Общие принципы проектирования и строительства
Проектирование кабельных линий и сетей, как правило, состоит из разработки технического проекта строительства и рабочих чертежей.
Работу над техническим проектом начинают с изысканий и обследования местности. В процессе изысканий выбирают варианты трассы линий или сетей, определяют условия сближения намечаемой трассы кабеля с электрифицированными железными дорогами и линиями электропередачи, изыскивают способы пересечения железных и автомобильных дорог, водных преград и т. п. [1,4]
При проектировании кабельных линий многоканальной связи в техническом проекте выбирают тип (марку) кабеля, его емкость с учетом перспективы развития связи на магистрали, систему и аппаратуру высокочастотного уплотнения кабельных цепей.
На основе расчетов усилительные и переприемные пункты размещают на кабельной магистрали, разрабатывают мероприятия по защите кабеля от влияния железных дорог, линии электропередачи и т. п [22-24].
В техническом проекте местной телефонной связи намечают наиболее вероятное местоположение местной телефонной станции и распределительных шкафов, емкость телефонной станции, емкость и диаметр жил магистральных и распределительных кабелей с учетом перспективного развития местной телефонной сети. Кроме этого, указывают, на каких участках кабельной сети нужно строить кабельную канализацию, где следует прокладывать подземные бронированные кабели или подвешивать воздушные [22, 23].
Каждый технический проект кабельных линий или сетей должен содержать сметы на оборудование, материалы и рабочую силу, план организации работ и полную стоимость строительства.
На основе утвержденного технического проекта разрабатывают рабочие чертежи, в состав которых входят детальные чертежи трассы прокладываемых кабелей. На чертежи наносят трассу прокладываемого кабеля, указывая расстояние его от железнодорожных путей, фасадов и других сооружений пассажирских и путевых зданий, контуры лесов и зеленых насаждений, трассу линий автоблокировки, высоковольтных линий и воздушных линий передачи.
Выбор трассы и прокладка кабеля.От правильного выбора трассы зависит стоимость сооружения кабельных линий и сетей, их долговечность, а также надежность и бесперебойность действия. Трассу подземных кабельных линий выбирают исходя из удобства прокладки кабеля и его дальнейшего технического обслуживания и эксплуатации. На перегонах железных дорог трасса кабеля, как правило, проходит в полосе отвода. Трассу кабеля выбирают на той стороне железнодорожных путей, где расположено большинство линейных и других пунктов, к которым устраивают ответвления.
Кабельные линии дальней связи сооружают вдоль железной дороги, как правило, в полосе отвода, стараясь сохранить снегозащитные зеленые насаждения. Трассу кабельной линии выбирают с учетом наименьшего объема работ при строительстве, возможности максимального применения механизмов, удобства эксплуатации и минимальных затрат по защите кабелей от всех видов влияний и коррозии.
Допускается спрямление трассы на кривых участках железных дорог с прокладкой кабелей по улицам населенных пунктов, а вне населенных пунктов — вдоль автомобильных или других постоянных дорог, обеспечивающих возможность свободного проезда вдоль трассы. При спрямлении трассы и удалении ее от железной дороги следует учитывать возможность устройства ответвлений от кабелей к линейным объектам.
Сторонность трассы по отношению к железнодорожному пути определяют с учетом характера местности, расположения линий связи и подземных коммуникаций различного назначения. Предпочтительно кабельную линию связи и высоковольтную линию автоблокировки и диспетчерской централизации располагать с разных сторон железной дороги.
Трасса кабелей по одну сторону с действующей высоковольтной линией должна быть расположена за этой линией в сторону поля.
На однопутных железных дорогах трассу прокладки кабелей следует выбирать с учетом строительства в перспективе второго пути.
Прокладки кабелей в болотистых и часто затопляемых местах (сезонная заболоченность) следует избегать. В смещающихся грунтах и на оползневых участках прокладка кабеля не допускается.
