Во второй половине 60-х гг. был выстроен ряд крупных общественных зданий, отличающихся яркой индивидуальностью художественного образа.
При проектировании здания Музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге (рис. 257) перед авторами стояла задача создания сооружения, которое явилось бы памятником великому ученому и архитектурный образ которого выражал бы идею освоения космоса. Музей расположен в свободной от застройки зоне на высоком берегу реки. Его формы контрастны естественной природе, что согласуется со смысловым содержанием архитектурного образа. Существенным элементом здания, придающим остроту его композиции, является покрытый алюминием эллиптический купол планетария, который прорезает массивную бетонную плиту крыши. Внешняя форма объема, в котором находится зал планетария, вызывает ассоциации с космическим аппаратом; эта изобразительно-символическая деталь композиции здесь уместна, поскольку здание является музеем, а следовательно, и само служит как бы экспонатом.
Одно из широко известных произведений современной советской архитектуры - комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи (рис. 258). Он состоит из 31-этажного административного корпуса, круглого конференц-зала, здания гостиницы и одноэтажного объема в виде платформы, объединяющей все части композиции. Главное здание высотой 105 м от уровня платформы имеет форму двух изогнутых пластин; между ними вставка, в которой размещены лифтовые холлы. Главный вход в здание находится на террасе платформы; для въезда на нее сооружен пандус. Площадка террасы служит кровлей гаража.
Конструкции зданий комплекса СЭВ выполнены из сборного железобетона, стали и алюминия. В отделке применен широкий набор современных материалов. Сооружение комплекса явилось примером братского содружества стран социализма: в строительстве принимали участие все страны - члены СЭВ. Это здание, благодаря своему расположению, величине и своеобразной пластической композиции, играет исключительную градоформирующую роль в окружающем его городском пространстве, охватывающем набережные по обе стороны Москвы-реки.
К числу новых вертикалей, играющих существенную роль в силуэте Москвы, относится башня телевизионного центра Останкино высотой 533 м - самое высокое сооружение в мире (инж. Н. Никитин, арх. Д. Бурдин, Л. Баталов, 1964-1967 гг.).
Наряду со строительством массовых типов производственных, жилых и общественных зданий и таких уникальных общественных комплексов, как СЭВ, возводились постройки, которые вносили разнообразие в городскую среду и служили ее композиционными акцентами. Этим сооружениям придавался своеобразный „облик. К их числу относится, например, Дом шахматистов в Ереване (рис. 259). Формы этого здания пластичны, и вся его композиция имеет неповторимый, запоминающийся вид. Внешний объем здания сравнительно невелик, поскольку часть помещений находится в цокольном этаже. Облик сооружения имеет цельную, компактную форму. Внутреннее пространство его объема также воспринимается единым. Наружные ограждения не измельчены проемами: архитектор и здесь стремился к укрупненным формам, применяя в удачных соотношениях глухие и прозрачные участки ограждений. Стены сделаны из легкого бетона и облицованы туфовыми плитками золотистого оттенка. Плоскости стен пластично изогнуты на концах фасада, что соответствует свойствам материала, из которого они выполнены, - литого бетона. Благодаря этой форме стены получили трактовку как бы ширм или экранов, ограждающих, но не замыкающих пространство.
К наиболее интересным произведениям советской архитектуры последнего времени принадлежат административное здание Каракум-строя и республиканская библиотека в Ашхабаде (рис. 260), построенные по проектам архитектора А. Ахмедова. Архитектурные формы этих сооружений выполнены в материалах, которые стали излюбленными у архитекторов 60-70-х гг.,- в кирпиче и бетоне. Если в 50-х гг. для солнцезащиты устраивали легкие козырьки из тонких железобетонных, асбестоцементных, деревянных, облицованных металлом или пластмассой плит, то в этих зданиях роль затенений играют выступы, образующие рубчатую поверхность плотного массива сооружения. Возможности бетона использованы не только для создания пластичных, весомых форм, но и для образования разных фактур их поверхностей - грубых, гладких, рельефных, орнаментированных. Эта разнохарактерность фактур позволила избежать монотонности однородного материала и создать игру светотени, которая была обычным средством в архитектуре прошлого, но до последнего времени мало использовалась в современной архитектуре.
