблемы и предпосылки градостроительного развития городского округа
3.1. Положение Самары в системе расселения. Самарская агломерация.
3.2. Внешняя зона городского округа Самары.
3.3. Социально-экономическое положение.
3.4. Население.
3.5. Современное использование территории городского округа.
3.6. Историко-культурное наследие.
3.7. Жилищный фонд и территории жилой застройки.
3.8. Общественно-деловые зоны и социально-культурное обслуживание.
3.9. Производственно-коммунальные зоны.
3.10. Инфраструктура туризма и отдыха. Озеленение.
3.11. Транспортная инфраструктура.
3.12. Инженерная инфраструктура.
3.13. Экологическая ситуация.
3.14. Вопросы безопасности территории.
IV. Основные положения
4.1. Исторические этапы градостроительного проектирования Самары.
4.2. Направление социально-экономического развития и демографический прогноз.
4.3. Основные направления развития городской планировочной структуры.
4.4. Реорганизация и развитие территорий жилой застройки.
4.5. Градостроительное развитие общественного пространства.
4.6. Основные направления охраны и реконструкции исторической застройки города Самары.
4.7. Территории промышленных и коммунально-складских предприятий и организаций.
4.8. Основные направления развития рекреационных зон, инфраструктуры отдыха и туризма.
4.9. Развитие объектов транспортной инфраструктуры.
4.10. Основные направления развития инженерной инфраструктуры.
4.11. Основные направления улучшения окружающей среды.
4.12. Комплексное благоустройство территории городского округа.
4.13. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению ЧС техногенного и природного характера.
V. Первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана
5.1. Жилищное строительство.
5.2. Развитие улично-дорожной сети.
5.3. Проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры.
5.4. Технико-экономические показатели генерального плана.
VI. Предложения по совершенствованию системы градорегулирования на территории городского округа Самара
VII. Приложения
1. Основной чертеж генерального плана городского округа Самары.
2. Схемы современного использования территории городского округа Самара.
3. Схема комплексной оценки территории.
4. Схема развития объектов транспортной инфраструктуры.
5. Схема комплексной оценки состояния окружающей среды.
6. Схема прогнозируемого состояния окружающей среды.
7. Схема водоснабжения.
8. Схема фекальной канализации.
9. Схема ливневой канализации и инженерной подготовки территории.
10. Схема электроснабжения (и сетей связи).
11. Схема газоснабжения.
12. Схема электроснабжения.
13. Схема внешней зоны.
Приложения 1-13 представлены в виде графических материалов М 1:25 000 для публичных слушаний в Доме Архитектора.
Приложения 1, 2 и 4 в М 1:25 000 представлены в администрациях 9 районов города для ознакомления жителей.
Приложение 1 и 2 в М 1:10 000 демонстрируется в Доме Архитектора в день проведения публичных слушаний.
Основные положения Генерального плана городского округа Самара с приложениями 1,2 и 4 подлежат размещению на сайте администрации Самары http://www.city.samara.ru.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
I. Общие сведения
Введение
В соответствии с градостроительным Кодексом Российской Федерации Генеральный план определяет стратегию функционально-пространственного развития территорий городского округа и устанавливает перечень основных градостроительных мероприятий по формированию благоприятной среды жизнедеятельности.
Генеральный план Самары разработан в 2004-2006г.г. на основании постановления Главы города от 11.05.2004г. №1051 авторским коллективом при Департаменте строительства и архитектуры городской администрации.
Предыдущий Генеральный план г.Куйбышева (Самары) был разработан институтом «Гипрогор» (г.Москва) и утвержден Постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987г. №226. В 1994 году Генеральный план был частично откорректирован ООО «Рекон» (г.Самара). Корректировка утверждена Решением Самарской городской Думы от 01.02.1996г. №70.
Необходимость разработки настоящего Генерального плана вызвана новыми социально-экономическими условиями, сложившимися за последнее десятилетие. Появилась частная собственность на землю и крупные объекты недвижимости. Право на осуществление градостроительной деятельности наряду с государством и муниципалитетами получили многие частные лица и компании, активно формирующие рыночные отношения в сфере проектирования и строительства.
