Подготовка строительной полосы
Технологическая часть
Вдоль трассы трубопровода располагается полоса отвода - строительная полоса, на которой выполняются все этапы строительно-монтажных работ по сооружению линейной части трубопроводов.
Расстановка машин и механизмов по полосе строительства зависит от местных условий трассы.
До начала основных работ по сооружению трубопроводов на полосе строительства выполняют ряд подготовительных работ:
1) восстановление трассы и разбивку работ;
2) расчистку и подготовку полосы строительства (рубку леса и корчевку пней, уборку валунов);
3) устройство временных дорог и проездов.
На основании проектных материалов (плана и профиля трассы) перед началом работ по сооружению трубопроводов проводится разбивка на трассе знаков ее закрепления. Знаки закрепления трассы и высотные знаки (репера) должны сохраняться на все время производства работ.Их располагают вне пределов полосы строительства с учетом того, что по оси трубопровода будут выполняться строительные работы.
После закрепления трассы на местности или одновременно с ее закреплением производится разбивка работ на трассе.
При прокладке трубопроводов по равнинным участкам разбивка работ сводится к разбивке оси трубопровода. Для этого на прямых участках трассы через 30-50 м, а на кривых не реже чем через 10 мвыставляются хорошо видимые колья, служащие указателями для экскаваторщиков при рытье траншей.
На прямых участках разбивочные колья выставляются между угловыми или закрепительными (устанавливаемыми во время изысканий в пределах видимости) столбами на глаз, без каких-либо промеров между ними. Разбивка же кривых участков производится по правилам геодезии.
При расчистке полосы строительства и подготовке ее выполняются следующие основные работы:
1) расчистка полосы от леса с корчевкой пней и удаление с нее лесопорубочных остатков;
2) удаление валунов;
3) планировка полосы строительства;
4) устройство временных дорог.
В безлесной местности с грунтами, не содержащими в поверхностных слоях валунов, подготовка полосы строительства сводится к выравниванию микрорельефа в целях обеспечения более плавного профиля дна траншеи и создания нормальных условий работы землеройным, транспортным и другим машинам. Рубка леса и корчевка пней. На лесных участках трассы производится валка деревьев, корчевка пней, уборка с полосы отвода срубленных деревьев, пней и ветвей. Лес валят по всей полосе отвода трассы, а пни корчуют на полосе шириной, обеспечивающей нормальную работу землеройных и трубоукладочных машин; на остальной части полосы отвода пни срезают заподлицо с землей.
Если полоса отвода проходит через леса государственного фонда, к рубке приступают после получения лесорубочного билета.
Валка мелколесья и кустарника производится бульдозером или специальными машинами - кусторезом Д-174 и корчевателем-собирателем Д-210А. В заболоченных местностях со слабой несущей способностью грунта, когда затруднен подход механизмов к деревьям, валку леса можно осуществлять также при помощи трактора. В труднопроходимых условиях и при большой густоте лесонасаждений пни корчуют взрывным способом.
Все выкорчеванные пни и лесопорубочные остатки собирают в кучи, располагаемые на участках, специально отведенных по согласованию с лесхозами, и после принятия мер противопожарной безопасности сжигаются.
Все крупные камни и валуны следует убирать с полосы строительства. В зависимости от условий залегания и размеров камней и валунов применяют бульдозеры или корчеватели, или предварительно камни и валуны дробят взрывом, если их невозможно перемещать бульдозером.
Взрывают валуны накладными или шпуровыми зарядами.
После взрывных работ раздробленные камни и валуны убирают с полосы строительства бульдозером.
Планировка полосы строительства производится после очистки ее от леса, пней и камней с целью облегчения строительных работ на трассе, а также во избежание излишних переломов продольного профиля дна траншеи и сохранения постоянной ее глубины.
Предварительная планировка особенно важна при рытье траншеи роторным экскаватором, так как в противном случае дно траншеи будет иметь все неровности поверхности грунта.
Работы по планировке трассы выполняются обычно бульдозерами. Грунт, срезанный с местных возвышений, перемещается в случае надобности в пониженные места..
Временные дороги необходимы для движения по трассе транспортных средств и строительных механизмов. Строительство дорог вдоль трассы ведется с соблюдением технических условий на дороги.
Все основные земляные работы по устройству временных дорог выполняются обычно бульдозерами, грейдерами и экскаваторами. Когда необходимо доставить привозной грунт, используются самосвалы.