В этих постройках применен и орнамент. Это не заимствованные из народного творчества орнаментальные мотивы, а созданные архитектором рисунки, лишь своим ритмом отдаленно напоминающие традиционный орнамент. Неуловимым образом облик этих зданий вызывает ассоциации с горами, виднеющимися вдали, с пустыней, которая лежит за городом, с искусственными водоемами, которые испокон веков составляют неотъемлемую часть обстановки местного быта. Несмотря на несхожесть с национальным зодчеством прошлых времен, эти произведения архитектуры имеют внутреннюю связь с местными традициями в искусстве, а также с окружающей средой. Это не копирование традиций, а их продолжение и развитие.
В 1955-1975 гг. в нашей стране были созданы и другие произведения зодчества, архитектурный образ которых, будучи современным, имеет и национальные черты. Таковы, например, Дворец культуры им. В. И. Ленина в Алма-Ате (архитекторы Н. Рипинский и др.), жилой дом на улице Богдана Хмельницкого в Ташкенте (архитекторы А. Косинский и др.), здание художественных выставок в Вильнюсе (архитектор В. Чеканаускас) и ряд других.
В Тбилиси построено оригинальное по объемно-пластическому решению административно-конторское здание (рис. 261). Использование вертикальных башенных элементов объема в качестве опор всего сооружения удобно для расположения здания на участке со сложным рельефом, а смелая пластика, делающая это произведение архитектуры индивидуальным, запоминающимся, демонстрирует возможности современной строительной техники и вызывает представления о вероятной архитектуре будущего.
* * *
В современной советской архитектуре все большее внимание уделяется расширению и совершенствованию средств образования архитектурно организованной среды человеческой жизнедеятельности. Ныне объектом архитектурно-планировочной работы становится комплекс зданий, район города, город в целом и, наконец, значительная территория, на которой расположено несколько городов.
Большим событием в развитии советского градостроительства стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О генеральном плане развития г. Москвы» (1971 г.). По этому плану (руководитель работ арх. М. Посохин) предусматривается членение гигантского города на восемь зон с числом жителей в каждой из них в среднем около миллиона человек; в зонах создаются автономные системы организации труда, быта и культурной жизни населения. Запроектированы и в настоящее время строятся скоростные автомобильные магистрали с пересечениями на разных уровнях и дорожными развязками. В центре города, где поток транспорта особенно насыщен, сооружаются подземные транспортные пути и автостоянки. Ведется обширное жилищное строительство, которое учитывает необходимость сохранения объектов, представляющих собой историческую и культурную ценность. При этом имеется в виду сохранение и включение в преобразованную застройку не только отдельных памятников архитектуры, но и целых заповедных зон.
За последнее время на периферии Москвы выросли новые жилые районы, которые образовали на огромной территории архитектурную среду, не имеющую аналогий в истории зодчества. То же происходит и во всех других городах страны. Это совершенно новая архитектура, новая не только по композиционно-художественному строю и пластике форм, но и как феномен единовременно и планомерно созданной целостной архитектурной среды.
В практике современного советского градостроительства сочетаются освоение свободных территорий на периферии городов и преобразование существующей застройки в их старой части.
В 60-х гг. одним из крупнейших реконструктивных градостроительных мероприятий была пробивка и застройка новой центральной магистрали - проспекта Калинина. По единому архитектурному замыслу создан яркий фрагмент городской среды, представляющий собой крупный административно-общественный и торговый комплекс в сочетании с жилыми домами. Ряды 25-этажных зданий, фланкирующие проспект, организуют мощные архитектурно-пластические акценты, подчеркивающие строгость и выразительность застройки.
Знаменательным событием в советской архитектуре явилось преобразование центра Ульяновска, в основном завершенное к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в 1970 г. Новый центр Ульяновска трактован как система гармоничных ансамблей вдоль живописного высокого берега Волги. Кульминационным элементом объемно-пространственной композиции служит ансамбль Ленинского мемориала (арх. Б. Мезенцев, М. Константинов, Г. Исакович) . Он представляет собой строгое по формам здание, приподнятое над землей на столбах. Ансамбль, в который органично вписываются дома, где родился и провел детство В. И. Ленин, создает торжественный и возвышенный образ.
