Во второй половине 60-х гг. был выстроен ряд крупных общественных зданий, отличающихся яркой индивидуальностью художественного образа.

При проектировании здания Музея истории космонавтики им. К. Э. Циол­ковского в Калуге (рис. 257) перед авторами стояла задача создания соору­жения, которое явилось бы памятником великому ученому и архитектурный образ которого выражал бы идею освоения космоса. Музей расположен в сво­бодной от застройки зоне на высоком берегу реки. Его формы контрастны естественной природе, что согласуется со смысловым содержанием архитектур­ного образа. Существенным элементом здания, придающим остроту его компо­зиции, является покрытый алюминием эллиптический купол планетария, кото­рый прорезает массивную бетонную плиту крыши. Внешняя форма объема, в котором находится зал планетария, вызывает ассоциации с космическим аппаратом; эта изобразительно-символическая деталь композиции здесь умест­на, поскольку здание является музеем, а следовательно, и само служит как бы экспонатом.

Одно из широко известных произведений современной советской архи­тектуры - комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи (рис. 258). Он состоит из 31-этажного административного корпуса, круглого конференц-зала, здания гостиницы и одноэтажного объема в виде платформы, объеди­няющей все части композиции. Главное здание высотой 105 м от уровня плат­формы имеет форму двух изогнутых пластин; между ними вставка, в которой размещены лифтовые холлы. Главный вход в здание находится на террасе платформы; для въезда на нее сооружен пандус. Площадка террасы служит кровлей гаража.

Конструкции зданий комплекса СЭВ выполнены из сборного железобе­тона, стали и алюминия. В отделке применен широкий набор современных материалов. Сооружение комплекса явилось примером братского содружества стран социализма: в строительстве принимали участие все страны - члены СЭВ. Это здание, благодаря своему расположению, величине и своеобраз­ной пластической композиции, играет исключительную градоформирующую роль в окружающем его городском пространстве, охватывающем набережные по обе стороны Москвы-реки.

К числу новых вертикалей, играющих существенную роль в силуэте Москвы, относится башня телевизионного центра Останкино высотой 533 м - самое высокое сооружение в мире (инж. Н. Никитин, арх. Д. Бурдин, Л. Ба­талов, 1964-1967 гг.).

Наряду со строительством массовых типов производственных, жилых и общественных зданий и таких уникальных общественных комплексов, как СЭВ, возводились постройки, которые вносили разнообразие в городскую среду и служили ее композиционными акцентами. Этим сооружениям придавался своеобразный „облик. К их числу относится, например, Дом шахматистов в Ере­ване (рис. 259). Формы этого здания пластичны, и вся его композиция имеет неповторимый, запоминающийся вид. Внешний объем здания сравнительно невелик, поскольку часть помещений находится в цокольном этаже. Облик сооружения имеет цельную, компактную форму. Внутреннее пространство его объема также воспринимается единым. Наружные ограждения не измельчены проемами: архитектор и здесь стремился к укрупненным формам, применяя в удачных соотношениях глухие и прозрачные участки ограждений. Стены сделаны из легкого бетона и облицованы туфовыми плитками золотистого оттенка. Плоскости стен пластично изогнуты на концах фасада, что соответст­вует свойствам материала, из которого они выполнены, - литого бетона. Благодаря этой форме стены получили трактовку как бы ширм или экранов, ограждающих, но не замыкающих пространство.

К наиболее интересным произведениям советской архитектуры последнего времени принадлежат административное здание Каракум-строя и республи­канская библиотека в Ашхабаде (рис. 260), построенные по проектам архи­тектора А. Ахмедова. Архитектурные формы этих сооружений выполнены в материалах, которые стали излюбленными у архитекторов 60-70-х гг.,- в кирпиче и бетоне. Если в 50-х гг. для солнцезащиты устраивали легкие козырьки из тонких железобетонных, асбестоцементных, деревянных, облицо­ванных металлом или пластмассой плит, то в этих зданиях роль затенений играют выступы, образующие рубчатую поверхность плотного массива соору­жения. Возможности бетона использованы не только для создания пластич­ных, весомых форм, но и для образования разных фактур их поверхностей - грубых, гладких, рельефных, орнаментированных. Эта разнохарактерность фактур позволила избежать монотонности однородного материала и создать игру светотени, которая была обычным средством в архитектуре прошлого, но до последнего времени мало использовалась в современной архитектуре.

