Съемка железнодорожных путей

2.1.7.1. Основные формулы

Для нормальной эксплуатации железнодорожного пути периодически производят его съемку, по результатам которой подбирают параметры кривых, наиболее близко подходящие к существующим, и определяют величины правки, или рихтовки, пути, чтобы придать ему расчетную форму.

При рихтовке пути точки кривой M, N (рис. 220.) описывают некоторые линии M’M, N’N , которые близки к нормали кривой.

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Рисунок 220 - Расчет величин рихтовки пути на кривой

Так как величина сдвижки пути небольшая, то она рассчитывается по разности эвольвент кривой: проектной Эп и снятой в натуре Эс, т.е.

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

В общем виде для точки i

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Как известно, эвольвентой называют траекторию, которую описывает конец гибкой и нерастяжимой нити, сматываемой с некоторой кривой. Эта кривая является геометрическим местом центров кривизны эвольвенты, т.е. ее эволютой. Поэтому нормаль к эвольвенте в некоторой точке М одновременно будет касательной к кривой (эволюте) в точке В (рис. 221).

Длина эвольвенты Э от начальной точки кривой А до текущей точки В

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

где s - длина кривой АВ, Съемка железнодорожных путей - student2.ru - угол между начальной касательной (линией тангенса) в точке А и текущей в точке В.

Так как

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

где Съемка железнодорожных путей - student2.ru - радиус кривизны, то

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Для круговой кривой радиуса R ( Съемка железнодорожных путей - student2.ru ) и, следовательно,

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Подставляя по этой формуле значение Съемка железнодорожных путей - student2.ru в формулу вычисления длины эвольвенты, получаем формулу для вычисления эвольвенты круговой кривой

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Для переходной кривой типа радиальной спирали Съемка железнодорожных путей - student2.ru . Тогда

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

где С- параметр переходной кривой.

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Рисунок 221 - Эвольвента

На основании вышесказанного величина снятой в натуре эвольвенты подсчитывается по приближенной формуле

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

где di -отрезки (хорды), на которые при съемке делится кривая; Съемка железнодорожных путей - student2.ru i - угол поворота хорд d относительно начальной линии тангенса (“азимут хорд”).

2.1.7.2. Способы съемки кривых

В зависимости от метода определения азимутов Съемка железнодорожных путей - student2.ru i различают несколько способов съемки кривых:

¨ способ эвольвентных разностей: углы Съемка железнодорожных путей - student2.ru i определяют по измеренным в натуре теодолитом углам поворота хорд;

¨ способ стрел изгиба: углы Съемка железнодорожных путей - student2.ru i рассчитывают по измеренным в натуре стрелам изгиба кривой в середине хорды d;

-фотограмметрический способ: углы Съемка железнодорожных путей - student2.ru i измеряют на специальном фотограмметрическом приборе по крупномасштабным аэрофотоснимкам кривой.

А) Способ эвольвентных разностей

(разработан И.В. Гоникбергом).

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Рисунок 222 - Схема съемки железнодорожной кривой по способу эвольвентных разностей

На снимаемом участке пути лентой или рулеткой отмечают на внешней нитке пути 20-метровые отрезки (“элементарные хорды “) и разбивают 100-метровые пикеты, при этом конечные точки А и Е (рис. 222) выбирают на прямых участках на расстоянии 40-60 м от видимого начала и конца кривой.

На пикетах теодолитом измеряют углы поворота хорд Съемка железнодорожных путей - student2.ru и при возможности примычные углы Съемка железнодорожных путей - student2.ru Одновременно на плюсовых точках +20, +40,+60,+80 (рис. 4) способом бокового нивелирования при помощи теодолита и горизонтально установленной рейки измеряют стрелы изгиба кривой от хорды между пикетами. Рейка закрепляется особым башмаком на гранях головки рельса, ее нулевой отсчет (“пятка”) совпадает с продольной осью рельса.

На пикетах А, В, С, D теодолит и визирные марки также центрируются над осью рельса. Стрелы изгиба измеряют дважды: в прямом (А-АВ) и обратном (В-ВА). Из двух значений стрел берут среднее, разность между ними не должна превышать 5 мм.

