Сведение матричной игры к модели линейного программирования
В рассмотренной выше задаче игра задавалась платежной матрицей, которую сводили к модели линейного программирования. И, наоборот, задача линейного программирования может быть сведена к матричной игре.
Если задача линейного программирования имеет вид
при ограничениях:
то матричная игра определяется платежной матрицей размера (т + п + 1) вида где А — матрица коэффициентов при неизвестных системы ограничений задачи линейного программирования; В — матрица свободных членов; С — матрица коэффициентов при неизвестных целевой функции; Аt, Bt, Ct — транспонированные матрицы А, B, С.
Если задача линейного программирования имеет вид
при ограничениях:
то матричная игра определяется платежной матрицей размера (т + п + 1) вида
Пример 4. Построить матричную игру, заданную задачей линейного программирования
при ограничениях:
Решение. Обозначим:
Транспонированные матрицы:
Ответ. Игру, определяемую данной задачей линейного программирования, можно записать матрицей
31.5. Игры с "природой"
В рассмотренных выше матричных играх предполагалось, что в них принимают участие два игрока, интересы которых противоположны. Поэтому действия каждого игрока направлены на увеличение выигрыша (уменьшение проигрыша).
В некоторых задачах, приводящихся к игровым, имеется неопределенность, вызванная отсутствием информации об условиях, в которых осуществляется действие (погода, покупательский спрос и т.д.).
Эти условия зависят не от сознательных действий другого игрока, а от объективной действительности. Такие игры называются играми с природой.
Человек в играх с природой старается действовать осмотрительно, второй игрок (природа, покупательский спрос) действует случайно.
Условия игры задаются матрицей (aij)mxn .
Имеется ряд критериев, которые используются при выборе оптимальной стратегии.
1. Критерий Вальде. Рекомендуется применять максиминную стратегию. Она достигается из условия max min aij и совпадает с нижней ценой игры.
Критерий является пессимистическим, считается, что природа будет действовать наихудшим для человека образом.
2. Критерий максимума. Он выбирается из условия max max aij
Критерий является оптимистическим, считается, что природа будет наиболее благоприятна для человека.
3. Критерий Гурвица. Критерий рекомендует стратегию, определяемую по формуле
Max{α max aij + (1-α) max aij}? где α — степень оптимизма — изменяется в диапазоне [0, 1].
Критерий придерживается некоторой промежуточной позиции, учитывающей возможность как наихудшего, так и наилучшего для человека поведения природы.
При α = 1 критерий превращается в критерий Вальде, при α = 0 — в критерий максимума.
На α оказывает влияние степень ответственности лица, принимающего решение по выбору стратегии. Чем хуже последствия ошибочных решений, больше желания застраховаться, тем а ближе к единице.
4. Критерий Сэвиджа. Суть критерия состоит в выборе такой стратегии, чтобы не допустить чрезмерно высоких потерь, к которым она может привести.
Находится матрица рисков, элементы которой показывают, какой убыток понесет человек (фирма), если для каждого состояния природы он не выберет наилучшей стратегии.
Элемент матрицы рисков (rij) находится по формуле rij= max aij- aij, где maxаij — максимальный элемент в столбце исходной матрицы.
Оптимальная стратегия находится из выражения