II. Передвижение по ледяным, фирновым и снежным склонам

Основные указания. Как правило, путь на ледниках выбирается по берегу, боковым или срединным моренам. На лед переходят там, где путь по моренам труден или невозможен.

При наличии скрытых трещин или при необходимости пересекать сеть открытых трещин, нужно всегда идти в связке.

Связка по трое — самая употребительная на леднике. Но это минимум, так как два человека должны напрягать все силы, чтобы спасти провалившегося в трещину.

При движении в ледниках двойная петля по сравнению с простой петлей для груди представляет существенное преимущество и должна всегда там употребляться.

Плечевая петля высоко держит узел, благодаря чему неприятное давление на живот и бедра устранено. При катастрофе исключена возможность выпадения из плечевой петли или же перекувыркания.

Путь на льду нужно выбирать по более плоской, менее растрескавшейся части ледника и по далеко простирающимся лощинам.

Расстояние от одного альпиниста до другого должно быть не менее 8 метров. Веревка не должна слишком сильно натягиваться или, наоборот, волочиться по снегу. Ее держат при помощи ручной петли (рис. 20), которую каждый из идущих сзади туристов завязывает себе приблизительно в одном метре от грудной петли. Свободные петли можно собирать в руку только в некоторых определенных случаях, например при перепрыгивании трещин.

II. Передвижение по ледяным, фирновым и снежным склонам - student2.ru

Рис. 20.

Первым через ледник идет самый опытный из группы. Он следит, нет ли скрытых трещин, и ледорубом исследует почву.

Опасно ступать на то место, куда ледоруб может быть воткнут во всю свою длину.

Опасно идти всей группой по одному следу, вдоль одной трещины, например при обходах.

Расположение туристов в связке при приближении к скрытым трещинам должно быть ступенчатым (рис. 21).

II. Передвижение по ледяным, фирновым и снежным склонам - student2.ru

Рис. 21.

Особенно важно соблюдать ступенчатый порядок продвижения при возможной встрече продольных (по движению) трещин. При этом следует избегать, чтобы все участники связки одновременно приближались к скрытой продольной трещине. Тот, кто следует позади, должен еще внимательнее следить за тем, кто идет впереди. Все должны следить, чтобы веревка находилась в поперечном положении по отношению к направлению трещины.

Когда первый остановился, должны остановиться и все остальные. Во время коротких остановок для отдыха некоторое расстояние между отдыхающими все же должно соблюдаться. При обходе трещины или прыжках необходимо считаться с тем, кто идет позади. О необходимых прыжках через трещины нужно сообщать сзади идущему.

Появляющиеся по бокам маршрута трещины предупреждают о необходимости усилить бдительность. Длительный наклон в снежном покрове — явный признак скрытой трещины, так же как и более темная полоса снега или полоса мелкого снега в фирне. При переходе первым какого-либо опасного или подозрительного места он должен предупредить об этом сзади идущих, высоко подняв ледоруб.

Переход чрез трещину. Трещины должны переходиться по возможности в перпендикулярном направлении по отношению к направлению самой трещины.

Если есть снежные мосты, то можно перейти по ним, но только очень осторожно, на веревке, и ступая как можно легче. Когда ледоруб легко втыкается во всю свою длину в мост, рекомендуется переползать мостик на животе. На мостике никогда не должно находиться больше одного человека. Грузоподъемность снежных мостов зависит от качества снега: рыхлый ли он, только что выпал или уже смерз, а равным образом и от погоды.

При южном ветре мосты менее надежны, чем при северном. Грузоподъемность снежных мостов может сразу резко снизиться. Например мост, который рано утром после холодной ночи вполне надежен, к полудню уже больше к переходу не годится.

Весной и ранним летом мосты более безопасны, чем зимой. Ранней зимой снежные мосты особенно неблагоприятны для перехода (Э. Керн).

Чтобы правильно оценить возможность перехода через мост, рекомендуется рассмотреть его сбоку.

Охранение при переходе через снежные мостики. Прежде всего, товарищи, стоящие на охранении, должны выбрать для этого надежное место в каком-либо естественном углублении или же в углублении, вытоптанном или вырубленном ими самими. Обычно для охранения применяется ледоруб, глубоко воткнутый в снег или лед (см. охранение на льду и фирне). Одной рукой охраняющий держит ледоруб, а другой понемногу отпускает веревку, один раз обвитую вокруг ледоруба у самой почвы.

Что делать, если мост при переходе обвалится? Пострадавший должен тотчас же широко раскинуть руки, чтобы по возможности удержаться на краю трещины. Кто провалится только одной ногой, не должен оставаться стоять, а наоборот — броситься ничком на лед вперед или назад.

