Припоминание теоретического материала
29.12.2014
Русский язык
3-Б класс
Тема. Произношение и обозначение на письме безударных гласних в корне слова. Диктант
- Сегодня на уроке мы закрепим уже имеющиеся у нас знания по теме “Состав слова”. Будем образовывать новые слова. Как вы думаете, зачем нужно учиться образовывать новые слова?
(Это необходимо для того, чтобы наша речь была красивой, многообразной, грамотной.)
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. А начнем мы с минуток красивого письма.
III. Чистописание
1. Буквенный диктант.
- Выпишите безударные гласные, которые спрятались в словах.
Смельчак, связать, кричать, дрожать, далекий, тяжелый, воздушный, мирить, пастух, веселый.
- В какой части слова стоят безударные гласные?
(Безударные гласные стоят в корне слова.)
Как проверить безударную гласную в корне слова?
(Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Например, волна' – во'лны. Или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне. Например, смельча'к – сме'лый.)
- Назовите безударные гласные в корне, которые нужно проверять?
(Безударные гласные А, Е, И, Я, О нужно проверять.)
-Напишите эти буквы в соединении, как показано на примере.
2. Разбор слов по составу.
Лыжи, лыжня, лыжник |
-Что вы можете сказать об этих словах?
(Эти слова однокоренные.)
-Докажите.
(Они имеют общий корень -лыж- и близкие по смыслу. Лыжи – это плоские деревянные дощечки для хождения по снегу. Лыжня – след, накатанный лыжами. Лыжник – человек, который катается на лыжах.)
-При помощи какой части слова образованы слова лыжня лыжник?
(При помощи суффикса.)
-Что еще вы можете сказать о словах?
(Это все существительные.)
-Докажите.
(Слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? (лыжник), что? (лыжи, лыжня).)
-Запишите красиво и аккуратно слова в тетрадь. Самостоятельно разберите их по составу.
-С чего вы начали разбор слова по составу?
(Сначала выделили в слове окончание, затем основу, корень слова, суффикс.)
Работа с предложением
-Нам предстоит поработать с предложением.
Лыжня привела ребят к домику лесника. |
-Запишите предложение в тетрадь каллиграфическим почерком.
Подчеркните грамматическую основу предложения.
Что мы называем грамматической основой?
(Грамматическую основу предложения составляет подлежащее и сказуемое.)
-Что такое подлежащее?
(Подлежащее – это главный член предложения. Обозначает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?)
-Что такое сказуемое?
(Сказуемое – это главный член предложения, показывает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы: что делает?, что сделает?)
-Как называются остальные члены предложения?
(Второстепенные члены предложения.)
- Установите связь слов в предложении.
-Найдите в предложении слово с приставкой. Выделите приставку.
Словарная работа
-Восстановите слова. Выделите во всех словах основу.
Припоминание теоретического материала
Сейчас проведём блиц-турнир.
Блиц-турнир – значит надо отвечать быстро, четко и постараться безошибочно.
· Из каких частей состоит слово? (Из корня, основы, приставки, суффикса и окончания.)
· Какая часть самая главная? Почему? (Корень – это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных слова.)
· Что такое корень слова? (Корень – это общая (одинаковая) часть однокоренных слов.)
· Как определить в слове корень? (Нужно подобрать несколько родственных слов, найти у них общую часть. Она и будет корнем.)
· Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)
· Как найти окончание в слове? (Необходимо изменить слово. Часть, которая изменяется и будет окончанием.)
· Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении.)
· В каждом ли слове есть окончание? (Нет. Не в каждом. Её нет, например, в словахкот, человек.)
· Что такое основа слова? (Основа – это все слово без окончания.)
· Как образуются однокоренные слова? (Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов.)
· Что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
· Как безошибочно определить в слове приставку? (Для того чтобы правильно выделить в слове приставку, нужно правильно определить в слове корень, так как приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. Или можно подобрать родственное слово с другой приставкой или родственное слово без приставки.)
· Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых сло.)
· Что нужно знать, чтобы правильно выделять суффикс в слове? (Нужно соблюдать порядок разбора слов по составу, потому что, если в слове правильно найдено окончание, верно обозначен корень, то можно без труда выделить суффикс.)
· В какой последовательности выполняется разбор слова по составу. (Окончание, основа, корень, суффикс, приставка.)