Подготовка строительной полосы

Технологическая часть

Вдоль трассы трубопровода располагается полоса отвода - строи­тельная полоса, на которой выполняются все этапы строительно-монтажных работ по сооружению линейной части трубопроводов.

Расстановка машин и механизмов по полосе строительства зависит от местных условий трассы.

До начала основных работ по сооружению трубопроводов на полосе строительства выполняют ряд подготовительных работ:

1) восстановление трассы и разбивку работ;

2) расчистку и подго­товку полосы строительства (рубку леса и корчевку пней, уборку валунов);

3) устройство временных дорог и проездов.

На основании проектных материалов (плана и профиля трассы) перед началом работ по сооружению трубопроводов проводится разбивка на трассе знаков ее закрепления. Знаки закрепления трассы и высотные знаки (репера) должны сохраняться на все время производства работ.Их располагают вне пределов полосы строитель­ства с учетом того, что по оси трубопровода будут выполняться строи­тельные работы.

После закрепления трассы на местности или одновременно с ее закреплением производится разбивка работ на трассе.

При прокладке трубопроводов по равнинным участкам разбивка работ сводится к разбивке оси трубопровода. Для этого на прямых участках трассы через 30-50 м, а на кривых не реже чем через 10 мвыставляются хорошо видимые колья, служащие указателями для экскаваторщиков при рытье траншей.

На прямых участках разбивочные колья выставляются между угловыми или закрепительными (устанавливаемыми во время изы­сканий в пределах видимости) столбами на глаз, без каких-либо промеров между ними. Разбивка же кривых участков производится по правилам геодезии.

При расчистке полосы строительства и подготовке ее выполняются следующие основные работы:

1) расчистка полосы от леса с корчев­кой пней и удаление с нее лесопорубочных остатков;

2) удаление ва­лунов;

3) планировка полосы строительства;

4) устройство временных дорог.

В безлесной местности с грунтами, не содержащими в поверхност­ных слоях валунов, подготовка полосы строительства сводится к вы­равниванию микрорельефа в целях обеспечения более плавного про­филя дна траншеи и создания нормальных условий работы землерой­ным, транспортным и другим машинам. Рубка леса и корчевка пней. На лесных участках трассы производится валка деревьев, корчевка пней, уборка с полосы отвода срубленных деревьев, пней и ветвей. Лес валят по всей полосе отвода трассы, а пни корчуют на полосе шириной, обеспечивающей нормальную работу землеройных и трубоукладочных машин; на остальной части полосы отвода пни срезают заподлицо с землей.

Если полоса отвода проходит через леса государственного фонда, к рубке приступают после получения лесорубочного билета.

Валка мелколесья и кустарника производится бульдозером или специальными машинами - кусторезом Д-174 и корчевателем-собирателем Д-210А. В заболоченных местностях со слабой несущей способностью грунта, когда затруднен подход механизмов к деревьям, валку леса можно осуществлять также при помощи трактора. В труднопроходимых условиях и при большой густоте лесонаса­ждений пни корчуют взрывным способом.

Все выкорчеванные пни и лесопорубочные остатки собирают в кучи, располагаемые на участках, специально отведенных по согласованию с лесхозами, и после принятия мер противопожарной безо­пасности сжигаются.

Все крупные камни и валуны следует убирать с полосы строительства. В зависимости от условий залегания и размеров камней и валунов применяют бульдозеры или корчеватели, или предварительно камни и валуны дробят взрывом, если их невозможно перемещать бульдозером.

Взрывают валуны накладными или шпуровыми заря­дами.

После взрывных работ раздробленные камни и валуны убирают с полосы строительства бульдозе­ром.

Планировка по­лосы строитель­ства производится после очистки ее от леса, пней и камней с целью облег­чения строительных работ на трассе, а также во избежание излишних переломов продольного профиля дна траншеи и сохранения постоянной ее глубины.

Предварительная планировка особенно важна при рытье траншеи роторным экскаватором, так как в противном случае дно траншеи будет иметь все неровности поверхности грунта.

Работы по планировке трассы выполняются обычно бульдозерами. Грунт, срезанный с местных возвышений, перемещается в случае надобности в пониженные места..

Временные дороги необходимы для движения по трассе транспортных средств и строи­тельных механизмов. Строительство дорог вдоль трассы ведется с соблюдением технических условий на дороги.

Все основные земляные работы по устройству временных дорог выполняются обычно бульдозерами, грейдерами и экскаваторами. Когда необходимо доставить привозной грунт, используются само­свалы.