В этих постройках применен и орнамент. Это не заимствованные из народ­ного творчества орнаментальные мотивы, а созданные архитектором рисунки, лишь своим ритмом отдаленно напоминающие традиционный орнамент. Неуло­вимым образом облик этих зданий вызывает ассоциации с горами, виднею­щимися вдали, с пустыней, которая лежит за городом, с искусственными водо­емами, которые испокон веков составляют неотъемлемую часть обстановки местного быта. Несмотря на несхожесть с национальным зодчеством прош­лых времен, эти произведения архитектуры имеют внутреннюю связь с местны­ми традициями в искусстве, а также с окружающей средой. Это не копирование традиций, а их продолжение и развитие.

В 1955-1975 гг. в нашей стране были созданы и другие произведения зодчества, архитектурный образ которых, будучи современным, имеет и нацио­нальные черты. Таковы, например, Дворец культуры им. В. И. Ленина в Алма-Ате (архитекторы Н. Рипинский и др.), жилой дом на улице Богдана Хмель­ницкого в Ташкенте (архитекторы А. Косинский и др.), здание художественных выставок в Вильнюсе (архитектор В. Чеканаускас) и ряд других.

В Тбилиси построено оригинальное по объемно-пластическому решению административно-конторское здание (рис. 261). Использование вертикальных башенных элементов объема в качестве опор всего сооружения удобно для расположения здания на участке со сложным рельефом, а смелая пластика, делающая это произведение архитектуры индивидуальным, запоминающимся, демонстрирует возможности современной строительной техники и вызывает представления о вероятной архитектуре будущего.

* * *

В современной советской архитектуре все большее внимание уделя­ется расширению и совершенствованию средств образования архитектур­но организованной среды человеческой жизнедеятельности. Ныне объектом архитектурно-планировочной работы становится комплекс зданий, район го­рода, город в целом и, наконец, значительная территория, на которой рас­положено несколько городов.

Большим событием в развитии советского градостроительства стало По­становление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О генеральном плане раз­вития г. Москвы» (1971 г.). По этому плану (руководитель работ арх. М. Посохин) предусматривается членение гигантского города на восемь зон с числом жителей в каждой из них в среднем около миллиона чело­век; в зонах создаются автономные системы организации труда, быта и культурной жизни населения. Запроектированы и в настоящее время строятся скоростные автомобильные магистрали с пересечениями на разных уровнях и дорожными развязками. В центре города, где поток транспорта особенно насыщен, сооружаются подземные транспортные пути и автостоянки. Ведется обширное жилищное строительство, которое учитывает необходимость сохранения объектов, представляющих собой историческую и культурную ценность. При этом имеется в виду сохранение и включение в преобразованную застройку не только отдельных памятников архитектуры, но и целых заповедных зон.

За последнее время на периферии Москвы выросли новые жилые районы, которые образовали на огромной территории архитектурную среду, не имеющую аналогий в истории зодчества. То же происходит и во всех других городах страны. Это совершенно новая архитектура, новая не только по композиционно-художественному строю и пластике форм, но и как феномен единовременно и планомерно созданной целостной архитектурной среды.

В практике современного советского градостроительства сочетаются освоение свободных территорий на периферии городов и преобразование существующей застройки в их старой части.

В 60-х гг. одним из крупнейших реконструктивных градостроительных мероприятий была пробивка и застройка новой центральной магистрали - проспекта Калинина. По единому архитектурному замыслу создан яркий фрагмент городской среды, представляющий собой крупный административно-общественный и торговый комплекс в сочетании с жилыми домами. Ряды 25-этажных зданий, фланкирующие проспект, организуют мощные архитектурно-пластические акценты, подчеркивающие строгость и выразительность застройки.

Знаменательным событием в советской архитектуре явилось преобразование центра Ульяновска, в основном завершенное к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в 1970 г. Новый центр Ульяновска трактован как система гармоничных ансамблей вдоль живописного высокого берега Волги. Кульминационным элементом объемно-пространственной композиции служит ансамбль Ленинского мемориала (арх. Б. Мезенцев, М. Константинов, Г. Исакович) . Он представляет собой строгое по формам здание, приподнятое над землей на столбах. Ансамбль, в который органично вписываются дома, где родился и провел детство В. И. Ленин, создает торжественный и возвышенный образ.

