Цели и задачи ремонта промышленного оборудования

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР, ТОРО — техническое обслуживание и ремонтное обеспечение) — комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.

Меры и методы

Основная цель, достигаемая комплексом технического обслуживания и ремонта — устранение отказов оборудования, для её достижения в рамках комплекса могут реализовываться следующие меры:

§ инспекция в определенном объёме с определенной периодичностью;

§ плановая замена деталей по состоянию, наработке;

§ плановая замена смазочно-охлаждающих жидкостей, смазка по состоянию, наработке;

§ плановый ремонт по состоянию, наработке.

§ Задачи

Способы планирования мер по техническому обслуживанию и ремонту классифицируются следующим образом:

· по событию;

· регламентное обслуживание;

· по состоянию.

Профилактические периодические ремонтные операции выполняются по календарному графику и включают следующие виды работ:

а) промывка оборудования и смена масла (для оборудования с централизованной и картерной системами смазки);

б) проверка оборудования на точность;

в) осмотры, проведенные для выявления дефектов, подлежащих устранению при проведении планового ремонта;

г) профилактические испытания электрооборудования и электросетей.

Система ППР

Планово-предупредительный ремонт (ППР) - периодические ремонтные операции, проводимые с целью предупреждения неожиданных выходов оборудования из строя и поддерживания его в состоянии полной работоспособности. ППР предусматривает работы по обслуживанию и ремонту машин, подразделяющиеся на - межремонтное обслуживание и периодические ремонтные операции.

Межремонтное обслуживание включает в себя наблюдение за состоянием оборудования, за соблюдением правил эксплуатации, за своевременным регулированием механизмов и устранением мелких неисправностей. Межремонтное обслуживание выполняют работники ремонтной службы ( слесарь, смазчик, электрик), а также рабочий, работающий на станке. Эта работа выполняется преимущественно без простоя оборудования, и для этой цели используются обеденные перерывы и другие перерывы в работе.

Система ППР предусматривает комплекс операций по межремонтному обслуживанию и ремонту, которые делятся на следующие три группы: 1) межремонтное обслуживание, 2) периодические ремонтные операции и 3) плановые ремонты.

Виды ремонтов: текущий и капитальный, плановый и внеплановый.

Ремонт—это комплекс работ, проводимых для восстановления работоспособности оборудования, нарушенной во время эксплуатации в результате поломок (поверхностного износа, деформации деталей, нарушения посадок и пр.).

Ресурс-наработка машины (механизма) в часах до предельного состояния, определяемого техническими условиями.

По способам ремонта, применение мер подразделяется на текущий ремонт — устранение отказов и неисправностей путём замены износившейся детали (кроме базовых) и капитальный ремонт — восстановление работоспособности деталей и агрегатов (методами наплавки, напыления), при этом допускается замена любой детали, включая базовые.

Текущий ремонт. Осуществляют в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности оборудования. При текущем ремонте разбирают и собирают отдельные узлы, в которых выявлены неисправности; осматривают, промывают, ремонтируют или заменяют быстроизнашивающиеся детали и рабочие органы машин; регулируют зазоры; ремонтируют крепежные детали, смазочные системы, ограждения; налаживают регулирующие механизмы и приспособления. Текущий ремонт обеспечивает нормальную эксплуатацию оборудования до очередного планового ремонта. Выполняют текущий ремонт силами обслуживающего персонала и ремонтными службами по месту установки оборудования. Проводят его регулярно по графику во время работы предприятия при плановых остановках отдельных видов оборудования, цехов, поточных линий или всего предприятия.
Капитальный ремонт. Проводят для полного восстановления ресурса машины с заменой или восстановлением любых ее частей. При капитальном ремонте машину обычно полностью разбирают, заменяют или ремонтируют узлы и детали, затем собирают, регулируют и испытывают. Капитальный ремонт может сочетаться с полной или частичной модернизацией оборудования. Для выполнения капитального ремонта можно привлекать выездные бригады рабочих ремонтно-монтажных трестов, которые выполняют ремонтные работы самостоятельно или совместно с ремонтными службами предприятия.
Внеплановый ремонт Внеплановый ремонт представляет собой ремонт, выполнение которого оговорено в нормативной документации, но проведенный в неплановом порядке, например при отсутствии сырья или по другим причинам. Внеплановым является также аварийный ремонт, вызванный внезапным выходом машины из строя в результате поломок или по другим причинам. Этот ремонт может быть текущим и капитальным в зависимости от последствий аварий. Естественно, что при хорошей организации планово-предупредительного ремонта возможность возникновения аварий становится минимальной.

Периодичность ремонта

Все виды работ по плановому ТО и Р выполняются в определенной последовательности, образуя повторяющиеся циклы
Периодичность ремонта оборудования определяется ремонтным циклом.
Ремонтный цикл- это наименьший, повторяющийся период эксплуатации машины, в течение которого в определенной последовательности проводят установленные виды технического обслуживания и ремонта, предусмотренные нормативной документацией по каждому виду оборудования.

При построении структуры ремонтного цикла пользуются терминами: «периодичность технического обслуживания» и «межремонтный период».

Периодичность технического обслуживания — время между последовательно проводимыми техническими обслуживаниями при плановой остановке оборудования.

Межремонтный период — время между двумя последовательно проведенными ремонтами машины независимо от их классификации, т. е. капитального или текущего.

Наши рекомендации