Переход через бергшрунды. Бергшрунды тянутся большей частью восходящей и нисходящей линией вокруг всего горного массива, и переходить их следует там, где проходят стоки воды, или у продольных изгибов.

Мостики через них следует переходить с величайшей осторожностью. Иногда рекомендуется их даже переползать.

Если верхний край узкого открытого бергшрунда имеет форму отвесного обрыва, то его преодолеть можно с помощью ледоруба, который втыкается в стену отвесно. В этом случае при лазании надо цепляться и руками и ногами.

При переходе через бергшрунд необходимо всегда связываться. В особенности надо следить за скатами и стоками наверху бергшрунда из-за опасности падения камней и льда.

Спасание провалившегося в ледниковую трещину. Спокойная и энергичная работа — главное условие для успешного спасания пострадавшего. Только один человек распоряжается.

Охраняющий глубже втыкает в снег ледоруб, на котором он держит провалившегося. При рыхлом снеге или тогда, когда ледоруб не входит глубоко в почву, охраняющий должен еще держать ледоруб крепко за головку. Третий должен на веревке осторожно приближаться к месту обвала, чтобы снестись с пострадавшим и выяснить размеры трещины, ширину, глубину ее и т. п.

Провалившийся должен, конечно если он в состоянии, укрепиться на каком-либо выступе. Край трещины, откуда будет вытащен провалившийся, не должен нависать. Нависающие края льда должны быть осторожно удалены, но так, чтобы не ранить и не задеть упавшего товарища. Спасание упавшего проводится способом петли Прусика.

Если он ранен, ослаблен или без сознания, его вытаскивают двое или трое товарищей, наматывая веревку вокруг вбитых в лед ледорубов.

Если провалившийся, вопреки всем правилам, не в связке, то прежде всего ему нужно кинуть шнур или веревку, чтобы он привязался и не скатился дальше, или спуститься вниз и привязать его к веревке.

Подъем и спуск по снегу и фирну. На мягком снегу или насте, для того, чтобы не увязать в снегу, нужно поднимать ногу не слишком высоко — вернее, протаскивать ее вперед, ставить ее медленно и осторожно всей подошвой и лишь после этого переносить на нее равномерно распределенную тяжесть тела. В глубоком мягком снегу проваливание можно уменьшить, топая недогруженной ногой несколько раз по одному месту и уплотняя снег, пока для ноги на получится опора из более твердого снега.

По крутым снеговым и фирновым склонам следует для сбережения сил подниматься зигзагами. При этом нога ставится, как при всякой боковой ходьбе, боком и кантуя склон. В случае большой крутизны склона альпинисту приходится идти прямо по снегу, обратившись лицом к горе.

По глубокому снегу, обычно даже при незначительной крутизне, бывает лучше идти в лоб. На лавинных склонах это является мерой предосторожности, которой нельзя пренебрегать.

На крутом мягком снеге шаги — и при подъеме и при спуске — должны быть возможно более глубокими, так как нога часто находит твердую опору лишь в более нижних, старых или на размякших слоях снега.

Спуск по снегу, даже при большом уклоне, нужно, как правило, производить в прямом направлении, т. е. в направлении текущей воды. При этом держать корпус по возможности прямо, сильно наступать каблуками на снег, немного подымая вверх носок ноги.

По очень крутым снежным кулуарам, очень крутым снежным склонам и по коротким снеговым стенкам нужно спускаться, обратив лицо к склону. В этом случае при каждом шаге вставляют по возможности глубже в снег носок вытянутой вниз ноги, причем очень важно, чтобы сам носок был немного приподнят вверх. Глубоко воткнутый в снег ледоруб служит опорой в момент движения корпуса вниз.

Во всех случаях, когда ступени в снегу используются несколькими лицами, и особенно тогда, когда группа собирается вернуться тем же путем, каждый участник обязан беречь ступени и оставлять их в хорошем состоянии следующему за ним товарищу. Новички часто приводят ступени в негодность, чрезмерно надавливая на них и тем самым растаптывая их, превращая из горизонтальных в наклонные.

Кошки. Даже при незначительном уклоне на гладком и смерзшемся снегу, на обладающем твердостью кости фирне и на проступающем голом льду не может удержаться подбитый гвоздями ботинок. В этих случаях приходится прибегать к помощи кошек, которые дают ноге твердый упор и позволяют вполне безопасно преодолевать склоны крутизной до 50°.

