Технологические схемы производства работ одноковшовыми экскаваторами
Земляные работы, выполняемые одноковшовыми экскаваторами, делят на две основные группы: бестранспортные и транспортные. Бестранспортными называют работы, в которых экскаватор, разрабатывая грунт, укладывает его р отвал, кавальер или в земляное сооружение. Бестранспортные работы могут быть простыми и сложными. При простой бестранспортной разработке грунт укладывают в кавальер или насыпь без последующей его перевалки (переэкскавации). При сложной бестранспортной разработке грунт укладывают экскаватором во временный (первичный) отвал, а затем производят частичную или полную переэкскавацию.
Транспортными называют работы, в которых грунт грузят экскаватором и самосвалы и отвозят в заданное место. При этом возможны различные схемы движения груптовозного транспорта; например, при работе прямой лопатой—тупиковые и сквозные (тупиковые — при которых самосвалы подходят к экскаватору и возвращаются по тому же пути; сквозные — при которых автомобили подъезжают к экскаватору без маневрирования и уезжают после погрузки грунта но дороге, являющейся продолжением въездного пути).
Выбор системы производства работ зависит от особенностей строительства. Так, в водохозяйственном, нефте-газоводном и транспортном строительстве преобладают бестранспортные
работы, а в промышленном и жилищном строительстве — транспортные.
Разработку грунта осуществляют лобовыми или боковыми проходками. Боковой проходкой называют такую, при которой ось движения экскаватора совпадает с осью земляного сооружения или находится в площади ее сечения.
Боковые проходки бывают двух типов: закрытая, в которой ось движения экскаватора располагается сбоку сечения выемки (перемещаясь, экскаватор разрабатывает три откоса выемки -два боковых и торцевой); открытая, в которой экскаватор, перемещаясь вдоль разрабатываемой полосы, разрабатывает боковой и торцевой откосы.
Производство работ прямойлопатой. При использовании прямой лопаты применяют только транспортные схемы, так как вследствие малых линейных размеров рабочего оборудования экскаватор не может обеспечить достаточного объема отвала для нормальной работы. Прямую лопату применяют при устройстве разрезных и пионерных траншей на карьерах, больших котлованов и выемок в дорожном и гидротехническом строительстве.
Грунт разрабатывают выше уровня стоянки экскаватора лобовыми (рис. 2,1, а — а) или боковой (рис, 2.1, г] проходками. При малой ширине лобо вой проходки экскаватор перемещают по центру проходки, при большой -зигзагообразно.
При разработке грунта с погрузкой в транспортные средства рекомендуется принимать следующие размеры проходок в зависимости от вместимости ковша:
Вместимость копта, м3 Ширина забоя от оси экскаватора, м: до бровки откоса ....... до места погрузки грунта при погрузочном пути, расположенном на уровне подошвы забоя..... |
0.2 0.4. ..0.5 0.65.. .0,8 1...1.25 1,6...2,5
2,7 4 4,5 5 6,3
1,9 2,8 3 3,6 4.5
2.1. Разработка забоя экскаватором, оборудованнымпрямой лопатой
ы — лобовая проходка с погрузкой грунта на обе стороны забоя; б — то же, с двусторонней лог |1>м-кой грунта в автотранспорт, перемещающийся по верху забоя; «-—широкая лобовая проходка с погрузкой грунта и автотранспорт, переметающийся по полотне забоя; г — боковая проходка с
нагрузкой грунта и автотранспорт
2.2. Разработка глубокойвыемки
/ — поперечными проходками скрепера; 2 — продольными проходками скрепера; 3 — прямой лопатой; 4 — драглайном; 1...ХП — проходки
2.3. Разработка выемок обратнойлопатой а — боковой закрытой проходкой с одинаковой крутизной откосов; б -— то же, с разной крутизной откосов; в — боковой открытой проходкой
Мягкие грунты разрабатываются так, чтобы каждое последующее копание перекрывало предыдущее; твердые грунты — в шахматном порядке; глубокие выемки — уступами, при этом сначала разрабатывают пионерную траншею лобовым или расширенным забоем, а затем — боковыми забоями. Подошва каждого уступа должна иметь уклон в сторону разработки для отвода ливневых вод.
