Устройство мостовых из колотого и булыжного камня, брусчатки и мозаиковой шашки

7.27. Мощение колотым и булыжным камнем следует начинать с укладки краевых рядов с обеих сторон проезжей части. Работы по укладке краевых рядов следует производить с опережением на 0,7-1,0 м.

Высота камня для укладки краевых рядов должна быть на 4 см больше средней высоты камня, принятой для укладки проезжей части мостовой. При продольном уклоне свыше 10%, а также при односкатном поперечном профиле мощение необходимо вести снизу вверх.

7.28. Мостовые из колотого и булыжного камня сначала надлежит уплотнять механическими трамбовками, а затем катками. Уплотнение мостовой механическими трамбовками производят в следующем порядке: сразу после мощения ее трамбуют (делают обжимку); после первой россыпи расклинивающего щебня фракций 10-20 мм в количестве 1-1,5 м3 на каждые 100 м2 мостовой трамбуют вторично.

Уплотнение мостовой катками следует начинать после второй россыпи расклинивающего мелкого щебня фракций 5-10 мм в количестве 1 м3 на 100 м2 сначала катками массой 6-8 т, затем массой 10-13 т.

Уплотнение следует заканчивать при прекращении заметной на глаз осадки камней.

7.29. Перед открытием движения мостовую следует засыпать песком, мелким щебнем, дресвой или гравием крупностью до 10 мм слоем 1,5-2 см. Движение транспортных средств в первые 10-15 сут необходимо регулировать по всей ширине мостовой.

7.30. Мощение с применением брусчатки и мозаиковой шашки следует начинать с укладки лотковых и крайних продольных рядов. Два крайних продольных ряда из брусчатки следует укладывать с перевязкой швов не менее чем на 1/3 камня (шашки).

Работы по укладке лотковых и крайних рядов покрытия, включая заполнение швов раствором, должны опережать последующие работы по укладке брусчатки с учетом времени, необходимого для схватывания раствора.

7.31. Брусчатку необходимо выстилать рядами, перпендикулярными оси дороги.

Швы между брусчаткой необходимо смещать не менее чем на 1/3 длины бруска. Ширина швов должна быть не более 10 мм.

7.32. Мощение из мозаиковой шашки следует выполнять по заданному рисунку выпуклостью кривых в сторону подъема.

Шашка должна быть уложена с перевязкой швов на половину длины шашки. Ширина швов не должна превышать 10 мм.

7.33. Брусчатку и мозаиковую мостовую следует уплотнять механическими трамбовками от края проезжей части к середине по рядам.

7.34. Заполнение швов цементным раствором следует производить в два приема: сначала жидким, затем более густым (сметанообразным). Битумной мастикой и песком швы следует заполнять в один прием.

Контроль качества работ

7.35. При устройстве щебеночных, гравийных, шлаковых оснований, покрытий и мостовых следует дополнительно к п.1.13 контролировать:

не реже одного раза в смену - влажность щебня и пескоцементной смеси по ГОСТ 8269-76 и ГОСТ 5180-84, а прочность пескоцемента по ГОСТ 23558-79;

постоянно визуально - качество уплотнения, соблюдение режима ухода.

7.36. Качество уплотнения щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий следует проверять путем контрольного прохода катка массой 10-13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебенка должна раздавливаться.

7.37. При устройстве мостовых плотность их посадки следует проверять по отсутствию подвижки и осадки камней (шашек) при проходе катка массой 10-13 т.

Устройство оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими материалами

Приготовление смеси

8.1. Смеси следует приготовлять, как правило, в смесителях принудительного перемешивания. Допускается приготовление смеси методом смешения на дороге в соответствии с требованиями п.6.7 и 6.10.

8.2. Разгрузку и подачу каменных материалов в приемные бункера дозаторного отделения смесительной установки следует выполнять погрузчиками или транспортерами, оборудованными питателями.

8.3. Доменные и сталеплавильные (металлургические) шлаки, шлаки и золы ТЭЦ мокрого улавливания следует хранить на открытых площадках. При хранении более 6 мес шлак и золу, используемые как вяжущее, перед употреблением необходимо испытывать на активность.

8.4. Для повышения активности металлургического шлака его следует размельчать в шаровых мельницах, предварительно высушив в сушильном барабане. Для получения комплексного вяжущего в шаровую мельницу подают порошкообразный активатор (цемент, известь, щелочь и др.). Измельченный шлак следует хранить в закрытых складах.

8.5. Точность дозирования составляющих материалов в смеси должна соответствовать величинам, указанным в табл. 8.

Таблица 8

Составляющие Отклонение от заданного расхода, % к массе
Вяжущее До 2
Заполнители " 5
Вода и водные растворы " 2

8.6. Количество воды в смеси должно обеспечивать ее оптимальную влажность при уплотнении с учетом потерь влаги при транспортировании и распределении. При температуре воздуха выше 20 °C смесь при транспортировании автомобилями-самосвалами следует закрывать брезентом.

8.7. Растворы СДБ, содощелочного плава, жидкого стекла, хлористых солей следует приготовлять на растворных узлах смесительных установок, при необходимости с подогревом воды.

8.8. Продолжительность транспортирования смесей каменных материалов с цементом, начало схватывания которого не менее 2 ч, не должна превышать 30 мин при температуре воздуха во время укладки выше 20 °C и 50 мин - при температуре воздуха ниже 20 °C. Уплотнение смеси следует заканчивать до конца схватывания цемента.

8.9. Смеси каменных материалов со шлаком, золой с добавкой гашеной извести и без нее следует уплотнять не позднее 2 сут.

Наши рекомендации