Формирование среды жизнедеятельности
МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
На основании п. 9.1. Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан» 2008г. необходимо обеспечивать доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения. При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии со СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91*, РДС 35-201-99.
К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, на территории сельского поселения Новояушевский сельсовет относятся:
- Администрация сельского поселения;
- отделение банка;
- отделение связи;
- сельские клубы со зрительным залом, библиотекой, помещениями для досуга;
- столовые, закусочные;
- предприятия торговли;
- предприятия бытового обслуживания;
- учреждения здравоохранения;
- школы со спортивными залами;
- детские сады;
- спортивные площадки;
- места отдыха, парки, рекреации;
- тротуары;
- объекты и сооружения транспортного обслуживания населения;
- переходы улиц, дорог и магистралей.
Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать:
- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
- своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т. д.;
- удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Реконструкцию объектов соцкультбыта на территории населенных пунктов необходимо вести с учетом потребностей инвалидов.
Жилые дома с наличием инвалидов необходимо размещать в радиусе не более 300 метров от предприятий повседневного спроса.
В проектах планировки территории должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к зданию с учетом требований действующих нормативов. На всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения, должна быть обеспечена система средств информационной поддержки.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Раздел «Охрана окружающей среды» включает анализ и оценку экологической обстановки в районе поселения, прогноз изменений функциональной значимости и экологических условий территории при реализации намечаемых решений по ее структурной организации.
Разработка предложений по охране основных компонентов окружающей среды на рассматриваемой территории: атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, растительного покрова и животного мира, по улучшению санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических условий должна способствовать сохранению и стабилизации экологического равновесия и эффективному развитию и функционированию всех отраслей хозяйства до конца расчетного срока реализации генерального плана сельского поселения.
В рамках территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории как комплекса технико-экономических, планировочных и инженерных мероприятий, решение задачи охраны природы тесно взаимосвязано со всеми основными направлениями хозяйственного использования территории: размещением производительных сил, расселением, организацией массового отдыха.
Конкретные мероприятия по охране основных компонентов окружающей среды на рассматриваемой территории отражены в нижеследующих разделах.
Экологическое обоснование проектных решений генерального плана направлено на обеспечение экологической безопасности и комфортных условий проживания населения, отвечающих нормативным требованиям.
Охрана воздушного бассейна
Территория Мечетлинского района относится к достаточно благополучному с точки зрения чистоты атмосферного воздуха. Наличие крупных лесных массивов, практическое отсутствие местных промышленных источников воздушного загрязнения делают это место притягательным для жилищного и рекреационного использования.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Мечетлинском районе являются автотранспорт и действующие производственные предприятия.
Проектом предложена организация санитарно-защитных зон от предприятий, их благоустройство и озеленение, вынос и ликвидация части предприятий.
Также предусматриваются мероприятия до конца расчетного срока строительства:
• совершенствование технологических процессов, внедрение малоотходных производств;
• увеличение доли природного газа в топливном балансе;
• внедрение централизованного отопления;
• отопление жилых индивидуальных домов от местных источников тепла (АОГВ) на природном газе;
• оснащение всех стационарных источников газопылеулавливающим оборудованием;
• контроль за работой автотранспорта;
• организация службы контроля за уровнем загрязнения воздушного бассейна;
• разработка и внедрение норм предельно-допустимых выбросов по каждому промпредприятию и котельным.
Одним из решений проблемы загрязнения атмосферы является газификация автотранспорта. Применение природного газа обеспечивает значительное снижение выбросов окиси углерода, неметановых углеродов, оксидов азота и твердых частиц.
Основными источниками загрязнения атмосферы являются котельные, автотранспорт, промпредприятия, сельскохозяйственные объекты. Котельные, работающие на жидком и твердом топливе, выбрасывают в атмосферу сернистый ангидрид, окислы азота, сажу; от автотранспорта поступают, в основном, окись углерода, углеводороды.
Основными нарушениями законодательства в области охраны атмосферного воздуха являются: превышение норм токсичности (дымности) автотранспортных средств, нарушение правил эксплуатации газопылеочистных установок (ГОУ), выброс загрязняющих веществ без специального разрешения.
Наиболее проблемными вопросами в области охраны атмосферного воздуха является отсутствие установок по улавливанию легких фракций углеводородов на объектах нефтедобычи, старение автопарка предприятий.
Охрана водных ресурсов
В соответствии с требованиями Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. 74-ФЗ (рес. Федеральных законов от 04.12.2006г №201-ФЗ от 19.06.2007г. №102-ФЗ) ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до 10км - в размере 50м;
2) от 10 до 50км - в размере 100м;
3) от 50км и более - в размере 200м.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, 40 метров для уклона до 3° и 50 метров для уклона 3° и более.
В водоохранных зонах запрещается (в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ):
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6)размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, размещение, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями для водоохранных зон запрещаются:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Настоящим проектом предусматриваются водоохранные мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния и предотвращения дальнейшего загрязнения поверхностных вод.