В пикетных точках А, В, С... по измеренным углам Съемка железнодорожных путей - student2.ru вычисляют углы поворота хорд Съемка железнодорожных путей - student2.ru и азимуты хорд относительно линии тангенса (рис. 222):

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Так как отрезки d = 20n , где n -число 20-ти метровых хорд между соседними пикетами (обычно n =5, в конечных хордах n может быть равно 3 или 4), то получим (углы Съемка железнодорожных путей - student2.ru взяты в радианах)

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Для вычисления эвольвент плюсовых точек используют измеренные стрелы изгиба кривой. Приращение эвольвенты на 20-ти метровый отрезок составляет

Съемка железнодорожных путей - student2.ru ,

где Съемка железнодорожных путей - student2.ru - алгебраическая разность стрел изгиба соседних точек (рис. 223). Последовательно суммируя величины приращений находят длины эвольвент для точек +20, +40,+60,+80.

Так как в пределах каждого пикета Съемка железнодорожных путей - student2.ru и , следовательно,

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

то для пикетажных точек должно соблюдаться равенство

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

что является контролем вычисления эвольвент.

При подборе радиуса кривой соблюдают условие, чтобы общий угол поворота существующей кривой, образованной линиями тангенсов, был равен проектному ( Съемка железнодорожных путей - student2.ru с= Съемка железнодорожных путей - student2.ru п) и кривая вновь подбираемого радиуса вписывалась в этот угол при минимальных сдвижках пути, а в так называемых критических точках (на участках искусственных сооружений и др.) эти сдвижки должны быть близки к нулю.

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Рисунок 223 - Схема измерений стрел прогиба

Для отдельной хорды длиной b радиус круговой кривой R определяют по формуле:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

или приближенно:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

где f - стрела изгиба в середине хорды. Из определений по нескольким хордам берут среднее.

Для всей кривой радиус может быть найден по формуле:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

где Эк - длина эвольвенты для конца кривой, Съемка железнодорожных путей - student2.ru - общий угол поворота в радианах.

Полученное значение R округляют до ближайшей стандартной величины и подсчитывают длину круговой кривой K=R Съемка железнодорожных путей - student2.ru и пикетаж главных ее точек.

Согласно формуле Съемка железнодорожных путей - student2.ru величина рихтовки в текущей точке кривой: Съемка железнодорожных путей - student2.ru

При этом, если ЭПс, и Dl> 0, то путь сдвигают во внутрь кривой, если ЭП< ЭС , и Dl< 0 , то наружу.

Так как при вписывании переходных кривых круговая кривая смещается вовнутрь на величину р = l*l /24R то общая величина сдвижки при рихтовке пути будет:

а) в пределах сдвинутой круговой кривой:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

б) в пределах второй половины переходной кривой от s=l/2 до примыкания к круговой кривой (s=l) :

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

в) в пределах первой половины переходной кривой от ее соединения с прямой (s=0) до s=l/2 :

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

где s - длина переходной кривой от ее начала до текущей точки; l - общая длина переходной кривой.

Точность способа.

Точность определения величин Dl рихтовки пути по формуле Съемка железнодорожных путей - student2.ru или Съемка железнодорожных путей - student2.ru зависит, главным образом, от точности подсчета длины эвольвент существующего пути, так как длины проектных эвольвент могут быть вычислены с достаточной точностью, т. е.:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Определим ошибки подсчета эвольвент для пикетных точек. В формуле

Съемка железнодорожных путей - student2.ru где, согласно уравнению

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

примем, что величины пикетов d1 = d2 =...= di = d. Тогда:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

или Съемка железнодорожных путей - student2.ru .

Средняя квадратическая ошибка полученной функции равна:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru ;

при условии, что Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Для конца кривой

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Кроме того,

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

С учетом этих формул и для конца хода (i = п, di = К) и, принимая Съемка железнодорожных путей - student2.ru , получим:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru (I)

При возможности измерения примычных углов g1 и g2 (рис. 222) и уравнивания углов хода

Съемка железнодорожных путей - student2.ru (II)

Если принять R=1000м, K=400 м, n=4, md/d=1/3000, mb=0.5’, то получим по формуле I mЭк=8.3 см, а по формуле II - mЭк =5.2 см, т.е. в уравненном ходе ошибка уменьшается более чем в 1.5 раза.

Для эвольвент плюсовых точек и найденной величине ошибки прибавится еще ошибка определения разности стрел изгиба, которая в среднем не превышает 5 мм.

Для рихтовки пути по плавной кривой большое значение имеет ошибка взаимного смещения соседних плюсовых точек , т.е. ошибка в подсчете приращения эвольвенты на 20-ти метровом отрезке кривой.

Б) Способ стрел изгиба.