На кошках идут, как обычно, подымаясь либо наискось, либо в лоб. Экенштейн советует преодолевать крутые ледовые участки, подымаясь но прямой линии, но с ногами, поставленными боком. При этом сперва переставляют выше обращенную к горе ногу, за ней подымают весь корпус и затем подтягивают внешнюю ногу, ставя ее совсем рядом с внутренней.

При ходьбе на кошках нужно внимательно следить за тем, чтобы все зубья равномерно вонзались в снег. Для этого на крутых склонах приходится сильно гнуть ногу в щиколотке, чтобы ступать на склон всей подошвой (рис. 22). Новички часто делают ошибку: не имея достаточного доверия к кошкам, они слишком пригибаются к склону. Благодаря этому не все зубья уходят в снег, и полезное действие кошек уменьшается. Доверять весь свой вес отдельным зубьям неразумно, хотя бы потому, что в конечном счете не исключена возможность излома одного из зубьев.

II. Передвижение по ледяным, фирновым и снежным склонам - student2.ru

Рис. 22.

Основные правила рубки ступеней. 1. Ступени вырубаются двумя руками или одной, движением предплечья. Сила удара — в весе падающего ледоруба. Корпус в рубке не должен участвовать — это лишняя трата сил, и можно потерять равновесие вовремя рубки корпус обычно держится несколько боком к склону, ноги должны быть в устойчивом положении.

2. Ледоруб прикреплен к кисти руки петлей (рис. 23).

3. Вначале наносятся удары, намечающие ступень (горизонтальные). Затем ударами сверху вырубается сама ступень.

4. Удары по льду наносятся клювом. Расчищается ступень лопаткой ледоруба. В фирне ступень вырубается лопаткой.

5. Обычно для каждой ноги вырубается отдельная ступень.

6. Ступени идут загзагами. На повороте вырубаются подряд одна ступень для внутренней ноги и две ступени для наружной ноги (рис. 24) или одна ступень для обеих ног — «лоханка».

7. Для отдыха вырубается «лоханка».

8. Расстояние между ступенями 30—40 см вверх и 40—50 см по горизонтали.

9. Альпинисты, рубящие ступени, сменяются обычно на каждом зигзаге.

II. Передвижение по ледяным, фирновым и снежным склонам - student2.ru

Рис. 23.

II. Передвижение по ледяным, фирновым и снежным склонам - student2.ru

Рис. 24.

Как правило, следует при рубке ступеней обеспечивать охранение.

Рубка ступеней является мастерством, требующим определенного навыка, наличия физических сил, выдержки, подвижности, ловкости и владения равновесием. Основная задача заключается в том, чтобы тратить по возможности меньше сил (рис. 25). При рубке двумя руками обращенная к склону рука, как правило, должна лежать снизу. Особенной осторожности требует рубка ступеней там, где лед лежит толстым пластом на скале, так как в этом случае при слишком сильном ударе весь ледяной покров может отскочить и отвалиться вниз вместе со стоящими на нем. Ступенька, вырубленная в стекловидном, хрупком льду, может быть совершенно разрушена одним неправильным, в особенности слишком сильным ударом.

На очень крутых и опасных склонах разрабатывать ступени надо с большой тщательностью и придавать им достаточные размеры. В сравнительно безопасных местах достаточно поверхностного выбивания. На твердом фирне, смерзшемся снеге, особенно на насте, часто оказывается возможным выламывать лопаткой ледоруба продолговатые куски верхнего снежного покрова и ставить ногу в полученные таким образом отверстия.

II. Передвижение по ледяным, фирновым и снежным склонам - student2.ru

Рис. 25.

На склонах, по которым стекает вода, и на ледяных поверхностях, покрытых струйками воды, следует вырубать ступени с таким расчетом, чтобы они ненаполнялись водой, или же делать их так, чтобы вода могла стекать с них.

Если на льду лежит размякший, ни с чем не скрепленный снег, то его нужно предварительно удалять.

Необходимо обращать внимание на то, чтобы площадка ступени ни в коем случае не была наклонной в наружную сторону и была по возможности горизонтальной. Подошва и каблук должны находиться на одинаковой высоте, причем допустимо, чтобы последний стоял немного выше. Остающийся непосредственно над площадкой лед следует обрубать по возможности вертикально, так как он в случае нависания выталкивает ногу из ступени, а при спуске мешает попадать в нее ногой.

На особенно крутых ледяных участках случается, что зацепка ледорубом оказывается недостаточной и приходится вырубать захваты для рук («карманы»). При этом иногда рубку захватов можно производить одной только рукой. «Карманы» помогают также сохранять равновесие при рубке ступеней.