Один из наиболее интересных городских жилых комплексов, созданных в самые последние годы советскими зодчими,- жилой район Лаздинай под Вильнюсом (в основном завершен в 1973 г.; планировка арх. В. Чеканаускаса и В. Брединиса, здания по проектам арх. В. Чеканаускаса и др.). Интересен он тем, что здесь осуществлены многие современные приемы планировки и застройки. Территория Лаздиная представляет собой холмистую, поросшую лесом местность. Архитекторы запроектировали здания разной высоты и различной конфигурации, расположили их живописными группами, используя в общей пространственной композиции не только сами здания, но и ландшафт. Важную роль играют и малые архитектурные формы: подпорные стенки, декоративные водоемы, мощеные дорожки, кирпичные киоски. И повсюду между домами - рощицы, отдельные деревья, кустарники, газоны.

В успехе этого замысла - заслуга не только архитекторов, стремившихся сочетать суховатые объемы крупнопанельных зданий с очарованием естественной природы, но и строителей, бережно отнесшихся к сохранению природного ландшафта.

На всей территории жилого района Лаздинай транспортные и пешеходные пути трассированы независимо друг от друга, а дома удалены от проезжей части. В результате в этом жилом районе нет улиц - зрелище, разумеется, несколько непривычное, но для жителей такой планировочный принцип весьма удобен.

Широко развернулось в нашей стране строительство новых городов. Одними из наиболее молодых и современных индустриальных городов нашей страны являются города автомобилестроителей - Тольятти на берегу Волжского водохранилища (сооружение началось в 1966 г.) и Набережные Челны на Каме, заложенный в 1970 г. Они проектировались на основе новейших достижений градостроительства большими творческими коллективами (руководители - арх. Б. Рубаненко, В. Шквариков, Ю. Бочаров, Е. Кутырев и др.). Эти города формируются по гибкой планировочной системе, предусматривающей их непрерывное развитие и связь с другими населенными пунктами.

Новые города в нашей стране возникают на базе не только промышленных, но и научных центров. К таким принадлежат выстроенные в 60-х гг. Академгородок близ Новосибирска (арх. М. Белый, В. Иванов, А. Михайлов и др.) и Зеленоград в Московской области (арх. И. Рожин, Ф. Новиков, И. Покровский и др.). Архитектура этих городов отличается новыми планировочными и пространственно-пластическими решениями, в том числе четким функциональным зонированием территории, организацией средствами архитектуры продуманной системы культурно-бытового обслуживания населения, сохранением природной среды, которая активно включена в архитектурно-строительное целое.

По-своему легендарным стало в нашей стране строительство Нового Ташкента. Когда весной 1966 г. в Ташкенте произошло землетрясение, в работу по восстановлению столицы Узбекистана включились не только строители, но и архитекторы из разных городов страны. Проекты жилых домов и кварталов для Ташкента выполнялись срочно и сверх плана. Вскоре здесь сформировался свой крупный коллектив проектировщиков и были созданы мощные строительные организации. Благодаря предпринятым мерам и трудовому энтузиазму строителей город в короткий срок был восстановлен, при этом он стал благоустроенней и еще прекрасней. Вместо старой одноэтажной застройки здесь возводятся крупные жилые и общественные здания. Архитектура Ташкента отличается яркой современностью и при этом индивидуальным характером. Архитекторы, проектируя для столицы Узбекистана, ищут способы выражения национального своеобразия архитектуры. В этом трудном деле есть не только удачи: при попытках придать новым зданиям национальный колорит порой применяются приемы искусственного «цитирования» форм и композиций прошлого или «намеков» на них. Но это только частности. Можно сказать, что Новый Ташкент, возрожденный с помощью всей страны, стал значительным явлением в советской архитектуре, в практике современного градостроения.

Строительство новых городов и архитектурных комплексов широко развернулось в два последних десятилетия во вновь осваиваемых отдаленных местностях и в сложившихся густонаселенных индустриальных районах. Это строительство проходило в соответствии с ведущей тенденцией времени - планомерным формированием пространственных композиций. В частности, созвездия новых городов возникли в зонах Братской и Красноярской ГЭС на базе предприятий металлургии, машиностроения, угольной и деревообрабатывающей промышленности. Успешно решаются здесь задачи взаимосвязанного и согласованного с общим народнохозяйственным планом размещения промышленности, транспортных и инженерных сооружений с жилыми массивами, зонами отдыха.

