Машины для заливки трещин
При заливке трещин эти машины выполняют комплекс работ, включающий подготовительные, основные и завершающие операции, разделенные некоторыми промежутками времени. Запас необходимых для заливки трещин материалов позволяет машине, как правило, обслуживать несколько объектов, поэтому в цикл работ включают и затраты времени на переезд от одного объекта к другому.
При заливке трещин расходуется битум или мастика, а также присыпочный материал.
Обычно машины такого типа конструируют так, чтобы емкости для битума и присыпочного материала во время работы опорожнялись одновременно или в одной из машин оставалось минимальное количество материала при опорожнении другой. В связи с этим производительность машины для заливки трещин определяется вместимостью емкости для технологического материала, которая опорожняется первой.
Эксплуатационная производительность машины для заливки трещин (в м/ч), если сначала опорожняется емкость для битума:
Пр= ;
если же сначала опорожняется емкость для присыпочного материала, то
Пр= .
В этих выражениях продолжительность цикла работы машины (в мин):
Тц=∑tпз+∑tпрод+∑tзал+∑tзас+∑tусз+∑tпер+tзагр+tдв,
где Qб, Qпм - вместимости цистерны для битума и кузова для присыпочно
го материала, л;
К′з, К"з - коэффициенты заполнения емкости цистерны и бункера;
qб, qпм - удельные расходы битума и присыпочного материала,
л/м;
Ки - коэффициент использования машины на линии;
∑tпз - продолжительность подготовительно-заключительных опе-
раций в течение цикла работы машины, мин;
∑tпрод - продолжительность операций по продувке и подготовке
трещин к заливке в течение всего цикла, мин;
∑tзал, ∑tзас - продолжительность операций по заливке трещин битумом
или мастикой и засыпки залитой трещины присыпочным материалом в течение цикла работы, мин;
∑tусз - затраты времени на установку заграждений и их снятие, мин;
∑tпер - суммарная продолжительность переездов от одного объекта
к другому, мин;
tзагр - затраты времени, необходимого для загрузки цистерны и
кузова, мин;
tдв - затраты времени, связанные с движением от места загруз-
ки к месту работы, мин.
В свою очередь, некоторые из перечисленных величин могут быть определены так:
∑tзал= ; ∑tпер= ; tдв= ,
где qн - средняя производительность насоса битума, л/мин;
∑lпер - среднее суммарное расстояние перемещения машины при переездах, км;
vпер - средняя скорость машины при переездах, км/ч;
l1, l2 - расстояния от последнего места работ к месту заполнения
машины материалами и от места заправки к новому месту работы машины, км;
vтр.ср - средняя скорость транспортных переездов, км/ч.
Асфальторазогреватели
Так как этими машинами пламенного и беспламенного типов разогревают сравнительно небольшие площади дорожных покрытий, то в цикл работы машины входят затраты времени на переезды машины от одной карты к другой, а также на маневрирование для размещения зонта или блока горелок над местом ремонта.
Эксплуатационная производительность асфальторазогревателя (в м2/ч):
Пр= ; tраз= ;tпер= ,
где Sб - площадь блока горелок, м2;
Кип - коэффициент использования нагреваемой площади;
tпз - продолжительность подготовительно-заключительных операций
при нагревании карты, мин;
tраз - продолжительность нагревания одной ремонтной карты, мин.
tман - продолжительность маневрирования машины при установке
зонта или блока над ремонтируемой картой, мин;
tпер - затраты времени при переездах машины к новому объекту ре-
монта, мин;
lср - среднее расстояние между объектами ремонта, км;
vтр.ср - транспортная скорость асфальторазогревателя, км/ч;
b - ширина блока, м.
Асфальтораскладчик
При использовании асфальторазогревателей, не имеющих бункера для асфальтобетонной смеси, ее укладывают асфальтораскладчиком. Машина работает циклично, продолжительность цикла определяется, в основном, вместимостью бункера асфальтораскладчика. Очередной порцией смеси бункер заполняется с помощью самосвала, перевозящего материал с завода. Для приема смеси асфальтораскладчик подъезжает к самосвалу.
Перед каждой загрузкой бункера очередной порцией асфальтобетонной смеси его стенки смазывают маслом или другим подобным материалом.
Эксплуатационная производительность асфальтораскладчика (в т/ч):
Пр= ,
где Qб - вместимость бункера для асфальтобетонной смеси, м3;
Кз - коэффициент заполнения бункера смесью;
γ - плотность асфальтобетона, т/м3;
tпр - продолжительность простоя асфальтораскладчика при ожидании
самосвала со смесью, мин;
tсм - продолжительность смазки стенок бункера, мин;
tзагр - продолжительность загрузки бункера асфальтобетонной сме-
сью, мин;
∑tман - суммарное время маневрирования при установке машины над
картой за период опорожнения бункера, мин;
tраскл - продолжительность раскладки асфальтобетонной смеси, мин;
∑tпер - суммарное время переездов асфальтораскладчика от одного мес-
та ремонта к другому за период опорожнения бункера,мин;
tп-з - продолжительность подготовительно-заключительных опе-
раций, мин;
tоч - затраты времени на очистку бункера от остатков асфальтобе-
тонной смеси, мин;
tман - продолжительность маневрирования машины при загрузке бун-
кера смесью, мин.
Продолжительность раскладки асфальтобетонной смеси (в мин):
tраск=Qб/(b1hсрvр),
где b1 - ширина укладки, м;
hср - средняя высота укладываемого слоя, м;
vр - рабочая скорость укладки смеси, м/мин.
Таким образом, рассмотрена производительность машин для ремонта и содержания дорожных покрытий, что позволит выявить пути её повышения.
________________