Подготовка блоков бетонирования. Порционный способ подачи бетонной смеси в блок бетонирования при крановых схемах возведения сооружений
1. Подготовка естественного грунтового основания к бетонированию должна осуществляться в осушенном котловане
2. Подготовка скального основания к бетонированию должна включать удаление всех продуктов выветривания, включая рыхлую скалу, легко откалывающиеся плитки и пр.
3. При бетонировании блока на основании, имеющем выходы напорных грунтовых вод, следует прибегать к их отводу за пределы блока.
4. После окончания работ производится очистка, промывка и продувка скального основания.
5. горизонтальные поверхности блоков подготавливаются следующим образом:
а) поверхностная цементная пленка удаляется;
б) удаляются опалубка штраб, пробки и другие деревянные закладные части;
в) наплывы и раковины вырубаются до здорового бетона;
г) удаляются пятна мазута, нефти, битума, масла;
д) поверхность бетона очищается от сора и пыли, после чего промывается струей воды под напором и продувается сжатым воздухом.
6. Для внутренней зоны гравитационных плотин разрешается не удалять цементную пленку с поверхности горизонтальных строительных швов при условии, что наружные зоны со стороны напорной и низовой граней выполняются из плотного долговечного бетона.
7. Удаление цементной пленки проводят следующими способами:
а) в возрасте бетона 6-12 ч - водяной или водовоздушной струей
б) в возрасте бетона 8-20 ч - металлическими механическими щетками
в) в возрасте бетона более 3 сут - с применением гидропескоструйного аппарата.
9. Работы по установке опалубки, арматуры, а также по возобновлению бетонирования после вынужденного перерыва (консервации) могут производиться по приобретении ранее уложенным бетоном прочности не менее 2,5 МПа.
Для транспортирования бетонной смеси могут применяться автобетоносмесители, автобетоновозы, автосамосвалы и железнодорожные платформы с перевозкой бетонной смеси в бадьях.
Расчет потребности средств порционного бетоновозного транспорта производится исходя из часового потока бетонной смеси для наиболее напряженного периода бетонных работ. Автомобильный транспорт часто применяется в комплекте с кранами. В гидротехническом строительстве используют башенные краны типа КБГС (кран башенный гидротехнического строительства), стреловые гусеничные краны, кабельные краны, реже пневмоколесные, автомобильные, общестроительные и монтажные башенные краны типа БК, портальные, стационарные мачтово-стреловые.Бадьи могут быть опрокидные, неопрокидные и поворотные. Их объем - от 0,3 до 8 м3. Выбирают их таким образом, чтобы весь привозимый машиной за 1 рейс бетон был принят в одну бадью.
Бетоноукладочные краны по возможности не должны использоваться на операциях по установке опалубки, арматуры и т.д. Для этого надо использовать вспомогательные краны.
Цементация строительных швов бетонных сооружений
Цементацию швов производят нагнетанием цементных растворов в швы через выпуски, которые объединены общим коллектором, обеспечивающим одновременную подачу раствора.
Чтобы наблюдать за деформациями швов, происходящими как в результате развития в бетоне температурно-усадочных напряжений, так и при проведении цементации швов, устанавливают регистрирующие приборы.
Марка цемента, применяемого для приготовления цементационных растворов, должна быть не ниже марки цемента, используемого в бетоне сооружения. Цементацию начинают после затухания основной части температурно-усадочных деформаций. До начала цементации швы промывают водой и замачивают до состояния, при котором бетон не будет отбирать воду из цементационного раствора в течение всего времени цементации, но не более срока схватывания раствора.
Работы по цементации проводят при давлении, не превышающем допустимое для данного шва, которое должно быть указано в проекте.
Цементация считается законченной при отсутствии дополнительного поступления в шов раствора в течение времени выдерживания шва под давлением.
Качество цементации швов контролируют на основании записей в журнале цементации швов; обследования бетона посредством бурения контрольных скважин и гидравлического опробования их; обследования кернов, взятых с места пересечения швов; замеров фильтрации воды через швы; анализа показаний регистрирующих приборов.
Арматурные работы
Арматурные работы представляют собой комплекс технологических операций, включающих прием и хранение арматурной стали, изготовление арматурных конструкций, транспортирование их к месту установки, монтаж и сдачу подготовленного блока под бетонирование.
Арматуру в железобетонных конструкциях подразделяют:
· рабочую, предназначенную для восприятия растягивающих усилий в конструкциях;
· распределительную, обеспечивающую равномерное распределение нагрузок между отдельными стержнями рабочей арматуры и объединяющую отдельные стержни в арматурные конструкции;
· монтажную, обеспечивающую сборку отдельных стержней и сеток в объемные каркасы и неизменяемость арматурных конструкций в процессе изготовления, транспортирования и монтажа;
· хомуты, рассчитываемые на воздействие поперечных сил.
Стержневую арматуру подразделяют на гладкую и периодического профиля.
В гидротехнических сооружениях арматура, как правило, применяется в виде арматурных конструкций:
сеток — плоских арматурных конструкций, в которых арматурные стержни с заданным в проекте шагом располагаются в двух направлениях одной плоскости;
каркасов — объемных конструкций, состоящих из двух плоских сеток, жестко соединенных между собой монтажной арматурой, обеспечивающей неизменяемость каркаса в процессе изготовления, транспортирования и монтажа;
ферм — объемных конструкций значительных размеров, состоящих из нескольких сеток и каркасов, расположенных в трех плоскостях конструкции. В фермах арматурные сетки и каркасы частично или полностью выполняют функции монтажной арматуры.
Заготовка арматурных стержней состоит из правки, чистки, резки и гнутья арматуры и сварки стыков. Арматурная сталь испытывается в лабораторных или полевых условиях. Простейшим испытанием является загиб арматурной стали в холодном состоянии на 180 градусов; сталь выдержала испытание, если при такой пробе на наружной стороне изгибаемого стержня не появились трещины. Кроме того, арматурная сталь должна удовлетворять следующим требованиям:
· не должна иметь расслоений;
· на поверхности стержней, включая поверхность ребер и выступов, не должно быть заусенцев, трещин, раковин;
· поверхность арматуры не должна иметь следов коррозии; поперечное сечение должно иметь требуемую форму;
· диаметр должен соответствовать накладной и сортаменту.
До начала работ по заготовке арматуры необходимо установить точную длину стержней, которую надо отрезать. На детально разработанных арматурных чертежах проставлены обычно все размеры: длина, высота, заложение отогнутой части.
Соединение элементов арматурных конструкций и отдельных стержней в блоках бетонирования осуществляется электросваркой.