Стилистическая норма. Стилистическая ошибка

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимается под стилистической нормой? Каковы ее составные компоненты? Почему в лингвостилистике нет единства в понимании этого явления?

2. Какое место занимает стилистическая норма в системе норм литературного языка? в системе коммуникативных норм?

3. Что составляет понятие стилистической компетенции? Как взаимосвязаны стилистическая норма и стилистическая компетенция носителя языка?

4. Что можно сказать о кодификации стилистической нормы? Зависит ли характеристика стилистической нормы от формы (письменная или устная) литературной речи?

5. Почему стилистическая норма исторически изменчивое явление?

6. Как решается вопрос о статусе стилистической ошибки (определение стилистической ошибки, разграничение стилистических и нестилистических ошибок, критерии подобного разграничения, речевые и стилистические ошибки, классификация стилистических ошибок)?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - М., 198О. - С. 233 - 235.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. §§ 59 - 64.

3. Онипенко Н.К. К вопросу о школьной классификации ошибок // РЯШ. 1987. 6.

4. Стилистика и литературное редактирование / под ред. В.И.Максимова. – М., 2004. С. 14 – 18.

5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. С 433 – 439.

Дополнительная:

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи.- М., 2002. Глава Y.

2. Кожевников А.Ю. “Продажная страсть княжны Мери”, или “Лучше попасть в лесу под разбойника” (о коммуникативных сбоях и неудачах в сочинениях школьников) // Аспекты речевой конфликтологии. - Спб., 1996. - С. 89 - 97.

3. Лаптева О.А. Слушаем радио и телевизор // РР. 1996. 4. - С.54 - 62.

4. Купина Н.А., Матвеева Т.В. Культура русской речи. - Свердловск, 1991. - С. 4 - 7.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. Норма. - С.337 - 338.

6. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.

7. Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся // РЯШ. 1984. 2.

ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Т.Г.Винокур в своей монографии “Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения” пишет о том, социокоммуникативная стилистика благодаря “человеческому ракурсу” анализа перешла от стиля языка “к стилю тех, кто говорит и пишет (говорит и слушает, пишет и читает)”. В связи с этим какие новые вопросы и аспекты, на Ваш взгляд, появляются в проблеме стилистической нормы?

Задание 2. Познакомившись с указанной литературой, определите, из чего складывается стилистическая компетенция носителя языка, что служит ее основой? Попытайтесь графически представить структуру стилистической компетенции.

Задание 3. Выделенные исследователями четыре типа внутринациональной речевой культуры - элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный - нуждаются в дальнейшей детализации и выявлении конкретных критериев для отнесения тех или иных актов речи, тех или иных носителей литературного языка к тому или иному типу (см. об этом подробно: О.Б. Сиротинина . Теоретические основы культуры речи и Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. Вып. 25. - Саратов, 1993. - С.6 - 19). Какое место в решении данной научно-практической проблемы Вы бы отвели стилистической норме? Свой ответ аргументируйте.

Примечание: Задание выполняется письменно.

Задание 4. Выполните упражнения 114, 116 (1 - 15), 117 в “Сборнике по стилистике русского языка А.К. Панфилова (М., 1989).

Примечание: при выполнении упражнения 116 можно использовать таблицу . Например:

Предложение с ошибками Тип ошибки, конкретное нарушение Исправленный вариант

Задание 5. Внимательно прочитайте статью А.Ю.Кожевникова, предложенную в рекомендуемой литературе. Какие новые аспекты обнаруживаются в ней при разговоре о квалификации и классификации ошибок в письменных работах учащихся?

Задание 6. Подготовьте сообщение (тезисно) на тему “ Речевая практика электронных средств массовой информации и тенденции в развитии литературной нормы”. (Используйте материалы статей , затрагивающих данную проблему, в журнале “Русская речь”, рубрика “Культура речи”).

Занятие 4

Понятие функционального стиля. Система ФС в современном русском языке.

Научный стиль.

Вопросы для обсуждения:

1. Что и с какими целями изучает функциональная стилистика?

2. Какие точки соприкосновения существуют у функциональной стилистики и лингвистики текста?

3. Что такое функциональный стиль? Какие стилеобразующие факторы участвуют в формировании ФС?

4. Какую структуру имеет ФС? Как реализуется в ней принцип жанрово-стилевого единства?

5. Существуют ли четкие границы между стилями? Если нет, то чем это объясняется?

6. Что представляет собой система ФС в современном русском языке?

7. Какие критерии положены в основу классификации? Едины ли исследователи в своих взглядах на природу и количество этих критериев?

Стилистическая норма. Стилистическая ошибка - student2.ru

1. Какие моменты в определении количественного состава ФС в современном русском языке являя ются дискуссионными?

2. Научный стиль.

а) Что является конструктивным принципом научной речи?

б) В чем специфика реализации информационной программы (рациональной, оценочной, прагматической) в научном стиле?

в) Какие жанры формируют ядро научного стиля? периферию?

г) В чем заключается специфика языковых средств научного стиля (лексических, словообразовательных, грамматических)?

10. В чем заключается функционально-стилевая специфика текстовых категорий в научном стиле?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Будагов Р.А. Что такое научный стиль? // РР. 1970. 2.

2. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. - М., 1976.

3. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981. - С. 21 - 23

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. §§ 39 - 41, 44 - 51, 106 - 115.

5. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. - Свердловск, 1990. - С. 21 - 61.

6. Стилистика и литературное редактирование / под ред В.И.Максимова. – М., 2004. С. 31 – 56; 98 – 114.

7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. С. 576 – 577; 581 – 583; 242 -247.

Дополнительная:

1. Девкин В.Д. Псевдоэкспрессия // Общие и частные проблемы функциональных стилей. - М., 1986.

2. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Выражение диалогичности в естественно-научных текстах // Стилистика текста в коммуникативном аспекте. - Пермь, 1987. - С. 146 - 152.

3. Котюрова М.П. Смысловая структура специфических периферийных текстов // Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. - Пермь, 1988. - С. 4 № 16.

4. Разинкина Н.М. О языковых особенностях текстов нежесткого типа (на материале научно-популярной литературы) // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. - Пермь, 1986. - С. 90 - 96.

5. Федоров А.В. О некоторых особенностях стиля научных работ Б.А. Ларина // Вопросы теории и истории языка. - Спб., 1993. - С. 49 - 55. (Индивидуальное сообщение).

ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Рассмотрите таблицу. Обсудите проблему выделения функциональных стилей современной русской речи на основе объективных факторов стилеобразования. Приведите аргументы в пользу выделения художественного стиля. Сформулируйте доводы против выделения художественного стиля в одном ряду с другими функциональными стилями. Приведите аргументы «за» и «против» выделения церковно-религиозного (проповедческого) стиля.

Наши рекомендации