Рубить ступени ниже себя является очень утомительной, трудной и небезопасной работой, при которой легко можно потерять равновесие.

При спуске по очень крутым, но коротким ледяным участкам можно иногда избежать рубки ступеней вниз, спускаясь по веревке, как со скалы, или же спустив на веревке одного из спутников в кошках, который вырубает затем ступени, подымаясь вверх.

Охранение на льду и фирне. Охранение на льду и фирне обеспечивается:

1. При помощи забитого в твердый лед крюка. Это — самое надежное охранение.

Веревка протаскивается через карабин.

2. При помощи воткнутого в фирн штычка ледоруба. Веревка обвивает ледоруб у самого льда, кругом охватывая древко. Головка нажимается рукой.

3. С вырубленной площадки для ног, через плечо и корпус (обычный прием на мягком фирне), или пропуская веревку вокруг вырубленного в твердом льду столбика.

Охранение на ледяных склонах. Передвижение не крутым ледяным склонам и стенам требует большой осторожности, продвигается вперед только один человек из связки, а остальные его охраняют.

Для идущего первым при подъеме, а при спуске — для идущего последним, нет надежного способа охранения, исключая употребления крючьев.

Веревку не следует сильно натягивать. Она должна с легким изгибом бежать через лед, чтобы охраняющий во время движения от ее тяжести или от рывка не потерял равновесия.

Если охраняемый упадет, то охраняющий должен начать пружинить согнутой рукой.

Охранение на фирновых склонах. Как только на фирновом склоне появляется опасность поскользнуться, то начинают подниматься по очереди: один идет, а двое других его охраняют. Порядок следования таков: первым поднимается связанный в середине веревки. Он охраняет поднимающихся к нему, по очереди. Затем охраняемый ими вновь поднимается вверх.

Вбивание ледоруба. Чтобыкак можно глубже вбить ледоруб в фирн, надо действовать следующим образом: вбить древко ледоруба, дать ледорубу вращательное движение, вытащить древко ледоруба до половины и снова вбить. Второе и третье движение нужно повторять до тех пор, пока не будет слышно, что ледоруб дошел до льда (рис. 26), или же пока не остался на поверхности только небольшой его отрезок, в ладонь вышиной.

II. Передвижение по ледяным, фирновым и снежным склонам - student2.ru

Рис 26.

Поскользнувшийся на крутом склоне при съезжании или при каком-либо другом случае должен тотчас же одной рукой схватить ледоруб за головку, другой рукой схватиться пониже за древко, повернуться лицом к склону и втыкать в снег клюв или лопатку ледоруба, держа егона высоте плеча. Ноги нужно расставлять (рис. 27.) Всем этим приемам нужно выучиться предварительно на безопасном месте.

II. Передвижение по ледяным, фирновым и снежным склонам - student2.ru

Рис. 27.

Снежные карнизы. Карнизы — это большие кучи снега с выступающими вперед навесами, которые находятся на горных хребтах, над отвесами. Так как они легко обрушиваются, то входить на них всегда опасно.

С наветренной стороны эти карнизы трудно различимы. К предполагаемому в каком-либо месте карнизу нужно подходить под прямым углом, обязательно связавшись и обеспечив страховку, так как иначе вся группа может очутиться в опасном положении.

Никто не должен подходить к самому краю карниза. Дорогу вдоль хребта с возможными карнизами нужно пролагать в нижней части предполагаемого карниза.

Веревкой связываться надо на довольно большом друг от друга расстоянии. Если карнизный хребет ведет зигзагом, то особо осторожным следует быть при перепрыгивании. Если один обрушится, то следующий за ним товарищ спрыгивает в обратную сторону хребта.

***

При подъеме по ледниковым и твердым фирновым склонам нужно руководствоваться, в зависимости от крутизны ската, следующим:

1. При крутизне до 40° можно подниматься без кошек и без ледорубной работы — зигзагами или по более пологому склону в лоб.

2. При крутизне 40—50° одевать кошки, подниматься зигзагами, ступни ног расставлять в стороны. При траверсировании ступня наружной ноги повертывается носком книзу, ступня другой ноги становится прямо по направлению траверсирования.

3. При крутизне 50—60° вырубать ступени, идти на кошках.

4. При крутизне 60—70° вырубать во льду ступени и захваты для рук.

На пологих склонах (относительно) ступеньки намечаются небольшие, двумя-тремя легкими ударами ледоруба. На большой крутизне ступени рубятся более тщательно.

Наши рекомендации