Один из наиболее интересных городских жилых комплексов, созданных в самые последние годы советскими зодчими,- жилой район Лаздинай под Вильнюсом (в основном завершен в 1973 г.; планировка арх. В. Чеканаускаса и В. Брединиса, здания по проектам арх. В. Чеканаускаса и др.). Интересен он тем, что здесь осуществлены многие современные приемы планировки и застройки. Территория Лаздиная представляет собой холмистую, поросшую лесом местность. Архитекторы запроектировали здания разной высоты и различной конфигурации, расположили их живописными группами, используя в общей пространственной композиции не только сами здания, но и ландшафт. Важную роль играют и малые архитектурные формы: подпорные стенки, декоративные водоемы, мощеные дорожки, кирпичные киоски. И повсюду между домами - рощицы, отдельные деревья, кустарники, газоны.
В успехе этого замысла - заслуга не только архитекторов, стремившихся сочетать суховатые объемы крупнопанельных зданий с очарованием естественной природы, но и строителей, бережно отнесшихся к сохранению природного ландшафта.
На всей территории жилого района Лаздинай транспортные и пешеходные пути трассированы независимо друг от друга, а дома удалены от проезжей части. В результате в этом жилом районе нет улиц - зрелище, разумеется, несколько непривычное, но для жителей такой планировочный принцип весьма удобен.
Широко развернулось в нашей стране строительство новых городов. Одними из наиболее молодых и современных индустриальных городов нашей страны являются города автомобилестроителей - Тольятти на берегу Волжского водохранилища (сооружение началось в 1966 г.) и Набережные Челны на Каме, заложенный в 1970 г. Они проектировались на основе новейших достижений градостроительства большими творческими коллективами (руководители - арх. Б. Рубаненко, В. Шквариков, Ю. Бочаров, Е. Кутырев и др.). Эти города формируются по гибкой планировочной системе, предусматривающей их непрерывное развитие и связь с другими населенными пунктами.
Новые города в нашей стране возникают на базе не только промышленных, но и научных центров. К таким принадлежат выстроенные в 60-х гг. Академгородок близ Новосибирска (арх. М. Белый, В. Иванов, А. Михайлов и др.) и Зеленоград в Московской области (арх. И. Рожин, Ф. Новиков, И. Покровский и др.). Архитектура этих городов отличается новыми планировочными и пространственно-пластическими решениями, в том числе четким функциональным зонированием территории, организацией средствами архитектуры продуманной системы культурно-бытового обслуживания населения, сохранением природной среды, которая активно включена в архитектурно-строительное целое.
По-своему легендарным стало в нашей стране строительство Нового Ташкента. Когда весной 1966 г. в Ташкенте произошло землетрясение, в работу по восстановлению столицы Узбекистана включились не только строители, но и архитекторы из разных городов страны. Проекты жилых домов и кварталов для Ташкента выполнялись срочно и сверх плана. Вскоре здесь сформировался свой крупный коллектив проектировщиков и были созданы мощные строительные организации. Благодаря предпринятым мерам и трудовому энтузиазму строителей город в короткий срок был восстановлен, при этом он стал благоустроенней и еще прекрасней. Вместо старой одноэтажной застройки здесь возводятся крупные жилые и общественные здания. Архитектура Ташкента отличается яркой современностью и при этом индивидуальным характером. Архитекторы, проектируя для столицы Узбекистана, ищут способы выражения национального своеобразия архитектуры. В этом трудном деле есть не только удачи: при попытках придать новым зданиям национальный колорит порой применяются приемы искусственного «цитирования» форм и композиций прошлого или «намеков» на них. Но это только частности. Можно сказать, что Новый Ташкент, возрожденный с помощью всей страны, стал значительным явлением в советской архитектуре, в практике современного градостроения.
Строительство новых городов и архитектурных комплексов широко развернулось в два последних десятилетия во вновь осваиваемых отдаленных местностях и в сложившихся густонаселенных индустриальных районах. Это строительство проходило в соответствии с ведущей тенденцией времени - планомерным формированием пространственных композиций. В частности, созвездия новых городов возникли в зонах Братской и Красноярской ГЭС на базе предприятий металлургии, машиностроения, угольной и деревообрабатывающей промышленности. Успешно решаются здесь задачи взаимосвязанного и согласованного с общим народнохозяйственным планом размещения промышленности, транспортных и инженерных сооружений с жилыми массивами, зонами отдыха.
