Онятие крестьянского (фермерского) хозяйства
Действующее гражданское законодательство (ст.2) к субъектам права относит граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Указанная правовая норма содержит исчерпывающий характер, соответственно «размывается» возможность отнесения крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) к разновидностям субъектов права. Это обстоятельство подтверждено как на законодательном уровне, так и многочисленными утверждениями ученых – цивилистов о существовании крестьянских (фермерских) хозяйств в двух организационно - правовых формах. В своих предыдущих работах, автор настоящей статьи также обращала внимание на отсутствие единой организационно - правовой формы К(Ф)Х, что создает определенные разногласия в существовании и деятельности КФХ.
Интересным представляется взгляды О.С. Иоффе, считавшего, что с точки зрения гражданского права колхозный двор не может быть признан ни юридическим лицом, ни особым субъектом права, поскольку двор не обладает обособленным имуществом, а образующая его группа людей не выступает как единое целое, его члены объединяются не регистрацией, а семейно- трудовой общностью. По этим причинам колхозный двор не образует правосубъектного единства, что является обязательным для участия в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта. Подводя итог сказанному автор заключает, что « с гражданско- правовой точки зрения колхозный двор- явление многосубъектное»[1].
Многие ученые цивилисты придерживаются аналогичных позиций, не признавая современное крестьянское (фермерское) хозяйство самостоятельным субъектом права. Так, Е.А. Суханов и М.И. Брагинский предлагают рассматривать его как многосубъектное объединение, простое товарищество[2].
По мнению Г.В. Чубукова и А.А. Погребного, крестьянское хозяйство является особым субъектом права. Авторы обращают внимание на то, что хозяйству не нужен статус юридического лица, так как имущественными правами обладают его члены[3].
Иную позицию занимает Ю.К. Толстой, указывая на уязвимость формы – «крестьянское хозяйство»- юридическое лицо, открытость вопроса о праве, на котором имущество закрепляется за самим хозяйством, автор, не высказывая соображений о природе крестьянского хозяйства, делает вывод об отсутствии у него признаков особого субъекта права. Однако он предполагает, что «в конкретных условиях куда более жизнеспособным окажется именно крестьянское хозяйство, не выступающее в маске юридического лица»[4].
В заключении стоит отметить, что крестьянское (фермерское) хозяйство отличается свойственными только ему признаками, позволяющими отнести его не к особому субъекту права, а считать его отдельным субъектом права.
2. Право на создание фермерского хозяйства. Соглашение о создании и имущество фермерского хозяйства
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Оно принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашение между ними не установлено иное. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат, однако он имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в общей собственности на имущество фермерского хозяйства.
Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Крестьянское фермерское хозяйство на территории РФ может быть оформлено, как организация либо как физическое лицо (индивидуальный предприниматель). И в первом и во втором случае для оформления деятельности требуется регистрация в налоговых органах, а также сбор необходимой для работы разрешительной документации — санитарно-эпидемиологических, от ветеринарных, экологических служб. При регистрации КФХ заявитель вправе сразу выбрать режим налогообложения, в том числе специальный – налог для сельхозпроизводителей или упрощенную систему налогообложения, которые будут применяться с момента регистрации КФХ.
В зависимости от выбранной системы налогообложения будет вестись бухгалтерский учет – УСН, ЕСХН (единый сельскохозяйственный) или НДФЛ (общий налог). Прекращение деятельности фермерского хозяйства, в соответствии с нормами Федерального закона осуществляется: если в течение года выделенный участок земли не использовался по назначению; в связи с банкротством хозяйства; если не осталось наследников, которые бы хотели продолжить бизнес; если участники хозяйства выразили такое желание; по другим причинам, предусмотренным законодательством. Решение о прекращении деятельности фермерского хозяйства принимается органом, ранее его зарегистрировавшим.
Все споры, возникающие в ходе ведения деятельности или ее прекращения, рассматриваются в Арбитражных судах. В случае ликвидации хозяйства, все имущество реализуется в целях выплаты заработной платы наемным работникам, оплаты платежей в государственный бюджет, для возврата кредитов, оставшиеся средства делятся между членами хозяйства.