Строительство дорог обычно осуществляется одновременно с пла­нировкой и профилировкой полосы отвода.

В пересеченной местности при устройстве временных дорог срезают бугры и подсыпают овраги для выравнивания продольного профиля местности.

В грунтах с несущей способностью, обеспечивающей беспрепят­ственный проход груженого автомобиля, эти дороги устраивают на уровне земли.

При прокладке временных дорог через болота со слабым покро­вом, где невозможно пройти машинам и механизмам, строят лежневые дороги.

При пересечении трассой трубопровода сложных препятствий временные дороги прокладывают по объездам.

Подготовительные, работы выполня­ются на первом этапе заказчиком и включают в себя создание геодезиче­ской разбивочной основы строительства (ГРО), техническая документация на которую и на закрепленные по трассе строительства трубопровода опорные пункты и фиксированные точки (знаки) этой ГРО, передаются генподрядчику (не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ). Геодезиче­ский контроль при приемке ГРО от за­казчика осуществляется геодезической службой генподрядчика на основании переданной документации, контролю подлежат:

знаки закрепления углов поворотов трассы;

створные знаки углов поворота трас­сы (не менее двух на каждое направ­ление угла в пределах видимости);

створные знаки на прямолинейных участках трассы (устанавливаются попарно в пределах видимости, но не ре­же чем через 1 км);

створные знаки закрепления прямо­линейных участков трассы на переходах через овраги, водоемы, дороги и другие естественные и искусственные препят­ствия (не менее двух с каждой стороны перехода в пределах видимости);

высотные реперы (устанавливаются не реже чем через 5 км вдоль трассы и на обоих берегах на переходах через водные преграды).

При построении ГРО геодезической службой заказчика должны выдержи­ваться допустимые средние квадратические погрешности.

Знаки ГРО должны в процессе строи­тельства трубопровода находиться под наблюдением за их сохранностью. Кон­троль положения знаков должен прово­диться геодезической службой строи­тельной организации не реже двух раз в год. Перед началом строительно-монтажных работ на трассе трубопро­вода геодезическая служба генподрядной строительно-монтажной организа­ции должна выполнить на трассе второй этап подготовительных работ, включаю­щий:

приемочный контроль ГРО (трасса принимается от заказчика по акту, если измеренные длины линий, углы и отмет­ки имеют отклонения от проектных);

проведение на трассе необходимых геодезических разбивочных работ для детальной выноски проекта на мест­ность, заключающиеся в установке до­полнительных знаков по оси трассы и по границам строительной полосы;

выноску в натуру горизонтальных кривых естественного (упругого) изгиба через 10 м, а искусственного изгиба (кривые вставки) через 2 м;

разбивку пикетажа по всей трассе и в ее характерных точках (начале, сере­дине и конце кривых, в местах пересе­чения трасс с другими коммуникация­ми и на границах категорий);

установку дополнительных (времен­ных) реперов через 2 км по трассе и на подводных переходах (по два на каж­дом берегу), репера устанавливаются вне зоны производства работ;

закрепление знаками створов разби­ваемых точек (вне зоны строительно-монтажных работ).

После выполнения разбивочных ра­бот, но до начала основных строительно-монажных работ и, в зависимости от конкретных условий строительства, генподрядчиком должен быть выполнен III этап подготовительных работ (инже­нерной подготовки трассы), включаю­щий:

расчистку полосы отвода трубопрово­да;

профилактические работы вне полосы отвода;

срезку продольных склонов, плани­ровку строительной полосы;

строительство временных дорог и гид­ромелиоративных (водопропуски, водо­отводы и т. п.) сооружений, мостов, переправ и т. д.;

устройство временных баз, складов, причалов и т. д.;

устройство временных поселков, си­стем связи;

подготовку стройплощадок;

рекультивационные работы.

В процессе проведения подго­товительных работ трубопроводного строительства наиболее широкое при­менение находят геодезические методы контроля с применением оптических, оптико-механических, а в последнее время и оптико-электронных устройств.

В свою очередь, в зависимости от на­значения и этапов строительства, гео­дезические измерения (работы) делятся на съемочные, трассировочные, изыска­тельские, разбивочные, испольнительную съемку, наблюдение за деформа­циями и т. д.

Геодезические работы и контрольные измерения необходимо выполнять с соб­людением следующих условий:

каждую вынесенную в натуру точку, линию, угол проверять неоднократно и разными приемами;

по законченным геодезическим (разбивочным) работам произвести выбо­рочные контрольные измерения;

по результатам контроля составить акт о приемке разбивочных работ (прие­мочная комиссия).

Наши рекомендации