Усложнилась правовая база в области градостроения, расширились права граждан на участие в принятии решений органов местного самоуправления по изменению существующей градостроительной ситуации. Положительное значение в адаптации градостроительной практики к новым условиям имеют Правила застройки и землепользования Самары, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. №61. В Правилах наряду с процедурными вопросами и градостроительными регламентами разработана карта правового зонирования, определяющая на основе ранее утвержденных проектно-планировочных материалов и дополнительных исследований назначение территорий города по характеру функционального использования и застройки.
Градостроительный Кодекс РФ не устанавливает срок реализации генеральных планов, что обусловлено становлением рыночных отношений в экономике, преобладанием частных инвестиций в строительство, отсутствием комплексного ресурсообоснованного плана социально-экономического развития на определенный срок. Вместе с тем, анализ уже идущих процессов позволяет предвидеть развитие ситуации в трех-пятилетней перспективе. Отдельные отраслевые программы города и области, национальные проекты, обязательства органов местного самоуправления по улучшению комфортности проживания населения (достижения определенных показателей) могут быть положены в основу более отдаленной перспективы в десять лет, что соответствует также мировой практике стратегического планирования. За пределами десятилетнего срока планирование во времени градостроительных событий затруднительно, так как оно во многом зависит от хода реализации первоочередных мероприятий генплана.
Принимая во внимание вышеизложенное, авторы проекта предложили в
Генеральном плане сценарий градостроительного развития городского округа до 2011 года (первоочередные мероприятия) и условного расчетного срока – 2016 года. В целом, без указания вероятных сроков освоения, показано целесообразное использование всей территории городского округа.
Генеральный план служит основой для разработки комплекса последующих обязательных документов и проектов: корректировки Правил застройки и землепользования, карты правового зонирования, генеральных схем инженерной и транспортной инфраструктуры, проектов планировки жилых и других районов. Кроме того, с учетом основных положений Генерального плана возможно составление программ развития других отраслей городского хозяйства.
1.2. Порядок разработки, согласования и утверждения генерального плана
Основные положения проекта Генерального плана городского округа Самара до его утверждения подлежат опубликованию, а также рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005г. №176 и постановлением Главы городского округа Самары «Об организации и проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана городского округа Самара».
Согласование проекта Генерального плана осуществляется в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации (ст.25).
Генеральный план утверждается Думой городского округа Самара по представлению Главы города.
До опубликования материалов генерального плана и открытия публичных слушаний отдельные разделы в ходе разработки представлялись на рассмотрение общественности и заинтересованных организаций города и области.
«Научное обоснование концепции генерального плана» рассматривалось на открытом собрании общественности города 11 июля 2004г. в Доме Архитектора, на расширенном совещании в городской администрации 29 июля 2004г.
Экологические аспекты рассмотрены на открытых общественных слушаниях 30 ноября 2004 года в Доме архитектора с участием представителей органов охраны природы и санитарного надзора.
В декабре 2004 года Департаментом строительства и архитектуры и Самарской организацией Союза Архитекторов проведена межрегиональная конференция «Генеральный план и город» с участием авторского коллектива генерального плана и представителей органов архитектуры и градостроительства, архитектурно-проектных организаций 14 городов Приволжского ФО.
Схема современного использования территории города и варианты его пространственного развития рассмотрены на заседании рабочей группы по разработке генплана с участием архитектурной общественности города в Доме архитектора 27 октября 2005г.
Основные направления разработки транспортной схемы города освещены на расширенном заседании с участием представителей ГАИ УВД Самары и
общественности в Доме архитектора 10 ноября 2005г.
В течение 2006 года варианты территориально-пространственного роста и развития и транспортного каркаса округа неоднократно рассматривались совместно с Министерством строительства и ЖКХ Самарской области в увязке с программой размещения малоэтажного жилья в пригородной зоне Самары.
В сентябре 2006 года основные положения архитектурно-планировочного решения генплана и транспортно-коммуникационной системы были рассмотрены
на заседании градостроительного совета при губернаторе Самарской области.