Необходимо сказать и еще об одной из важнейших отраслей архитектурно-строительной деятельности в СССР - о сельском строительстве, которое приобрело особенно большой размах в последнее двадцатилетие.
В настоящее время ведется комплексная застройка сел. Создаются новые села и реконструируются старые. Активно складывается новый тип поселения, отличный как от города, так и от старой деревни. Это поселение имеет организованную планировочную структуру, современный архитектурный облик и сравнительно высокий уровень благоустройства. Строительство на селе ведется, как и в городе, по генеральным планам, а само размещение сел и поселков - на основе районной планировки. В качестве примеров новых сел можно назвать Моринцы на Украине (1964 г., арх. В. Орехов), Кодаки на Украине {1968 г., арх. М. Мельников и др.), Вертилишки в Белоруссии ((970 г., арх. В. Емельянов и др.), поселок Саку в Эстонии, в котором находятся научно-исследовательский институт земледелия и связанный с ним совхоз (1970 г., арх. Б. Миров, В. Пормейстер и др.).
В сельской местности строятся многоквартирные жилые дома и многофункциональные здания. Их архитектурные формы соответствуют современной стилевой направленности советской архитектуры. Вместе с тем ведется поиск и в плане учета и использования местных архитектурных традиций. Необходимо всесторонне учитывать в проектировании и строительстве специфику сельской жизни, в которой большую роль играет связь людей с землей, с природой и на производстве и в быту.
Советская архитектура современного периода сделала огромный скачок в своем разностороннем развитии. Были созданы более совершенные в функциональном, конструктивном и эстетическом отношении типы зданий. Прогрессивная направленность советской архитектуры проявилась в строительстве больших жилых комплексов во всех городах, в резком возрастании жилищного строительства и в качественном изменении характера жилищ. Лицо современной советской архитектуры - это новые жилые районы, застроенные зданиями индустриального производства, с удобной планировкой территорий, озелененные и благоустроенные, а также промышленные предприятия с корпусами, построенными из сборного железобетона, с просторными и светлыми интерьерами цехов и подсобных помещений, радующие глаз чистотой и мажорной цветовой гаммой, окруженные зеленью и цветами.
На нынешнем этапе большое значение имеет развитие художественно-образной стороны нашей архитектуры, и здесь требуется преодолеть ее отставание, имевшее место в момент, когда первоочередными были требования наращивания количества строительной продукции. Однако стремление к идейно-художественной выразительности не должно переходить в односторонне эстетское понимание архитектуры, в украшательство, в отношение к архитектуре как к скульптуре или к произведению декоративного искусства.
Порвав с эклектикой и формалистическим эстетством, основываясь на достижениях строительной техники и на требованиях жизни, руководствуясь эстетическими и этическими идеалами нашего общественного строя, изучая опыт своей архитектуры и прогрессивные явления в современной зарубежной архитектуре, советские архитекторы разрабатывают основные черты стиля социалистической архитектуры. Поиски нового в советской архитектуре продолжаются. Перед нашей архитектурой стоит задача выражения торжества идей социалистического общества и в художественных образах, и в практическом служении зодчества людям.
В 50-60-х гг. большого размаха достигла реконструкция старых городов. В Москве преобразованы центральные районы города, возведены высотные здания, созданы архитектурные ансамбли проспекта Калинина (1964-69, архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др.), Кутузовского проспекта (1957, архитектор В. Г. Гельфрейх). В 1971 утверждён генеральный план развития Москвы до 2000 (архитектор Посохин, Н. Н. Уллас). Большие жилые районы построены в Ленинграде, перестроен центр города и создан мемориальный комплекс в Ульяновске (проект застройки - архитектор Б. С. Мезенцев и другие), восстановлен после землетрясения Ташкент. Крупные комплексы возводятся в Алма-Ате, Баку, Донецке, Душанбе, Ереване, Киеве, Свердловске и др. В послевоенные годы создано заново около 900 городов. На основе накопленного опыта разработаны теоретические основы градостроительства в СССР. Для создания наиболее благоприятных условий жизни населения и функционирования города в целом проводится зонирование городских территорий, создаются промышленные и жилые районы. Большое место уделяется санитарно-техническим вопросам, предусматриваются инженерная подготовка и благоустройство городских территорий, формируется система городских дорог, создаётся сеть культурно-бытового, медицинского и другого обслуживания населения в микрорайонах, непосредственно приближённых к жилой застройке. Важнейшей частью городов являются промышленные районы, от планировки и застройки которых во многом зависят условия труда. Составную часть единого с городом планировочного комплекса образует пригородная зона, которая является резервом последующего развития города, местом отдыха трудящихся, зоной размещения коммунальных (водоприёмники, очистные станции) и транспортных (аэродромы, товарные железнодорожные станции, склады) объектов.