В трудных топографических и инженерно-геологических условиях (большая заболоченность, горная местность, прижимные участки и т. д.) и в других обоснованных случаях по согласованию с управлением железной дороги допускается прокладывать кабели в земляном полотне железной дороги. В этом случае кабели следует прокладывать по берме, а при отсутствии ее — по середине обочины. В обоснованных случаях допускается прокладывать кабель в железобетонных желобах.
На прижимных участках двухпутных железнодорожных линий при отсутствии обочины допускается прокладывать кабель в междупутье с обязательным выносом муфтовых соединений кабеля на обочину.
Прокладывать кабель на полках и по дну улавливающих рвов не допускается.
Ширину полосы земли для проведения строительных работ по прокладке кабелей принимают равной 6 м.
Для прокладки кабелей в лесных массивах вырубают просеку шириной 6 м с расчисткой и корчевкой.
Глубина прокладки подземных бронированных кабелей следующая: в грунтах I—IV групп 0,9 м; в грунтах V группы и выше, при выходе скалы на поверхность, а также в плотных грунтах IV группы, разрабатываемых взрывным способом или отбойными молотками 0,4 м (глубина траншеи 0,5 м); при наличии над скальной породой поверхностного растительного слоя 0,6 м (глубина траншеи 0,7 м), при этом заглубление кабелей в скалу должно быть не более 0,4 м.
В отдельных обоснованных случаях (вечная мерзлота, поймы рек, особые технические требования и др.) допускается увеличение глубины прокладки бронированных кабелей до 1,2 м.
При пересечении кабельной трассы с автомобильными и железными дорогами кабели многоканальной связи прокладывают в асбестоцементных или полиэтиленовых трубах с выводом их по обе стороны от подошвы насыпи или полевой бровки кювета на длину не менее 1 м. При этом расстояния по вертикали от железнодорожных и трамвайных путей должно быть не менее 1 м от подошвы рельса, от автомобильных дорог—не менее 0,8 м ниже дна кювета или 0,4—0,5 м в случае дополнительной защиты кабелей железобетонными плитами.
Количество прокладываемых труб принимают по числу прокладываемых кабелей с учетом необходимого резерва из расчета: при потребности до трех труб — одна резервная труба и от четырех до восьми труб — две резервные трубы.
Кабели ответвлений при пересечении с железными дорогами прокладывают в трубах без закладки резервных труб.
На пересечении кабельной трассы с автомобильными дорогами, имеющими грунтовое или булыжное покрытие, или съездами с них кабель разрешается прокладывать кабелеукладчиком с закладкой резервных труб или защищать их железобетонными плитами (кирпичом).
На пересечении с полевыми дорогами защита кабеля не предусматривается.
Прокладка кабелей на территории городов и поселков должна осуществляться под тротуарами или в зеленой зоне. При необходимости предусматривают строительство новой или реконструкцию существующей телефонной канализации. В этом случае при двухкабельной линии связи кабели разных направлений передачи следует протягивать в разных каналах телефонной канализации. В исключительных случаях допускается совмещение кабелей разных направлений передачи в одном канале на расстоянии не более 1 км.
Разработку траншей и прокладку кабелей осуществляют:
- кабелеукладчиком — на перегонах и станциях в грунтах I— III групп при отсутствии стесненных условий и сближений с подземными инженерными сооружениями, а также в грунтах IV группы при многократной пропорке;
- механизированным способом — на перегонах и станциях в грунтах IV группы и при наличии пересечений с подземными инженерными сооружениями;
- ручным способом — в городах и стесненных условиях.
Прокладку кабелей в телефонной канализации осуществляют на территории железнодорожного узла, поселка или города, где вскрытие дорогостоящих покрытий тротуаров и мостовых убыточно и нарушает уличное движение.
В кабельной канализации предусматривают достаточное число каналов (отверстий) в трубопроводе для прокладки на данном участке нужного количества кабелей. Кабельная канализация позволяет при необходимости добавить кабели и заменить существующие на кабели большей емкости.