До начала публичных слушаний ход работы над генпланом освещался по телевидению (11 прямых эфиров), по радио и в 45 публикациях в местных средствах печати.
1.3. Состав Генерального плана городского округа Самара
Генеральный план Самары включает в себя материалы по анализу существующего положения округа и предложения по градостроительному развитию селитебных, рекреационных, коммунально-производственных и других зон, городской инфраструктуры.
Разработана концепция территориального планирования внешней зоны Самары, за пределами черты городского округа. Специальный раздел включает инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Предваряет проектные материалы научное обоснование концепции генерального плана Самары.
Основные схемы генерального плана выполнены на единой цифровой картографической основе, разработанной по заказу Департамента и архитектуры в 2003 году ЗАО «Самара-Информспутник».
Генеральный план Самары разработан авторским коллективом при Департаменте строительства и архитектуры администрации в составе ученых и специалистов Самарского государственного архитектурно-строительного университета (СамГАСУ), Самарского государственного экономического университета (СГЭУ), ООО «Рекон», ООО «Ахмедова-проект», ЗАО «Самара-Инфорспутник», ГУП «ТеррНИИгражданпроект», ООО «ЭПСИ», ЗАО «Спасательная техника» (г.Москва), ООО НПФ «ЭКОС».
Исходные данные предоставили более 50 организаций города и области.
1.4. Порядок реализации Генерального плана Самары
В течение трех месяцев после утверждения Генерального плана городского округа необходимо разработать План его реализации на ближайшие два года с перечнем планировочных мероприятий и финансово-экономическим обоснованием (Градостроительный Кодекс РФ, ст.26). План реализации утверждается Главой (мэром) Самары. Ежегодно органом архитектуры и градостроительства готовится доклад о ходе выполнения утвержденного плана
реализации.
II. Концепция Генерального плана Самары
2. 1. Изменение роли и содержания генерального плана в связи с
новой градостроительной политикой
Перестройка экономики и демократизация управления потребовали
корректировки основных принципов территориального планирования, начиная от
основной концепции до конкретных проектных документов.
Комплекс проектной документации советского времени был рассчитан на систему государственной собственности на землю и недвижимость, градорегулирование осуществлялось при помощи органов архитектуры на основе проектной документации, разработанной в государственных проектных институтах. Всё вместе составляло регулируемую в определённых границах
систему градостроительной деятельности.
Но вот уже в течение почти десятилетия ведутся работы по созданию новой системы градостроительной деятельности, без которой невозможно сколько-нибудь целенаправленное градорегулирование.
Форма документации генплана города должна отвечать основной цели: регулировать то, что можно, и рекомендовать то, что не поддаётся управлению. Каждый город в силу индивидуальности своего развития, должен иметь собственную стратегию пути устойчивого развития, которая будет учитывать его сильные стороны.
Возобновление системы обязательных планов пространственного развития для каждого города не означает возврата к прежней методике проектирования. Более того, приоритет прав человека над правами общества и государства, а так же развитие местного самоуправления, переворачивает проблемы пространственного развития с «головы на ноги». На смену главенству территориальных интересов государства, которые в градостроительстве сводились к приоритету промышленности, её развитию и размещению, должны придти территориальные интересы человека и городского коллектива, а также, самого города, как пространственной структуры. В ситуации отсутствия достоверных демографических и социально-экономических прогнозов на долю генплана остается оценка, определение потенциала и рекомендации по пространственному развитию территорий и каркаса.
Основная цель пространственного развития - гармоничное удовлетворение территориальных интересов всех субъектов - участников градостроительного процесса;
Основные субъекты - пользователи городской территорией: горожанин, городское сообщество и город, как социально-пространственная целостность.
Основные задачи пространственного развития:
- создание комфортной среды обитания для каждого горожанина.
- повышение уровня урбанизированности городских территорий, в чём заинтересовано городское сообщество.
- сохранение преемственности пространственно-планировочного развития городских территорий, в чём заинтересован сам город.