Оставляющие судостроительной науки
Задачей судостроительной науки является теоретическое и экспериментальное изучение отдельных свойств судна, а также технических средств, обеспечивающих эти свойства.
При современном развитии техники судостроения детальное и глубокое изучение всего многообразия свойств судна было бы непосильной задачей для специалиста-судостроителя. В связи с этим в судостроении возникла дифференциация специальностей. Вначале эта дифференциация ограничивалась разделением специалистов-судостроителей (инженеров, техников) на две специальности: судокорпусную и судомеханическую.
В соответствии с этим велась подготовка специалистов. При этом специалисты судокорпусного профиля посвящали себя изучению проектирования и постройки судна в целом, а также изучению конструкций корпуса судна. Специалисты судомеханического профиля занимались изучением проектирования и постройки судовых механизмов.
В последнее время возникла необходимость в ещё большей дифференциации судостроительных специальностей. Важность вопросов организации труда и экономики производства потребовала подготовки инженеров-экономистов судостроительною профиля. Специфичность вопросов электрооборудования судов и широкое использование на них электричества привели к необходимости готовить специалистов по электрооборудованию судов. В военном кораблестроении достаточно широкой областью, требующей специального изучения, явилось вооружение кораблей.
В соответствии с основными судостроительными специальностями, все судостроительные науки можно подразделить на судокорпусные и судомеханические.
Главнейшими судокорпусныминауками являются теория корабля, строительная механика корабля, корабельная архитектура, проектирование судов, технология судостроения, экономика судостроения.
Наука о теории корабля, основанная на теоретической механике и теоретической гидромеханике, изучает законы равновесия и движения судна. Она подразделяется на статику корабля и динамику корабля. Первая из этих дисциплин изучает равновесие плавающего судна, т. е. такие его свойства, как плавучесть, остойчивость и непотопляемость. Вторая дисциплина — динамика корабля изучает законы движения плавающего судна. Динамика корабля подразделяется на следующие дисциплины: сопротивление воды движению судов; управляемость судов; качка и стабилизация судов; судовые движители; теория спуска судов.
Строительная механика корабля изучает вопросы прочности судна в целом (общая прочность), а также прочность и устойчивость отдельных судовых конструкций (местная прочность) при воздействии на них заданных внешних сил. Специфическим разделом строительной механики корабля является теория вибрация судов, которую обычно выделяют в отдельную дисциплину. Теория вибрации судов рассматривает вопросы прочности их конструкций в условиях быстро изменяющихся во времени периодических нагрузок.
Корабельная архитектура (или курс «Конструкции судов») изучает отдельные конструкции корпуса судна и его оборудования с точки зрения их соответствия эксплуатационным, навигационным и производственным требованиям.
Курс «Конструкции судов» слагается из трёх самостоятельных дисциплин. Первая из них «Конструкция корпуса судов» изучает разные виды конструкций корпуса и его отдельные детали; вторая — «Судовые устройства» — различные эксплуатационные устройства, как-то: рулевое, якорное, шлюпочное, грузовое, буксирное, швартовое и др.; третья — «Судовые системы» — системы трубопроводов судна, служащих для водоотлива, осушения, балластировки, тушения пожаров, водоснабжения, вентиляции и т. д.
Курс проектирования судоврассматривает методы и приёмы разработки проекта судна и проверки совместимости предъявляемых к нему требований.
Технология судостроениязанимается изучением различных свойств судостроительных материалов, специального оборудования, а также производственных процессов постройки судна и изготовления отдельных его деталей и оборудования; обычно она подразделяется на три самостоятельные дисциплины: технологию судостроительных материалов, специальное оборудование и постройку судов.
Экономика судостроенияизучает экономическую организацию судостроения как специальной отрасли промышленности, с точки зрения наивыгоднейшего использования капиталовложений и снижения себестоимости продукции.
Предметом изучения основных судомеханическихдисциплин являются судовые силовые установки, главные и вспомогательные судовые механизмы, электрооборудование судов, технология судового машиностроения, организация судового машиностроения, экономика судового машиностроения.
Первые четыре из названных дисциплин изучают теоретические основы, конструкции и методы проектирования различных судовых механизмов.
Судовые силовые установки— курс, изучающий основы проектирования и компоновки комплекса судовых механизмов, удовлетворяющего заданным эксплуатационным, навигационным и общетехническим требованиям и обеспечивающего, в первую очередь, требования ходкости, компактности и экономичности.
Главные судовые механизмы— ряд курсов, изучающих механизмы, служащие средствами движения корабля (паровые котлы, паровые турбины, газовые турбины, двигатели внутреннего сгорания).
Судовые вспомогательные механизмы—курс или ряд курсов, изучающих механизмы, обслуживающие устройства, системы, вооружение и главные судовые механизмы. В пределах этого курса изучаются насосы, вентиляторы, холодильные машины, опреснители морской воды и т. д.
Электрооборудование судов —курс, изучающий различные виды электрооборудования судов: судовые генераторы электроэнергии, канализацию тока, электроприводы, электроосвещение, элементы связи и радиолокации. Иногда в отдельный курс выделяется электродвижение судов.
Технология судового машиностроенияизучает материалы судового машиностроения и производственные процессы изготовления отдельных механизмов и их деталей. Особое внимание уделяется изучению оборудования для обработки материалов при изготовлении механизмов (станки, оборудование специальных цехов и др.).
Экономика судового машиностроения— курсы, назначение которых аналогично соответствующим дисциплинам судокорпусной специальности, определённым ранее.
Таков в общих чертах состав отдельных судостроительных дисциплин, из которых складывается наука о судостроении.
Заключение
Таким образом, эффективность использования судна (корабля) определяется его эксплуатационными (боевыми) и мореходными свойствами. Для того чтобы судно (корабль) обладало этими свойствами, необходимо тщательно изучить и грамотно применять научный аппарат судостроительной науки при его проектировании и постройке.
Литература
1. Фрид Е.Г. Устройство судна: Учебник. – Л.: Судостроение, 1990.
2. Допатка Р., Перепечко А. Книга о судах. Пер. с нем. - Л.: Судостроение, 1981.
3. Нечаев Ю.И., Царёв Б.А., Челпанов И.В. Профессия – судостроитель (Введение в специальность): Учебник. – Л.: Судостроение, 1987.
4. Кобылинский Б.В., Щипцов В.В., Челпанов И.В. Теория проектирования кораблей: Учебное пособие. – СПб.: ВМА, 2006.