Применение дерева и камня.
Дерево.
По свидетельству Страбона, вавилонские дома имели на крышах террасы, сложенные из стволов пальм и покоившиеся на пальмовых же столбах, причем последние, чтобы предупредить их от расщепления, охватывались ивовыми обручами, которые затем закрашивались, поверх штукатурки.
Можно предполагать, что убранство помещений декорацией в виде «органных труб», которая подражает стене, сплошь убранной пальмовыми стволами, применялось в Ассирии так же, как и в Египте.
Во дворцах пальмовые стволы верхних накатов заменялись балками из кедра и других ценных древесных пород. Надписи говорят о привозных сортах дерева в связи с навесами, в которых применялась кожа; очевидно речь идет о тентах на легких столбах, которые затеняли дворы царских жилищ.
Камень.
Камень клался как в Египте, не на связи, а в облицовках, что подчеркивает его ценность: облицовочные плиты были очень тонки (рис. 5).
Облицовка делалась толщиной лишь в одну плиту и связывалась с массивом здания кладкой, состоявшей из чередования плит, положенных на ребро и торцом. По внутренней стороне кладка велась уступами.
Из всех каменных строений наиболее сложна конструкция тех царских павильонов (рис 6), изображение которых мы встречаем на ассирийских рельефах. Эти павильоны были, по-видимому, квадратными в плане и имели высокие, сильно выступающие карнизы, которые могли быть сделаны только из камня путем налегания нависающих плит одна на другую.
Рис. 5 Рис. 6
Подробности применения камня твердых пород и гигантских монолитов.
В Месопотамии в эпоху, современную первым египетским династиям, дворцы, строительным материалом которых являлась глина, украшались диоритовой пластикой.
Статуи из Телло, стилистически значительно разнящиеся от одновременных египетских, хранят следы обработки широкими плоскостями. По-видимому, и в том и в другом случае эта характерная фактура есть результат одинаковой обработки камня, а именно с помощью пилы и песка. Моделировка достигалась теми же способами, что и в глиптике, известной в Месопотамии с древнейших времен.
В отношении ассирийского периода (VIII – VII вв. до н. э) вопрос о способах обработки камня уже отпадает: кладовые хорсабадского дворца были полны железными изделиями. А помимо того, обработка гипсового алебастра (мраморного известняка), применявшегося в ассирийских строениях, не требовала высококачественных инструментов.
Формы и пропорции.
Стены.
Прежде всего, следует отметить предвзятый консерватизм массивной постройки, стены которой были обыкновенно толщиной от 3 до 5, а часто даже и от 8 до 12 метров. Поперечный разрез городской стены доходил до 25 метров.
Укрепление стены обычно достигалось при помощи арматуры и контрфорсов. В Месопотамии при построении кирпичной стены через известные промежутки прокладывался слой тростника, обмазанный асфальтом. Что касается контрфорсов, которые появляются в развалинах Варка и Тело, а также и Хорсабада, то значительность их распространения доказывается их количеством и тщательностью их установки. В Месопотамии их цементировали асфальтом, контрфорсы Хорсабада представляли собой мощные быки, шириной 4-9 метров, выступающие на 1,5 или даже на 2,5 см.
В Ассирии стена не несла украшений, которые можно было бы назвать выкружкой; распушка, столь распространенная в Египте, здесь тоже отсутствует. Иногда украшения в виде вертикальных желобов подражают стене, сплошь забранной пальмовыми стволами, иногда граненые выемки напоминают глубокие отдушины, которые служили для освещения и вентилирования египетских жилищ.
На стенах зданий в Варке украшения в виде выступов были покрыты толстым слоем замешанной на рубленой соломе глины, инкрустированной терракотовыми гвоздями конической формы, головки которых были окрашены в желтый, черный и красный цвета. Эти гвозди располагались по рисунку в виде розеток, спиралей, шевронов (барботинная (налепная) техника, как в местной глиняной пластике, так и в архитектурных украшениях описанного типа).
В другом месте орнаментирование стены достигалось посредством глиняных трубочек, которые, будучи воткнуты в стену, расположены определенным образом, давали рисунок из черных точек.
Вовсе не встречаются карнизы; стена увенчивалась сложенными из кирпича зубцами.
Своды и опора.
Убранство арки в месопотамской архитектуре удивительно ясно подчеркивает ее структуру: то ее клинья остаются открытыми, то по ней проходит фриз из глазурованных кафлей, то архивольт из положенных постелью кирпичей подчеркивает кривую шелыги.
Нижние части опор делаются совершенно гладкими или иногда украшаются скульптурными изображениями фантастических животных, крылатых быков с человеческими головами, которые у евреев превратились в херувимов, а в Ассирии почитались как духи-охранители дворцовых входов (рис. 7). Демоны (ламассу) – духи-хранители человека, выражающие его индивидуальность. Согласно шумерско-аккадской мифологии отгоняли злых духов от жилища монарха. Демоны выглядели как крылатые львы или быки с мужскими головами. В IX-первой половинеVIIIвв. до н.э. они изображались пятиногими - своеобразная передача движения: входивший во дворец сначала видел 2 передние ноги спокойно стоявшего животного. Пришелец делал шаг вперед, направляясь во внутренние покои, и чудовище делало тоже шаг ему навстречу; теперь он видел животное в профиль; одной передней ноги не было видно, но зато появлялась пятая – шагающая нога, которая и создавала иллюзию движения статуи.
Рис. 7
Колонна.
Во дворце в Тело были найдены колонны пучкового типа, сделанные из кирпича (рис. 8). Колонна покоилась на квадратной базе. Неизвестно, чем она была увенчана. Вопрос о моменте возникновения упомянутых колонн до сих пор остается открытым. Одни исследователи считают, что появление колонн стоит относить к середине III тысячелетия до н.э., другие относят их к парфянскому времени. Последняя точка зрения может быть подтверждена тем, что в отдельных сооружениях позднепарфянского или сандинского времени можно встретить колонны аналогичной конструкции. Однако нельзя и отрицать, что в Древнем Вавилоне могли существовать конструктивные формы, просуществовавшие до парфянского времени.
Ассирийские рельефы дают изображения колонн с базами в виде львиных фигур. Раскопки в Нимруде подтверждают, что этот мотив действительно существовал в архитектуре.
Несколько колонн найдено в Хорсабаде и Нимруде (рис. 9); причем не удалось установить, какую роль они играли в здании. Их капители имеют шарообразную форму, и весьма часто их профиль неудачен. База представляет собой повторение капители. Ассирийские архитекторы, поступая подобно строителям первых христианских базилик, давали новое гибридное соединение капителей и стволов самого разнообразного происхождения. Балясины балюстрад на террасах – не что иное, как колонны с шарообразными капителями в уменьшенном виде.
В царских павильонах (рис. 6) мы имеем базы колонн, обработанные валом, и капители с валютами. Здание увенчано тонким архитравом и огромным карнизом, профиль которого имеет угол в 45 градусов. В базе уже угадываются отдельные элементы базы ионического ордера, а капитель приближается к финикийской. В одной из колоннад было замечено наличие капителей разного типа. Это обстоятельство в соединении с общим характером орнаментировки помещения заставляет прийти к выводу. Что части эти были куплены у финикийцев или стали предметами военной добычи.
Рис. 8 Рис. 9