Необходимо сказать и еще об одной из важнейших отраслей архитектурно-строительной деятельности в СССР - о сельском строительстве, которое приобрело особенно большой размах в последнее двадцатилетие.

В настоящее время ведется комплексная застройка сел. Создаются новые села и реконструируются старые. Активно складывается новый тип поселения, отличный как от города, так и от старой деревни. Это поселение имеет организованную планировочную структуру, современный архитектурный облик и сравнительно высокий уровень благоустройства. Строительство на селе ведется, как и в городе, по генеральным планам, а само размещение сел и поселков - на основе районной планировки. В качестве примеров новых сел можно назвать Моринцы на Украине (1964 г., арх. В. Орехов), Кодаки на Украине {1968 г., арх. М. Мельников и др.), Вертилишки в Белоруссии ((970 г., арх. В. Емельянов и др.), поселок Саку в Эстонии, в котором находятся научно-исследовательский институт земледелия и связанный с ним совхоз (1970 г., арх. Б. Миров, В. Пормейстер и др.).

В сельской местности строятся многоквартирные жилые дома и многофункциональные здания. Их архитектурные формы соответствуют современной стилевой направленности советской архитектуры. Вместе с тем ведется поиск и в плане учета и использования местных архитектурных традиций. Необходимо всесторонне учитывать в проектировании и строительстве специфику сельской жизни, в которой большую роль играет связь людей с землей, с природой и на производстве и в быту.

Советская архитектура современного периода сделала огромный скачок в своем разностороннем развитии. Были созданы более совершенные в функциональном, конструктивном и эстетическом отношении типы зданий. Прогрессивная направленность советской архитектуры проявилась в строительстве больших жилых комплексов во всех городах, в резком возрастании жилищного строительства и в качественном изменении характера жилищ. Лицо современной советской архитектуры - это новые жилые районы, застроенные зданиями индустриального производства, с удобной планировкой территорий, озелененные и благоустроенные, а также промышленные предприятия с корпусами, построенными из сборного железобетона, с просторными и светлыми интерьерами цехов и подсобных помещений, радующие глаз чистотой и мажорной цветовой гаммой, окруженные зеленью и цветами.

На нынешнем этапе большое значение имеет развитие художественно-образной стороны нашей архитектуры, и здесь требуется преодолеть ее отставание, имевшее место в момент, когда первоочередными были требования наращивания количества строительной продукции. Однако стремление к идейно-художественной выразительности не должно переходить в односторонне эстетское понимание архитектуры, в украшательство, в отношение к архитектуре как к скульптуре или к произведению декоративного искусства.

Порвав с эклектикой и формалистическим эстетством, основываясь на достижениях строительной техники и на требованиях жизни, руководствуясь эстетическими и этическими идеалами нашего общественного строя, изучая опыт своей архитектуры и прогрессивные явления в современной зарубежной архитектуре, советские архитекторы разрабатывают основные черты стиля социалистической архитектуры. Поиски нового в советской архитектуре продолжаются. Перед нашей архитектурой стоит задача выражения торжества идей социалистического общества и в художественных образах, и в практическом служении зодчества людям.

В 50-60-х гг. большого размаха достигла реконструкция старых городов. В Москве преобразованы центральные районы города, возведены высотные здания, созданы архитектурные ансамбли проспекта Калинина (1964-69, архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др.), Кутузовского проспекта (1957, архитектор В. Г. Гельфрейх). В 1971 утверждён генеральный план развития Москвы до 2000 (архитектор Посохин, Н. Н. Уллас). Большие жилые районы построены в Ленинграде, перестроен центр города и создан мемориальный комплекс в Ульяновске (проект застройки - архитектор Б. С. Мезенцев и другие), восстановлен после землетрясения Ташкент. Крупные комплексы возводятся в Алма-Ате, Баку, Донецке, Душанбе, Ереване, Киеве, Свердловске и др. В послевоенные годы создано заново около 900 городов. На основе накопленного опыта разработаны теоретические основы градостроительства в СССР. Для создания наиболее благоприятных условий жизни населения и функционирования города в целом проводится зонирование городских территорий, создаются промышленные и жилые районы. Большое место уделяется санитарно-техническим вопросам, предусматриваются инженерная подготовка и благоустройство городских территорий, формируется система городских дорог, создаётся сеть культурно-бытового, медицинского и другого обслуживания населения в микрорайонах, непосредственно приближённых к жилой застройке. Важнейшей частью городов являются промышленные районы, от планировки и застройки которых во многом зависят условия труда. Составную часть единого с городом планировочного комплекса образует пригородная зона, которая является резервом последующего развития города, местом отдыха трудящихся, зоной размещения коммунальных (водоприёмники, очистные станции) и транспортных (аэродромы, товарные железнодорожные станции, склады) объектов.

