Фонд перераспределения земель
(«ЗАПАС» ДЛЯ С/Х ЗМЕЛЬ)
Недостатком правового регулирования земель запаса до принятия ЗК РФ 2001 г. было то, что изъятые с/х или иные земли переходили в категорию земель запаса - единственную категорию земель, не имеющую целевого назначения. Терялось целевое назначение изъятых земель, и они могли быть предоставлены для иных целей. Теперь в соответствии с ЗК РФ 2001 г. (ст. 80) фонд перераспределения земель находится в категории земель с/х назначения, в связи с чем правовой режим земель фонда изменился. Произошло законное ("автоматическое") изменение категории земель фонда перераспределения.
В общем, земли с/х назначения уходят в фонд перераспределения, а не запаса.
Хотя суть у них одна.
Фонд перераспределения земель формируется за счет участков с/х назначения в случаях:
- добровольного отказа правообладателя от участка;
- при отсутствии наследников, при их отказе от наследства в пользу государства (или безадресно) или лишении завещателя всех наследников наследства;
- при принудительном изъятии участка в случаях, предусмотренных законом.
В дальнейшем эти временно выведенные из оборота с/х земли предоставляются для использования в с/х целях в соответствии со ст. 78 ЗК РФ. Тем самым сохраняется их целевое назначение.
В фонд перераспределения включены не все случаи, когда участки с/х назначения не имеют правообладателей. В частности, не включены такие случаи, как невостребованные земельные паи, участки, приобретенные гос или муницип органами в порядке совершения сделок отчуждения, земли, приведенные в состояние, непригодное для использования по целевому назначению, участки, срок предоставления которых истек, и другие случаи. По этой причине в настоящее время такие земли нередко включаются в категорию земель запаса, что не способствует охране этих земель.
Несмотря на выведение фонда перераспределения из категории запаса, действующее земельное законодательство наделяет их правовой режим рядом общих особенностей.
За счет земель запаса либо фонда перераспределения могут создаваться:
· За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.03.1995 № 249 «О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и с/х кооперативов.
· За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в гос реестр казачьих обществ в РФ. По Указу Президента РФ от 16.04.1996 № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению гос и иной службы» и Постановлению Правительства РФ от 08.06.1996 № 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в гос реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.
60. Современная земельная реформа в России (понятие, цели, содержание, этапы, правовое обеспечение).
Общий экскурс:
1. Регулирование земельных отношений до 1861 г.
2. Проблемы аграрного реформирования на рубеже 19-20 веков. Столыпинская реформа
3. Земельная реформа 90-х годов XX века(1й этап современной реформы)
4. Земельная реформа 2011 года(2й этап современной реформы)
Земельная реформа – совокупность экономич, организационных, соц-политич, правовых мер, которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений.
Это коренное изменение земельного строя, который существовал до 1990 г. и основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.
Цели:
- повышение эффективности использования земли,
- создание условий для увеличения соц, инвестиционного и производительного потенциала земли,
- превращение земли в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Программой намечено разработать и реализовать комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 г. создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и гос управления земельными ресурсами, намечено укрепить гарантии
конституционных прав граждан на землю.
Одно из основных направлений реформы - установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка.
Содержание земельной реформы:
Ø упорядочение отношений гос и муницип собственности на землю;
Ø укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю;
Ø создание механизмов регистрации прав на землю;
Ø совершенствование земельного кадастра;
Ø формирование системы ипотечного кредитования и гос контроля;
Ø реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования;
Ø поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений;
Ø гос контроль за оборотом земель с/х назначения.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реформа осуществляется:
· на основе спец земельно-правовых актов
· на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деят-ти; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деят-ти; о банкротстве; об инвестиционной деят-ти; о залоге.
ЭТАПЫ
Сложившаяся в советское время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в рыночных условиях не могла обеспечивать эффективное использование земельных ресурсов, что объективно потребовало реформирования. Переход от планово-административной экономики к рыночной потребовал преобразований в области земельных отношений.
С 1990 г. в РФ был взят курс на развитие рыночной экономики.