Кабель в канализации протягивают стальным тросом диаметром 8 или 11 мм, для соединения его с кабелем применяют кабельный зажим или стальные чулки разных типов (рис.2.54).
Рис. 2.54
В канализацию кабель затягивают механическими или электрическими лебедками. Затягивать кабель в канал можно с помощью пневматического каналопроходчика.
Наиболее приемлемыми для прокладки кабелей являются дренирующие грунты: скальные, галечные, гравелистые и крупнопесчаные — наиболее стабильные и менее подверженные деформации при изменении теплового и гидрологического режима по сравнению со слабодре-нирующими и недренирующими грунтами, к которым относятся глины, суглинки, пылеватые и пылевато-иловатые супеси, торфяники.
Болота и заболоченные участки, мари, участки с высоким уровнем межмерзлотных вод и с близким залеганием от поверхности ископаемых льдов в виде линз и прослоек, участки с высокотемпературными мерзлыми грунтами (вязкая мерзлота) следует обходить.
Для защиты кабелей от повреждений применяют следующие мероприятия: засыпают траншеи песчаным или гравийно-галечным грунтом на участках, где исключено вымывание засыпки; роют канавы глубиной до 0,7 м (с обеих сторон трассы на расстоянии 2—3 м от ее оси) с отводом воды из них; сеют на кабельной трассе траву и сажают кустарники; обеспечивают снегозадержание.
При пересечении малых рек для предохранения кабелей от мерзлотно-грунтовых явлений (бугров пучения, наледей и т. п.) кабели следует прокладывать ниже образования наледей или по железнодорожным мостам.
На участках с активным проявлением бугров пучения, термокарста и оползней, а также при ширине морозобойных трещин более 20 см прокладывать кабель вне полотна железной дороги не разрешается.
Кабели связи на пересечении с несудоходными реками, как правило, прокладывают с заглублением в дно реки. На пересечении с судоходными и реками кабели связи прокладывают по железнодорожному мосту. Если это невозможно, устраивают подводный переход по двум створам, расстояние между которыми должно быть не менее 300 м.
При прокладке кабелей через сплавные и судоходные реки места перехода должны быть расположены, как правило, ниже железнодорожных и автомобильных мостов магистрального значения, по возможности на прямолинейных участках рек минимальной ширины с неразмываемыми руслами и пологими берегами, не подверженными разрушениям, вне стоянки судов, плотов, паромных переправ, а также вне районов выполнения землечерпательных и дноуглубительных работ.
На всех судоходных реках независимо от их глубины, а также на несудоходных реках глубиной до 3 м кабели связи должны быть проложены с заглублением в дно реки. Глубина заложения кабелей должна быть не менее 1 м, ее уточняют при изысканиях и согласованиях.
По существующим железнодорожным мостам кабели должны быть проложены в металлических желобах, деревянных обитых листовой сталью желобах или в трубах. Металлические желоба должны быть изолированы от металлических покровов кабеля. В проектах мостов должны быть предусмотрены желоба для прокладки кабелей связи.
Прокладка кабелей в тоннелях, как правило, должна осуществляться на кронштейнах (консолях) с соблюдением установленных габаритов. Несколько кабелей располагают друг над другом на расстоянии 0,15 м. Кронштейны должны быть установлены на расстоянии 1 м друг от друга. Кроме того, при прокладке кабелей должна быть предусмотрена возможность обхода ниш и камер тоннеля.
Кабели связи и сигнализации и силовые кабели прокладывают в тоннелях по разным его сторонам.
Прокладка кабеля.Подготовку кабеля к прокладке начинают с развозки барабанов с кабелем по трассе. При погрузке барабанов, а также при перекатывании их по земле необходимо следить за тем, чтобы направление вращения барабана совпадало с направлением стрелки на щеке барабана.
Кабель разматывают с барабанов и укладывают в траншею механизированным или ручным способом. Если местные условия не позволяют применить механизированный способ прокладки кабеля, то кабель разматывают и укладывают вручную.
