Трассирование в местностях, подверженных снежным заносам
При трассировании железной дороги в снегозаносимых районах сравнивают варианты, обеспечивающие отсутствие ежегодных затрат по снегоборьбе - или их минимальные размеры в процессе эксплуатации и требующие той или иной активной защиты от заносов. В вариантах первой группы незаносимость земляного полотна достигается соответствующим проектированием трассы и связана с неизбежным увеличением объемов земляных работ, а в отдельных случаях и удлинением линии. В вариантах второй группы незаносимость обеспечивается устройством и содержанием снеговой защиты (переносные щиты, постоянные заборы, лесопосадки и т. д.) и значительными ежегодными расходами по очистке пути от снега.
Расчеты незаносимых насыпей и выемок выполняются по данным дополнительных зимних изысканий в период максимального накопления снежного покрова с обязательным промером высоты снежной толщи [129]. При проведении специальных зимних изысканий должен быть выявлен характер распределения снежного покрова с целью выбора наименее заносимой трассы.
При трассировании и проектировании железной дороги в снегозаносимых районах учитывают следующее:
1) В открытой равнинной или слабо пересеченной местности наиболее удачным по условиям предохранения от заносов является положение трассы, при котором отклонение ее от направления господствующих метеле-поземковых ветров не превышает 30°. В этих условиях бровка насыпи должна быть, как. правило, не ниже расчетной толщины снежного покрова, короткие выемки. (300—400 м) на прямых участках продуваются и не требуют ограждения снегозащитными средствами.
В местах, где трасса и направление господствующих метеле-поземковых ветров составляют угол более 30°, бровка насыпей должна возвышаться над уровнем расчетной толщины снежного покрова не менее чем на 0,5 м; длину выемок необходимо по возможности сокращать и для всех выемок предусматривать постоянную снеговую защиту.
Раскрытие мелких выемок (до 2 м) на ширину 20 м не делает их снегоне-заносимыми. Господствующее направление метеле-поземковых ветров к трассе железной дороги определяется построением диаграмм (роз) переноса снега,, показывающих количество (объем) снега (в м3 на 1 пог. м), перенесенного ветром в течение зимы по различным направлениям
2)Наиболее подвержены заносам участки трассы, расположенные на под
ветренных склонах и в пределах нижней трети наветренного косогора. Насыпи
на открытых наветренных склонах косогоров (за исключением расположенных
у подошвы косогора) при отсутствии препятствий, снижающих скорость ветра,
как правило, снегом не заносятся; чем выше расположена трасса на косогоре,
тем сильнее она продувается.
3)Участки дороги, расположенные на кривых, подвержены снежным зано
сам в большей степени, чем в пределах прямых. Особенно следует избегать вые
мок на кривых.
4)При наличии попутных трассе лесных массивов и лесопосадок наиболее
желательным является размещение линий внутри таких защит. При располо
жении трассы на границах лесных насаждений или застроек желательно разме
щать ее с подветренной стороны на расстоянии, равном примерно 10—12-крат
ной их высоте.
5)Водоразделы хорошо продуваются ветром и на них не накапливается зна
чительный снежный покров, но метели и поземки там чаще, чем в долинах, и,
отличаются интенсивностью, поэтому в таких условиях особенно рекомендуется
проектировать незаносимое земляное полотно.
6)При трассировании по широким долинам целесообразно прокладывать
трассу на расстоянии не ближе 50—60 м от подошвы ближайших возвы
шенностей.!
7)При укладке трассы следует обходить понижения (ложбины, котлованы),,
которые сильно заносятся снегом, или пересекать их по кратчайшему направ
лению. Попутные глубокие балки и овраги следует обходить с подветренной
стороны, так как они являются естественными препятствиями, задерживаю
щими часть переносимого снега.
8)В горной и пересеченной местности трассу рекомендуется укладывать
преимущественно долинным ходом, по надпойменным террасам и наветренным
пологим склонам, избегая подошвы. При прочих равных условиях
трассировать следует по склонам и террасам южной экспозиции, где, как
правило, имеются более благоприятные грунтовые и гидрогеологические
условия.
9)Проектирование линии по косогору желательно насыпями; прорезных
выемок следует избегать, более целесообразны полувыемки, создающие благоприятные условия для очистки пути от снега