В этом способе измеряют стрелы изгиба рельсов в середине каждой 20-ти метровой хорды с перекрытием через 10м (рис. 224). До начала измерений кривую или примыкающие к ней 40-60 метровые прямые участки разбивают на 10-ти метровые отрезки и отмечают их на рабочей грани наружного рельса. При измерениях используют два шаблона для натяжения 20-ти метровой нити и третий для измерения в средней точке нити стрелы изгиба рельса. На прямых участках стрела изгиба будет близкой к нулю.

По измеренным величинам стрел изгиба могут быть вычислены углы поворота хорд и углы поворота относительно тангенса кривой:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Съемка железнодорожных путей - student2.ru Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Съемка железнодорожных путей - student2.ru Съемка железнодорожных путей - student2.ru

. . . . . . . . . . . . . . . .

Съемка железнодорожных путей - student2.ru Съемка железнодорожных путей - student2.ru

где k=d/2=10,00 м.

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Рисунок 224 -Схема съемки железнодорожной кривой по способу стрел

изгиба

По углам Съемка железнодорожных путей - student2.ru или непосредственно по стрелам изгиба могут быть определены эвольвенты

Съемка железнодорожных путей - student2.ru (А)

Зная расчетные и найденные по стрелам изгибов эвольвенты, для каждой точки кривой через k метров по формулам

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Либо

Съемка железнодорожных путей - student2.ru ;

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

вычисляют величины сдвижки пути.

В рассматриваемом способе основным источником ошибок является измерение стрел изгиба, включающее плановый сдвиг намеченных точек, неперпендикулярность измеряемых стрел к нити, собственно измерение. Приняв, что все стрелы прогиба измеряются примерно с одинаковой ошибкой mj, из формулы (A) получим для конечной эвольвенты (i=n)

Съемка железнодорожных путей - student2.ru (Б)

где n - число измеренных стрел изгиба (число полухорд k).

Принимая, как и в предыдущем примере, длину кривой 400м, число n= 400:10= 40, суммарную среднюю квадратическую ошибку mj =1 мм, по формуле (Б) получаем:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru мм,

что в несколько раз грубее, чем при способе эвольвентных разностей.

В способе стрел изгибов, вследствие определения углов по ворота хорд через очень малые интервалы, идет очень быстрое нарастание ошибок. Поэтому на длинных кривых этот способ не обеспечивает требуемой точности.

В) Фотограмметрический способ.

В основе фотограмметрического способа (Ф.Д. Рабинович. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.М.,Недра,1974.) лежит принцип непосредственного измерения углов поворота оптических хорд путем совмещения изображения концов отрезков кривой на плановых крупномасштабных аэрофотоснимках. Для построения оптических хорд в наблюдательную систему особого прибора для съемки кривых по аэрофотоснимкам (ПСКА) помещена тонкая бипризма, смещающая изображение на определенную величину.

Бипризма скреплена с лимбом. При помощи ее вращения совмещают изображения противоположных концов дуг, измеряя при этом углы поворота Съемка железнодорожных путей - student2.ru i элементарных хорд относительно линии тангенса кривой

Съемка железнодорожных путей - student2.ru i=vi-v0 ,

где vi и v0 - отсчеты по лимбу прибора в данной и начальной съемочных точках.

Дины эвольвент находят по формуле:

Съемка железнодорожных путей - student2.ru

Прибор изготовлен в виде приставки к прецизионному стереометру. Кроме угломерной насадки, в него входит универсальная наблюдательная марка со сменными номограммами для разбивки пикетов (100-метровых отрезков в масштабе снимка) на элементарные отрезки (20 или 40 м).

Опыт фотограмметрической съемки путей показывает, что ошибка измерения по нетрансформированным аэрофотоснимкам углов поворота не превышает в среднем 2’, а средняя квадратическая ошибка вычисления приращения эвольвенты для элементарного отрезка кривой, снятой прибором ПСКА, на аэрофотоснимках масштаба 1: 2000 - 1: 5000 составляет около 1,5 - 2 см.

Одновременно со съемкой кривых составляют план пути и путевого хозяйства в масштабе 1: 1000 и фотограмметрически определяют координаты необходимых точек, размеры междупутий, габариты приближений и др.

2.1.7.3. Автоматизация разбивочных работ в дорожном строительстве

Возведение дорожного полотна производят дорожно-строительными машинами по выставленным геодезическим знакам. Для достижения проектной высоты приходится часто восстанавливать разбивку поперечных профилей и многократно повторять перемещение земляных масс и выравнивание песчаного основания. Для повышения эффективности использования дорожно-строительных машин применяют способ автоматического или полуавтоматического ведения рабочего органа машины по заданному уклону, обеспечивающий требуемую точность планировочных работ.

Наши рекомендации