Кабель прокладывают с таким расчетом, чтобы в котлованах, где затем на кабеле устанавливают соединительные или разветвительные муфты, концы кабеля перекрывали друг друга примерно на 2 м. После прокладки проверяют его состояние (испытание герметичности оболочки, электрические измерения), чтобы выяснить, не повредился ли кабель, а затем траншею засыпают.
Кабели защищают при их прокладке в скалистом грунте на глубине 0,5 м, а так же покрывая бетонными плитами или слоем красного кирпича.
После прокладки кабеля составляют исполнительный план. Точно замеряют расстояние кабеля от каких-либо ориентиров (например, от оси железнодорожных путей, пикетных и километровых столбиков, построек в населенных пунктах и т. п.). Трассу кабелей многоканальной связи размечают также при помощи замерных столбиков (пикетов), отмечая ими места расположения соединительных и разветвительных муфт, поворотов кабеля и т. п.
На план, кроме трассы проложенного кабеля, наносят другие подземные и наземные сооружения, например, пересекающие кабель и идущие параллельно трубы водопровода и газопровода, другие кабели, дороги, кюветы и т. п., расположенные в полосе 20—30 м от кабеля.
Механизация кабельных работ.Механизированные колонны, строящие кабельные линии, оснащены машинами для рытья траншей и укладки кабеля, бульдозерами, экскаваторами, тракторами, бурильно-крановыми машинами, компрессорами, самоходными кранами, автомобилями различных типов, передвижными электростанциями, сварочными агрегатами и другими механизмами.
Строительство, эксплуатационно-техническое обслуживание кабельного хозяйства и ремонтно-восстановительные работы на кабельных линиях ведутся с применением разнообразных инструментов и механизмов.
Для разработки траншей и котлованов в скальном и мерзлом грунте, а также для вскрытия уличных покровов и пробивки проемов и отверстий в стенах служат пневматические инструменты.
При разработке траншей в тяжелом грунте, а также для вскрытия асфальта и булыжных мостовых пользуются пневмоотбойным молотком и бетоноломом.
Бульдозеры применяют для среза и перемещения грунта, засыпки траншей, планировки и расчистки трассы от кустарника, корчевки пней, валки деревьев на трассе строительства кабельных линий связи.
Траншейные роторные экскаваторы прямоугольного профиля применяют для рытья траншей под кабели связи, трубопроводы и траншеи общестроительного назначения в грунтах до IV категории включительно и в грунтах сезонного промерзания на глубину до 0,7 м.
Самоходную машину ТКТС-2 используют для рытья и засыпки траншей под кабели связи и СЦБ в междупутье на станциях.
Пневматический каналопроходчик применяют для затягивания кабеля в канал канализации.
Траншеезасыпщики используют для засыпки грунта в щель, образованную кабелеукладчиком, которая автоматически засыпается не полностью.
Для прокладки кабелей в грунт применяются различные типы кабе-леукладчиков в зависимости от типа местности. Кабелеукладчики могут передвигаться с помощью трактора (рис. 2.55). Для бестраншейной прокладки кабеля в земляном полотне применяются кабелеукладчики на железнодорожном ходу (рис. 2.56). Кабелеукладчик для бестраншейной прокладки кабеля в талых грунтах.
Рис. 2.55
Рис. 2.56
Для укладки кабеля в грунт по болотистой местности, дну рек и лесной трассе применяют кабелеукладчик с корпусом понтонного типа.
Во время прокладки кабеля кабелеукладчиком в месте начала укладки разрывают котлован и над котлованом устанавливают кабелеукладчик, опускают в котлован нож, заправляют кассету кабелем так, чтобы его конец выходил из кассеты, конец кабеля закрепляют в котловане. Вспомогательный нож также опускают в рабочее положение. Кабелеукладчик передвигается с помощью трактора. При его поступательном движении вспомогательный нож разрыхляет верхний слой почвы и устраняет мелкие препятствия (корни деревьев, камни и др.). За вспомогательным ножом движется основной нож, который образует в грунте узкую щель. Во время движения сматываемый с барабана кабель проходит через кассету и укладывается на дно щели.