В их ряду важнейшим является полный поэтапный охват канализацией населенных пунктов района с обязательной очисткой загрязненных сточных вод перед выпуском. Повсеместно принята полная искусственная биологическая очистка с выпуском очищенных стоков в водотоки и на поля орошения.
Использование очищенных сточных вод на орошение позволяет сократить забор свежей воды на эти цели.
Производственные стоки от животноводческих комплексов направляются в навозохранилища, рассчитанные на хранение годового запаса, с последующим использованием их в качестве удобрения.
Для учреждений отдыха намечается использовать как централизованную, так и децентрализованную схему канализации.
Помимо метода биологической очистки для объектов отдыха периодического действия найдут широкое применение сооружения физико-химической очистки сточных вод.
Для предотвращения возможного истощения стока малых рек запрещается осушение болот. Возможно в небольших объемах осушение заболоченных территорий с целью использования торфа для органических удобрений.
Охрана подземных вод.
Охрана подземных вод включает в себя защиту подземных вод от загрязнения и истощения.
В целях защиты подземных вод от истощения необходимо проведение следующих мероприятий:
- перевод всех самоизливающихся скважин на крановый режим или их своевременная ликвидация;
- оборудование водозаборных скважин контрольно-измерительной аппаратурой;
- строгое соблюдение режима эксплуатации водозаборов, недопущение превышения рассчитанных допустимых величин понижений уровня подземных вод и дебитов скважин;
- исключение использования пресных подземных вод для технических целей;
- введение там, где это возможно, оборотного водоснабжения.
Мероприятия по охране подземных вод от загрязнения могут быть разделены на мероприятия, связанные с:
- состоянием водозаборных сооружений;
- с промышленностью;
- с добычей полезных ископаемых.
В целях охраны подземных вод от загрязнения на водозаборах необходимы:
- организация зон санитарной охраны вокруг водозаборных сооружений и поддержание в них соответствующего санитарного режима;
- своевременная ликвидация (тампонаж) малопроизводительных и «сухих» скважин;
- строительство водозаборных сооружений в строгом соответствии с проектно-сметной документацией, согласованной с контролирующими органами;
- осуществление постоянного контроля за химическим составом подземных вод и их динамическими уровнями.
Решение проблемы защиты подземных вод от промышленного загрязнения заключается, в основном, в осуществлении мероприятий общего характера.
К ним относятся:
- создание систем оборотного водоснабжения;
- использование бессточных технологий или с минимальным количеством сточных вод;
- создание отстойников с обязательным устройством противофильтрационных экранов как из естественных, так и искусственных материалов.
Охрана лесов
Основное воздействие человека на леса выражается: рубкой спелых и перестойных насаждений, рубками ухода, пастьбой скота в лесу и искусственным лесовозобновлением.
Постоянное недоиспользование расчетных лесосек по лиственным породам ведет к накоплению спелых и перестойных насаждений, что ведет за собой падение прироста, сопровождающееся ухудшением состояния леса и качества древесины, а также нарушением водоохранных и защитных свойств леса. Экологическую обстановку в лесу ухудшает многоотходная технология при заготовке леса.
Перестойные леса больше подвержены болезням леса к воздействию вредителей леса, а также отрицательно влияют на атмосферный воздух при гниении.
Борьба с болезнями и вредителями леса, проведение профилактических работ в этом направлении – важнейшая составляющая охраны лесов.
Профилактика возникновения пожаров и организация материально-технической базы пожаротушения также является средством охраны и защиты лесов.
Экологическую ситуацию в лесу ухудшает многоотходная технология при заготовке леса.
Большой ущерб лесу оказывает выпас скота. В результате вытаптывается и выедается скотом естественный подрост леса, нарушается надпочвенный покров, происходит эрозия почвы, уничтожаются выводки диких животных и птиц.
Леса, расположенные вблизи населенных пунктов часто захламляются несанкционированными свалками различных отходов.
Охрана почв
Для повышения сельскохозяйственной продуктивности почв необходимо систематическое и научно обоснованное внесение органических и минеральных удобрений, применение приемов по накоплению и сохранению влаги (снегозадержание, боронование, бороздование и т.с. полей).
В полосах загрязнения почв вдоль транспортных магистралей необходимо провести посадки защитных полос из газоустойчивых пород деревьев и кустарников. Полосы должны быть полностью исключены из сельскохозяйственного использования.
Проектом предложена посадка зеленых полос вдоль существующей автомобильной магистрали республиканского значения.
Мероприятия по защите почв от эрозии должны обеспечивать:
- в зонах проявления водной эрозии - регулирование стока ливневых и талых вод создание водоустойчивой поверхности почвы, накопление, сохранение и рациональное использование влаги;
- в зонах ветровой эрозии - уменьшение скорости ветра в приземном слое, сокращение размеров пылесборных площадей и создание ветроустойчивой поверхности почв.
Эти мероприятия обеспечиваются комплексностью защитных мер, т.е. одновременным применением в необходимых соотношениях организационно-хозяйственных, агротехнических, мелиоративных и гидротехнических мероприятий.
Одним из эффективных приемов, повышающих почвозащитную роль всех севооборотов, является полосное размещение сельхозкультур со вспашкой и посевом только поперек склона, а в районах ветровой эрозии - перпендикулярно направлению господствующих ветров.