При сооружении глубоких выемок в гидротехническом и дорожном строительстве проектная глубина выемок может значительно превышать технологические возможности экскаватора. В этом случае глубокие выемки разбивают на уступы и ярусы, высота которых должна соответствовать парамет-
рам экскаватора (рис. 2.2). Верхнюю часть выемки разрабатывают бульдозерами, затем часть выемки — скреперами. Оставшуюся часть выемки разбивают на ярусы и разрабатывают экскаваторами, оборудованными прямой лопатой. В завершение работ остатки грунта и откосы дорабатывают драглайнами.
Производство работ обратной лопатой. При работе обратной лопатой применяют транспортные и бестранспортные схемы разработки с использованием боковых (рис. 2.3) и лобовых (рис. 2.4) проходок, в которых ось рабочего хоаа экскаватора смещают в сторону подхода транспортных средств. Боковая проходка при работе обратной лопатой может быть открытой и закрытой.
2.4. Разработка забоя экскаватором, оборудованным обратной лопатой,лобовой проходкойа — с погрузкой грунта в автотранспорт; 6 — в отвал
При открытой проходке одна из сторон рабочего места остается свободной от грунта. При закрытой и открытой боковых проходках параметры разрабатываемого сооружения будут различными. Так, при закрытой проходке крутизна обоих откосов выемки может быть задана одинаковой, но может быть и разной.
При этом во втором случае возможная глубина разработки может быть увеличена в 1,6 раза. При разработке выемки открытой проходкой глубина разработки может быть увеличена еще на 20%. Однако при такой схеме возможный объем отвала и расстояние
2 Зап. 45
между отвалом и выемкой уменьшаются примерно в 10 раз. Это предопределяет необходимость при боковой открытой проходке использовать погрузку грунта в транспорт.
При разработке широких котлованов грунт разрабатывают лобовыми проходками, при этом экскаватор перемещается зигзагообразно или параллельно. Размеры проходок зависят от параметров обратной лопаты. При погрузке грунта в транспорт ширина проходки 1,2...1,3, а при отсыпке в отвал — 0,5...0,8 наибольшего радиуса копания, причем ось рабочего перемещения экскаватора смещают в сторону
2,5. Разработка забои экскаватором, оборудованным драглайном
а—лобовой; б — боковой проходками с погрузкой грунта в автотранспорт
подхода транспортных средств.
Экскаватор и транспортные средства во время разгрузк. ковша устанавливают так, чтобы угнл между осью экскаватора и продольной осью транспортного средства был не более 40°, а угол поворота экскаватора - не более 70°.
Производство работ драглайном. Грунт разрабатывают ниже уровня стоянки экскаватора с применением лобовых и боковых проходок (рис. 2.5) в отвал или в автотранспорт. Угол наклона стрелы к горизонту 30...40°. Глубина разработки зависит от вместимости ковша и длины стрелы (табл. 2.6). При разгрузке грунта в отвал угол поворота 90...120°, при погрузке втранс-
2.6. Глубина разработки грунта драглайном зависимости от вместимости ковша и длин: стрелы, м
Вместимость ковша, м3 | Длина стрелы, и | Проходка | ||||
боковая | лобовая | |||||
0,4 | 10,5 | 5,3 . | 3,8 | 7.8. | .6,1 | |
0,75 | 9,4.. | 7.4 | 10. | .9.2 | ||
0.8 | 4,4.. | 3.8 | 7.3. | .5.6 | ||
0.8 | 6,6.. | 5,9 | 10. | .7,8 | ||
1,0 | 12,5 | 5,5,. | 4,4 | 7,8, | .5.7 | |
1,5 | 6.5.. | 5,1 | 9,5. | .7,5 | ||
1,5 | 14... | 12,5 | 20,5. | . 16,6 | ||
порт, находящийся на одном уровне экскаватором — 180°. В зависимости от условий работы транспорт переме-