После того как с одного барабана кабель размотан, его конец складывают с кабелем следующего барабана, плотно обматывают просмоленной лентой и, пропустив через кассету, продолжают прокладку кабеля. Для засыпки щели и образования валика над ней после прокладки кабеля применяют прицепные засыпщики.
Рытье траншей в грунтах при строительстве кабельных линий передачи выполняют различными экскаваторами: роторными, цепными и одноковшовыми.
Разработку грунта для укладки кабельных трубопроводов выполняют скрытой бестраншейной проходкой с использованием комплексной машины типа КМ-143М2, проколочной гидравлической установки, а также пневмопробойников.
Содержание кабеля под постоянным избыточным газовым давлением.Наиболее часто повреждения кабеля возникают из-за проникновения в него влаги при нарушении герметичности оболочки вследствие коррозии, механических повреждений, вызванных смещением грунта или небрежными его раскопками на трассах кабелей, а также вследствие нарушения правил прокладки кабеля и недоброкачественной пайки соединительных и разветвительных кабельных муфт.
Содержание кабелей с металлическими оболочками под избыточным газовым давлением позволяет контролировать состояние оболочки кабеля и обнаруживать повреждения оболочки. В случае повреждения оболочки кабеля, находящегося под газовым давлением, поток газа, проходящий через место негерметичности, препятствует проникновению в кабель влаги. В качестве газа, накачиваемого в кабель, обычно применяют сухой воздух и реже азот.
При содержании кабеля под постоянным избыточным давлением кабельную магистраль делят на герметизированные участки, называемые газовыми секциями. По концам газовой секции на магистрали, а также на всех ответвлениях от магистрального кабеля устанавливают газонепроницаемые муфты. Внутри газовых секций создается избыточное газовое давление. Участок кабеля считают герметичным, если избыточное давление, установленное в кабеле, не снижается в течение 10 суток более чем на 4... 103 Па (0,5 ат).
Существуют две системы содержания кабеля под избыточным газовым давлением — с автоматическим, и с периодическим пополнением кабелей газом. На кабелях железнодорожной связи наибольшее распространение получила система с автоматическим пополнением кабелей газом. В этой системе по концам газовой секции в оконечном или усилительном пунктах устанавливают автоматические контрольно-осушительные установки АКОУ или УСКД, обеспечивающие постоянную подачу сухого воздуха (газа) в кабель.
При повреждении оболочки утечка воздуха из кабеля будет компенсироваться подачей воздуха от установок АКОУ с обоих концов усилительного участка. Объем подаваемого в кабель воздуха будет зависеть от расстояния между установкой и местом повреждения. Учет объема воздуха, поданного установками на каждом из концов усилительного участка, позволяет определить место негерметичности оболочки кабеля с точностью до 0,5 км.
Для осуществления непрерывного контроля за герметичностью оболочки кабеля, а также определения района повреждения используются методы учета расхода газа и манометрический.
Метод учета расхода газа основан на учете расхода газа, подаваемого в кабель с обоих концов участка для компенсации утечки, вызванной повреждением оболочки. Учитывая, что при установившемся режиме распределения давления в кабеле объем газа, подаваемого с обоих концов участка для компенсации утечки, обратно пропорционален расстоянию до места утечки, по расходу газа за единицу времени определяют район повреждения.
Манометрический метод основан на одновременном измерении манометрами давления в нескольких точках участка, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. По результатам измерений строят график распределения давления, характеризующийся двумя наклонными кривыми, расходящимися от места утечки газа. Пересечение этих кривых соответствует району утечки газа.
Для определения места нарушения герметичности кабеля (после установления района повреждения) наиболее эффективным является метод использования индикаторных газов, способных перемещаться в почве (или другом газе) в сторону меньших концентраций. Распространяясь по кабелю, индикаторный газ выходит сквозь поврежденную оболочку в грунт и через некоторое время достигает поверхности земли, где его можно обнаружить с помощью индикаторных приборов.