Характеристика объекта свода правил
Пояснительная записка
к первой редакции проекта свода правил
СП «Городские автотранспортные тоннели и путепроводы
тоннельного типа. Требования пожарной безопасности»
Основание для разработки свода правил
Проект СП «Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа. Требования пожарной безопасности» разработан в соответствии с п. 1.3-12/Б1 плана НИОКР МЧС России на 2014-2016 гг.
Свод правил разработан впервые.
Характеристика объекта свода правил
Настоящий свод правил устанавливает требования по обеспечению пожарной безопасности автотранспортных тоннелей и путепроводов тоннельного типа при проектировании и строительство новых, а также реконструкции действующих автотранспортных тоннелей.
Настоящий свод правил распространяется на автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа располагаемые в городской черте.
Настоящий свод правил не распространяется на тоннели для смешанного движения безрельсового и рельсового транспорта, на тоннели для смешанного движения автотранспорта, пешеходов и велосипедистов.
Тоннели – капитальные сооружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации (более 100-150 лет). В течение этого срока они должны удовлетворять требованиям эксплуатационной надежности, обеспечивая безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность сооружения в целом и его составных частей, т.е. способность выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в определенных пределах, при заданных режимах работы и условиях использования сооружения, его технического обслуживания и ремонта.
Аварии в эксплуатируемых тоннелях, связанные с внезапным общим или частичным повреждением конструкций и оборудования, пожарами и взрывами, загазованностью воздуха, затоплением водой, часто приводят к длительному прекращению функционирования тоннеля, вызывают экономические убытки, а в некоторых случаях – травматизм и гибель людей.
Особую опасность для эксплуатируемых транспортных тоннелей представляют пожары и взрывы.
Разнообразные аварии в эксплуатируемых тоннелях во многих странах мира дают основание характеризовать тоннели как «зоны повышенного риска» для людей, находящихся под землей в узком замкнутом пространстве и зачастую неподготовленных к действиям по своему спасению.
Наконец, следует подчеркнуть, что в данный момент отсутствуют нормативные документы, касающиеся проектирования и строительства автотранспортных тоннелей в городской черте.
Отмеченные выше обстоятельства указывают на необходимость совершенствования отечественной нормативно-правовой базы и, в частности, разработки СП «Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа. Требования пожарной безопасности», направленного на обеспечение пожарной безопасности автотранспортных тоннелей при их проектировании и эксплуатации.
При разработке СП обобщены существующие положения отечественных нормативных документов, касающиеся вопросов обеспечения пожарной безопасности тоннелей, в части требований к генеральным планам; технологическому оборудованию, объемно-планировочным и конструктивным решениям, инженерному оборудованию, к системам противодымной и противопожарной защиты.
Данный свод правил будет распространяться на вновь проектируемые или реконструируемые объекты.
Проект СП «Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа. Требования пожарной безопасности» состоит из следующих разделов:
- требования пожарной безопасности к генеральному плану;
- требования к огнестойкости строительных конструкций;
- требования пожарной безопасности к объемно-планировочным решениям;
- требования пожарной безопасности по обеспечению эвакуации людей;
- требования пожарной безопасности к инженерным системам;
- организационно-технические мероприятия.