В зонах водной эрозии в результате смывов с полей плодородного слоя (гумуса), почвы резко снижают свою способность поглощать и удерживать талые и дождевые воды.
На пастбищах основным противоэрозионным приемом является регулирование выпаса в сочетании с улучшением пастбищ в период отдыха.
Составной частью противоэрозионных мероприятий являются гидротехнические. К гидротехническим мероприятиям относятся - создание водоудерживающих валов водосборных сопрягающих сооружений, данных запруд и перепадов противоэрозионных прудов.
Берегоукрепление применяется для защиты от береговых размывов водотоков, вызывающих угрозу сельхозугодьям.
Основным направлением охраны почв является борьба с эрозией и оврагооб- разованием. Предусматривается укрепление оврагов защитными лесонасаждениями по откосам, берегам и днищам оврагов.
Охрана зеленых насаждений занимает одно из ведущих мест. К числу охранных мероприятий относятся:
-охрана лесов от пожаров;
-защита от различных видов вредителей;
-охрана от самовольных порубок, пастьбы скота;
-восстановление лесов путем посадки новых саженцев.
Охрана животного мира
Для увеличения численного и видового состава фауны необходимо сохранение существующих и восстановление нарушенных местообитаний животных путем облесения балок, оврагов, очистки водоемов.
Для предотвращения гибели животных необходимо применение биологических методов защиты сельхозугодий и лесов, ограничение авиационной обработки полей и лесов ядохимикатами.
Учитывая возрастающее антропогенное воздействие на природу района, необходимо предусмотреть мероприятия по защите животного мира:
• оградить и сохранить в естественном состоянии гнездовья редких и ценных видов;
• установить особый режим рекреационной деятельности в местах сосредоточения животных (выделить фиксированные места для купания, рыбной ловли, стоянок, исключить заезд отдыхающих в период вывода птенцов и т.п.), для чего необходимо проведение специальных исследований;
- проводить комплексные биотехнические мероприятия в лесхозах.
На основе закона Министерства экологии и природопользования Республики Башкортстан с 1 июля 2009 года отменены ограничения на охоту копытных (лось, косуля, кабан).
Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Перечень мер, необходимых для сохранения памятника природы (режим охраны) установлен Положением о памятниках природы в Республике Башкортостан от 26 февраля 1999г. №48.
Последние годы к созданию новых ООПТ изменились, особо охраняемые природные территории создаются на основе предварительных исследований и заключения специализированной лаборатории. Начиная с 2002 года в республике осуществляются мероприятия по формированию системы охраняемых природных территорий. Система охраняемых природных территорий Республики Башкортостан (СОПТ) - это комплекс функционально и территориально взаимосвязанных территорий, который проектируется с учетом природных, социально-культурных и национальных особенностей республики. Одной из составляющих правовой базы СОПТ является «Концепция развития системы охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.09.2003 №209.
Постановлением правительства Республики Башкортостан от 24 мая 2005 г. №92 для эффективного управления особо охраняемыми природными территориями было создано Государственное учреждение Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан, которое передано в ведение Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан.
На территории сельского поселения Новояушевский сельсовет особо охраняемых природных территорий нет.
Физические факторы воздействия на окружающую среду
К физическим факторам риска на рассматриваемой территории относятся электромагнитные поля и акустическое загрязнение. Основным физическим фактором воздействия на окружающую среду является шумовой.
Электромагнитное воздействие
Переменные электрические и магнитные поля возникают вблизи воздушных и кабельных линий электропередачи (ЛЭП), электрооборудования различного назначения и теплоцентралей. Действующие «Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрических полей, создаваемых воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты» относят к санитарно-защитным зонам те участки ЛЭП, на которых напряженность электрического поля (Е) превышает значение 1 кВ/м. Напряженность до 5 кВ/м допускается на участках ЛЭП вне зон жилой застройки.
На территории сельского поселения Новояушевский сельсовет возможно наличие таких источников электромагнитного излучения, как трансформаторные подстанции. Однако, как показывает опыт работ РГЭЦ в Республике Башкортостан, уровни напряженностей электрических и магнитных полей тока промышленной частоты (50 Гц) от трансформаторных подстанций обычно не превышают допустимых уровней на расстоянии 2 м от подстанции.
Таким образом, в пределах территории сельского поселения Новояушевский сельсовет электромагнитное излучение будет находиться ниже предельно-допустимого уровня, установленного СанПиН 2.1.2.002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
Акустическое загрязнение
Источниками акустического загрязнения на территории жилой застройки являются потоки всех видов автомобильного транспорта. Уровень шума на улицах зависит, в первую очередь, от величины транспортного потока, его состава и скорости, а также от состояния дорожного покрытия. На сельских улицах он незначителен, но организация защитных полос зеленых насаждений вдоль транспортных магистралей в границах населенных пунктов рекомендуется.
Мероприятия по защите от стихийных бедствий природного характера.
Мероприятия по защите от стихийных бедствий природного характера отражены далее в разделе 5 главы 1.