При строительстве новых городов широко осуществляются современные принципы и приёмы планировки и застройки. В старых, уже сложившихся городах требования современного градостроительства выполняются путём реконструкции, которая предусматривает оздоровление городских территорий, уменьшение плотности застройки, расширение старых и пробивку новых магистралей для улучшения транспортных связей, создание транспортных тоннелей, переходов и т. д. При реконструкции сохраняется историко-художественный облик старых городов в органическом сочетании новой застройки с памятниками архитектуры, одновременно повышается комфортабельность районов новой застройки (улучшение жилой застройки, расширение предприятий культурно-бытового обслуживания и др.). Большие изменения произошли в градостроительстве социалистических стран. В послевоенный период одновременно с восстановлением исторических городов проводилась их реконструкция на основе социалистического градостроительства: зонирование, разуплотнении скученной застройки, упорядочение транспортной сети, ликвидация различий в качестве жилищ, уровне благоустройства и культурно-бытового обслуживания центральных и окраинных районов, строительство новых жилищ для трудящихся (генеральный план восстановления и развития Варшавы). Большое внимание уделяется сохранению архитектурного наследия (например, в Праге и Чески-Крумлове в ЧССР), созданию новых и преобразованию старых общественных центров (центр Софии, центр и новые районы Берлина, в том числе Берлин-Марцан). Строятся города-спутники (Гавиржов в Остравско-Карвинском бассейне в ЧССР, Нове-Тыхы близ Катовице в ПНР), в которых создаются благоприятные условия для жизни населения. Индустриализация, развитие туризма, рост населения вызвали строительство новых городов (Айзенхюттенштадт в ГДР, Димитровград в НРБ и др.). Наряду с общими принципами, характерными для всех социалистических стран, в градостроительстве отдельных стран есть свои различия, которые определяются особенностями исторического и экономического развития, местными природными условиями, а также развитием национальной градостроительной науки.

С середины 60-х до конца 70-х годов XX

века в СССР проводились масштабные

мероприятия по снижению уровня запы-

ленности городских территорий в целях

профилактики сердечно-сосудистых и ле-

гочных заболеваний. Одним из действен-

ных способов решения проблемы было

строительство фонтанов. Они появлялись

везде, не только в парках и на площадях,

но и во дворах школ, детских садов, боль-

ниц, в промышленных зонах...

Надо отметить, до 1979 года в СССР,

как и во всех странах мира, фонтаны ра-

ботали в режиме оборотного водоснаб-

жения. В то время и речи не было об

обеззараживании воды, ее тестировании

на наличие болезнетворных микроорга-

низмов.

Большое значение в зеленом, а значит, и цветовом убранстве города отводится цветникам. В СССР проводятся конкурсы цветов, озеленяются интерьеры. На ВДНХ в Москве имеется павильон «Цветоводство и озеленение», при котором создан уголок дикорастущих цветов из разных районов пашей страны (его создали архитектор М. Коржев и цветовод М. Еврохова).

В 60-е годы зеленые насаждения в сочетании с водоемами, архитектурой и скульптурой стали образовывать целые ансамбли (Ереван, Фрунзе, Алма-Ата, Навои, Ташкент, Вильнюс). Хорошие примеры решения системы озеленения города являют собой Донецк, Омск. В последнем заложен большой парк культуры и отдыха на площади 2000 гектаров (архитекторы Антонинов и П. Воронова). В Ульяновске с большим градостроительным размахом осуществлена попытка решить город как единый целостный ансамбль, в котором большое место отведено озеленению. По склону берега, спускающегося к Волге, разбит живописный парк «Дружба народов».

Наши рекомендации