Стилистическая направленность в арх-ре сер. 19 века
Дворец в Косово
Был сожжен в 1943 г. партизанами, горел 10 дней. В 2008 г. началась его реставрация.
Коссово — город, расположенный недалеко от районного центра Ивацевичи, известен памятником архитектуры — дворцом Пусловских. Дворец этот был заложен в 1838 г. на западной окраине поселения как загородный усадебный ансамбль с большим парком.В строительстве дворца и разбивке парка принимали участие архитекторы Ф. Ящолд и В. Маркони. Дворец, обладая широко развитой композицией, свойственной классицизму, наделен крепостными башнями и башенками в духе готической старины, представляет романтическое течение в архитектуре середины XIX в.Подражательство художественным стилям прошлых веков отчетливо прослеживается на фасадах. Зубчатые завершения многогранных башен, оконные и дверные проемы стрельчатого очертания, щелеобразные, наподобие бойниц, прорези в стенах, карнизы, похожие на крепостные машикули, и другие детали явились искусственным возвращением к архитектурным формам средневековья.Во время последней войны дворец сгорел, но и поныне он впечатляет своими размерами и экзотикой декоративных элементов.
Арх-ра дворца в Святске
Святск. Эта небольшая деревня близ Гродно, известна дворцовым ансамблем Валовича, построенным в 1779 г. (итальянский архитектор Джузеппе Сакко). Памятник можно отнести к эпохе расцвета барокко, но во многом уже чувствуется влияние классицизма.
Дворец и хозяйственные постройки расположены на местности, пересеченной прудами и каналами. Парк и водоемы образуют живописный фон. Комплекс состоит из трех корпусов: центрального и двух флигелей, объединенных полуциркульными галереями.
Парадная лестница, залы, гостиные и другие лучшие помещения сосредоточены в центральном корпусе дворца. Его планировка проста: средняя часть отведена под трехмаршевую лестницу и восьмигранный зал, в боковых частях собраны малые залы и кабинеты. Коридор, продольно разрезающий основной корпус дворца, переходит в полуциркульные галереи, ведущие к флигелям. Такая планировка обеспечивает удобную связь отдельных частей всего комплекса. В главном корпусе применен распространенный для дворцовых сооружений того времени прием композиции фасада с тремя ризалитами. Каждый из слегка выступающих боковых ризалитов отмечен спаренными пилястрами, между которыми расположено высокое полуциркульное окно. Венчаются боковые ризалиты изогнутыми фронтонами.
Боковым ризалитам в парковом фасаде противопоставлен пятигранный выступ главных залов. Эта часть дворца, украшенная пилястрами и завершенная фигурной крышей, трактуется как монументальный эркер. Подобный эркер с полукруглыми угловыми частями характерен для барокко.
Работы по внутренней отделке дворца в Святске продолжались до конца XVIII в. Панели стен, камины, двери, рамы для зеркал, консоли, вазоны, мебель и т. д. были сделаны по эскизам и под руководством Сакко. В отделке интерьера принимали участие и художники Т. Маньковский и А. Смуглевич.
Большая часть отделки дворца концентрировалась на втором этаже и носила черты как барокко, так и классицизма. Стены основного зала украшали колоннами, наличники дверей были покрыты изящным рельефом, а глубокие ниши вместили камины со скульптурами. В оформлении интерьера были применены два типа декорации — лепной и живописный. Последний занимал большое место и был разнообразен как по стилю, так и по тематике. В одних случаях стенная живопись изображала античные статуи, вазоны и ниши, в других — пейзажи.