При строительстве новых городов широко осуществляются современные принципы и приёмы планировки и застройки. В старых, уже сложившихся городах требования современного градостроительства выполняются путём реконструкции, которая предусматривает оздоровление городских территорий, уменьшение плотности застройки, расширение старых и пробивку новых магистралей для улучшения транспортных связей, создание транспортных тоннелей, переходов и т. д. При реконструкции сохраняется историко-художественный облик старых городов в органическом сочетании новой застройки с памятниками архитектуры, одновременно повышается комфортабельность районов новой застройки (улучшение жилой застройки, расширение предприятий культурно-бытового обслуживания и др.). Большие изменения произошли в градостроительстве социалистических стран. В послевоенный период одновременно с восстановлением исторических городов проводилась их реконструкция на основе социалистического градостроительства: зонирование, разуплотнении скученной застройки, упорядочение транспортной сети, ликвидация различий в качестве жилищ, уровне благоустройства и культурно-бытового обслуживания центральных и окраинных районов, строительство новых жилищ для трудящихся (генеральный план восстановления и развития Варшавы). Большое внимание уделяется сохранению архитектурного наследия (например, в Праге и Чески-Крумлове в ЧССР), созданию новых и преобразованию старых общественных центров (центр Софии, центр и новые районы Берлина, в том числе Берлин-Марцан). Строятся города-спутники (Гавиржов в Остравско-Карвинском бассейне в ЧССР, Нове-Тыхы близ Катовице в ПНР), в которых создаются благоприятные условия для жизни населения. Индустриализация, развитие туризма, рост населения вызвали строительство новых городов (Айзенхюттенштадт в ГДР, Димитровград в НРБ и др.). Наряду с общими принципами, характерными для всех социалистических стран, в градостроительстве отдельных стран есть свои различия, которые определяются особенностями исторического и экономического развития, местными природными условиями, а также развитием национальной градостроительной науки.
С середины 60-х до конца 70-х годов XX
века в СССР проводились масштабные
мероприятия по снижению уровня запы-
ленности городских территорий в целях
профилактики сердечно-сосудистых и ле-
гочных заболеваний. Одним из действен-
ных способов решения проблемы было
строительство фонтанов. Они появлялись
везде, не только в парках и на площадях,
но и во дворах школ, детских садов, боль-
ниц, в промышленных зонах...
Надо отметить, до 1979 года в СССР,
как и во всех странах мира, фонтаны ра-
ботали в режиме оборотного водоснаб-
жения. В то время и речи не было об
обеззараживании воды, ее тестировании
на наличие болезнетворных микроорга-
низмов.
Большое значение в зеленом, а значит, и цветовом убранстве города отводится цветникам. В СССР проводятся конкурсы цветов, озеленяются интерьеры. На ВДНХ в Москве имеется павильон «Цветоводство и озеленение», при котором создан уголок дикорастущих цветов из разных районов пашей страны (его создали архитектор М. Коржев и цветовод М. Еврохова).
В 60-е годы зеленые насаждения в сочетании с водоемами, архитектурой и скульптурой стали образовывать целые ансамбли (Ереван, Фрунзе, Алма-Ата, Навои, Ташкент, Вильнюс). Хорошие примеры решения системы озеленения города являют собой Донецк, Омск. В последнем заложен большой парк культуры и отдыха на площади 2000 гектаров (архитекторы Антонинов и П. Воронова). В Ульяновске с большим градостроительным размахом осуществлена попытка решить город как единый целостный ансамбль, в котором большое место отведено озеленению. По склону берега, спускающегося к Волге, разбит живописный парк «Дружба народов».