Строительство дорог обычно осуществляется одновременно с планировкой и профилировкой полосы отвода.
В пересеченной местности при устройстве временных дорог срезают бугры и подсыпают овраги для выравнивания продольного профиля местности.
В грунтах с несущей способностью, обеспечивающей беспрепятственный проход груженого автомобиля, эти дороги устраивают на уровне земли.
При прокладке временных дорог через болота со слабым покровом, где невозможно пройти машинам и механизмам, строят лежневые дороги.
При пересечении трассой трубопровода сложных препятствий временные дороги прокладывают по объездам.
Подготовительные, работы выполняются на первом этапе заказчиком и включают в себя создание геодезической разбивочной основы строительства (ГРО), техническая документация на которую и на закрепленные по трассе строительства трубопровода опорные пункты и фиксированные точки (знаки) этой ГРО, передаются генподрядчику (не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ). Геодезический контроль при приемке ГРО от заказчика осуществляется геодезической службой генподрядчика на основании переданной документации, контролю подлежат:
знаки закрепления углов поворотов трассы;
створные знаки углов поворота трассы (не менее двух на каждое направление угла в пределах видимости);
створные знаки на прямолинейных участках трассы (устанавливаются попарно в пределах видимости, но не реже чем через 1 км);
створные знаки закрепления прямолинейных участков трассы на переходах через овраги, водоемы, дороги и другие естественные и искусственные препятствия (не менее двух с каждой стороны перехода в пределах видимости);
высотные реперы (устанавливаются не реже чем через 5 км вдоль трассы и на обоих берегах на переходах через водные преграды).
При построении ГРО геодезической службой заказчика должны выдерживаться допустимые средние квадратические погрешности.
Знаки ГРО должны в процессе строительства трубопровода находиться под наблюдением за их сохранностью. Контроль положения знаков должен проводиться геодезической службой строительной организации не реже двух раз в год. Перед началом строительно-монтажных работ на трассе трубопровода геодезическая служба генподрядной строительно-монтажной организации должна выполнить на трассе второй этап подготовительных работ, включающий:
приемочный контроль ГРО (трасса принимается от заказчика по акту, если измеренные длины линий, углы и отметки имеют отклонения от проектных);
проведение на трассе необходимых геодезических разбивочных работ для детальной выноски проекта на местность, заключающиеся в установке дополнительных знаков по оси трассы и по границам строительной полосы;
выноску в натуру горизонтальных кривых естественного (упругого) изгиба через 10 м, а искусственного изгиба (кривые вставки) через 2 м;
разбивку пикетажа по всей трассе и в ее характерных точках (начале, середине и конце кривых, в местах пересечения трасс с другими коммуникациями и на границах категорий);
установку дополнительных (временных) реперов через 2 км по трассе и на подводных переходах (по два на каждом берегу), репера устанавливаются вне зоны производства работ;
закрепление знаками створов разбиваемых точек (вне зоны строительно-монтажных работ).
После выполнения разбивочных работ, но до начала основных строительно-монажных работ и, в зависимости от конкретных условий строительства, генподрядчиком должен быть выполнен III этап подготовительных работ (инженерной подготовки трассы), включающий:
расчистку полосы отвода трубопровода;
профилактические работы вне полосы отвода;
срезку продольных склонов, планировку строительной полосы;
строительство временных дорог и гидромелиоративных (водопропуски, водоотводы и т. п.) сооружений, мостов, переправ и т. д.;
устройство временных баз, складов, причалов и т. д.;
устройство временных поселков, систем связи;
подготовку стройплощадок;
рекультивационные работы.
В процессе проведения подготовительных работ трубопроводного строительства наиболее широкое применение находят геодезические методы контроля с применением оптических, оптико-механических, а в последнее время и оптико-электронных устройств.
В свою очередь, в зависимости от назначения и этапов строительства, геодезические измерения (работы) делятся на съемочные, трассировочные, изыскательские, разбивочные, испольнительную съемку, наблюдение за деформациями и т. д.
Геодезические работы и контрольные измерения необходимо выполнять с соблюдением следующих условий:
каждую вынесенную в натуру точку, линию, угол проверять неоднократно и разными приемами;
по законченным геодезическим (разбивочным) работам произвести выборочные контрольные измерения;
по результатам контроля составить акт о приемке разбивочных работ (приемочная комиссия).