Понятие распределения и перераспределения земель. Общий порядок предоставления и изъятия земельных участков

Распределение и перераспределение земель рассматривается наукой земельного права и земельно-правовой практикой как важнейшая функция государственного регулирования и управления землями, в ходе реализации которой компетентные государственные органы совершают действия, направленные на возникновение, изменение и прекращение прав на земельные участки.

Предоставление земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, передача в частную собственность или изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд представляют собой совокупность земельно-правовых и связанных с ними административно-правовых норм, регулирующих порядок предоставления и изъятия земель, прав и обязанностей государственных органов в данной сфере, защиту прав землепользователей и землевладельцев.

В решениях о предоставлении земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, о передаче в собственность указывается цель, для которой они отводятся или передаются.

Основными юридическими действиями при предоставлении земельных участков являются:

– решения соответствующего исполнительного и распорядительного органа;

– правовое оформление предоставления земельного участка, включая государственную регистрацию права на земельный участок;

– отвод границ этого участка в натуре (на местности).

Решение компетентного органа о предоставлении земельного участка землепользователю или землевладельцу является самым главным юридическим действием. Оно устанавливает целевое назначение отводимого участка, его местонахождение, размер, а также основные условия пользования и владения землёй.

Законодательство определяет и органы, имеющие право предоставления земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение и передачу в частную собственность. Так, согласно статье 24 Кодекса о земле, порядок изъятия и предоставления земельных участков устанавливается Президентом Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента от 27 декабря 2007 г. № 667 изъятие и предоставление земельных участков осуществляются:

• сельскими, поселковыми исполнительными комитетами – из земель в границах сельских населённых пунктов, посёлков городского типа гражданам для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей (отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством), ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных;

• районными исполнительными комитетами – из земель в границах районов для обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), незавершённых законсервированных капитальных строений, для строительства и (или) обслуживания объектов придорожного сервиса, для целей, связанных с ведением лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, традиционных народных промыслов (ремёсел), коллективного садоводства, дачного строительства, добычи торфа, из земель в границах городов, являющихся административными центрами районов, сельских населённых пунктов, посёлков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением земель, решение по которым принимается Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, а также из земель запаса;

• Минским городским исполнительным комитетом и городскими (городов областного, районного подчинения) исполнительными комитетами – соответственно из земель в границах г. Минска и городов областного, районного подчинения;

• областными исполнительными комитетами – из земель в границах области, за исключением земель, решение по которым принимается Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами;

• администрациями свободных экономических зон – резидентам соответствующих свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, органом управления которых является администрация свободной экономической зоны, в границах данных зон, парков (если это право делегировано соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами).

Одновременно с принятием решения об изъятии и предоставлении земельных участков областные, Минский городской, городские (городов областного, районного подчинения), районные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков при необходимости осуществляют перевод земельных участков из одних категорий в другие.

При этом администрации свободных экономических зон осуществляют указанные действия в случае, если право на перевод земельных участков в установленном порядке делегировано им соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами. Если данное право администрациям свободных экономических зон делегировано не было, то после принятия ими решений об изъятии и предоставлении земельных участков перевод таких участков из одних категорий в другие осуществляется соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами. При этом о необходимости перевода изымаемых и предоставляемых земельных участков из одних категорий в другие администрация свободной экономической зоны в течение трёх рабочих дней после принятия решения об изъятии и предоставлении таких участков направляет письменное уведомление в соответствующий исполнительный комитет.

В соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г., гражданин Республики Беларусь, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращается в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении ему такого участка. В заявлении указываются:

– цель, для которой испрашивается земельный участок;

– вещное право на испрашиваемый земельный участок;

– характеристика объекта строительства, включающая его функциональное назначение и ориентировочные размеры;

– намечаемое место размещения земельного участка и его примерная площадь.

В заявлении юридического лица, индивидуального предпринимателя дополнительно указываются объём планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта.

В случае, если земельный участок испрашивается для государственных нужд, в заявлении указываются соответствующие основания, прилагаются копии документов, подтверждающих эти основания.

Местный исполнительный комитет в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица рассматривает это заявление и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обусловленных градостроительными регламентами, природоохранными (с учётом требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий) и другими требованиями законодательства, поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию и одновременно сообщает заинтересованному лицу о результатах рассмотрения его заявления.

Утверждённый в установленном порядке акт выбора места размещения земельного участка является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и выдачи архитектурно-планировочного задания, получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Проект отвода земельного участка разрабатывается организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключённого с заинтересованным лицом. В проекте отвода обосновываются размер и границы предоставляемого земельного участка с учётом требований рационального использования смежных земельных участков, определяются состав и качество земель этого участка, наличие сервитута, ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка, срок и условия пользования им, в том числе срок возврата (при предоставлении его во временное пользование, аренду), фактические размеры убытков, причиняемых землепользователю земельного участка, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, условия использования снимаемого с этого участка плодородного слоя почвы, право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины, восстановления нарушенных мелиоративных систем, а также указываются сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Организация по землеустройству, осуществляющая разработку проекта отвода земельного участка, согласовывает этот проект с территориальным подразделением архитектуры и градостроительства соответствующего местного исполнительного комитета. Проект отвода земельного участка согласовывается руководителем (его заместителем) территориального подразделения архитектуры и градостроительства местного исполнительного комитета в течение трёх рабочих дней со дня его получения из организации по землеустройству.

Согласованный проект отвода земельного участка и проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении этого участка в течение трёх рабочих дней со дня его оформления направляются организацией по землеустройству в соответствующую землеустроительную службу.

Землеустроительная служба в течение пяти рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка рассматривает проект его отвода, при необходимости уточняет проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка и вносит данный проект с такими материалами в местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельного участка для принятия необходимого решения.

В решении об изъятии и предоставлении земельного участка должны быть указаны:

– землепользователи, из земель которых изымается земельный участок;

– площадь земельного участка и виды изымаемых земель;

– лица, которым предоставляется земельный участок;

– вещное право на земельный участок (с учётом полномочий местного исполнительного комитета) и срок окончания его действия в случае, если право является срочным;

– целевое назначение предоставляемого земельного участка, а также назначение земельного участка в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества, утверждённой в установленном порядке, и при необходимости сведения о переводе земельного участка из одной категории и вида в другие;

– указание на то, что земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома предоставляется гражданину как нуждающемуся в улучшении жилищных условий (если земельный участок предоставляется по данному основанию);

– размер и условия платы за земельный участок, предоставляемый в частную собственность, или за право заключения договора аренды земельного участка;

– размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению (при их наличии), порядок и условия их возмещения, определённый счёт республиканского бюджета, предназначенный для зачисления на него соответствующих платежей;

– наличие сервитута, ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка;

– условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, а также порядок возврата и (или) рекультивации земель, предоставленных во временное пользование;

– иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и условия занятия (строительства, иного освоения) земельного участка).

В случае, если земельный участок изымается для государственных нужд, в решении о его изъятии и предоставлении должно быть указано, что этот участок изымается для государственных нужд на соответствующих основаниях с приложением копий документов (либо выписок из них), подтверждающих эти основания.

Решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается местным исполнительным комитетом в течение пяти рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка от землеустроительной службы.

Местный исполнительный комитет в течение трёх рабочих дней после принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка передает указанные материалы и копию решения (выписку из решения) соответствующей землеустроительной службе для установления границ этого участка на местности и государственной регистрации создания земельного участка и права на него заинтересованному лицу и лицу, из земель которого изымается земельный участок.

При принятии решения об отказе заинтересованному лицу в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение трёх рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом заявителю с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.

Наши рекомендации