Природа художественного образа

Базовое отличие науки и искусства в том, что наука оперирует понятиями, а искусство воздействует на человека посредством художественных образов. Понятия фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты. Образ, по определению А. А. Потебни, это воспроизведенноепредставление,[13]в нем целостно соединены конкретное и типичное, общее и единичное, чувственное и абстрактное.

Художественный образ – то новое, чего не было в природе. «В художественном произведении, - писал В. Короленко, - мы имеем мир, отраженный, преломленный, воспринятый человеческой душой. Это не просто беспочвенная иллюзия, - а это новый факт, новое явление вечно творящей природы».[14] Важнейшей чертой художественного образа является то, что в нем выражается эмоционально-ценностное отношение к объекту.Знаниеоб объекте служит в нем лишь фоном, на котором вырисовываются переживания,связанные с этим объектом.

Следовательно, с помощью изобразительно-выразительных средств автор должен не столько поведать о событии, но внушить аудитории переживания, впечатления, связанные с ним. Но художник не может заставить человека переживать какие-то чувства, просто назвав их или даже подробно описав. Предположим, мы желаем передать другу впечатление о фильме. Для этого мало пересказать его сюжет, необходимо эмоционально насытить рассказ, возможно, преувеличить некоторые черты, подключить фантазию. Например, если мы пытаемся передать впечатление от сцены автомобильной погони, мало сообщить скорость, с которой передвигалась машина преследователей. Можно сказать о том, что у вас возникло ощущение, будто водитель превратился с автомобилем в одно целое, в зале чувствовался запах разогретой резины, было ощущение, что автомобиль вот-вот вырвется за пределы экрана к зрителям…

Следовательно, художественный образсоздается при активном участии воображения. Он не просто воспроизводит единичный факт, но сгущает, концентрирует существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника - не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.

Художественный образ тяготеет к всеобщности, типизации. Например, прочитав стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке», мы запомним описанный поэтом случай не как происшествие из жизни отдельной собаки, и даже не как трагическое начало, присутствующее в жизни подобных ей созданий. Этот образ войдет в наш духовный опыт как осознание трагического начала в целом. Конечно, подобное воздействие присутствует лишь в выдающихся произведениях искусства. С. Есенин достигает его за счет создания художественного образа, в котором присутствуют искусно подобранные детали, умолчания, метафоры. Кроме того, в стихотворении «Песнь о собаке» действие разворачивается на фоне подспудно присутствующей картины мира, характерной для народной культуры с ее мифологическим мышлением. Эта картина мира на бессознательном уровне близка человеку, воспитанному на русской культуре, что способствует органичному восприятию деталей произведения.

Другой важной чертой художественного образа является егоусловность. До сих пор распространено мнение, что произведения искусства прежде всего должно передавать сходство с действительностью. В этом заключается «теория подражания»(по греч. — мимесиса),которая сформировалась еще в античные времена. Но не фотографичность, не иллюзорность, не натурализм в изображении – первоочередные задачи художественного творчества. Гёте сказал, что если художник очень похоже нарисует пуделя, то можно порадоваться появлению еще одной собаки, но не произведения искусства.

Когда мы читаем «Анну Каренину» Толстого, мы понимаем, что истории в том виде, которую рассказал нам автор, не происходило (либо в деталях присутствует полное/частичное несовпадение с реальностью), что автор усилил какие-то черты героев, конфликта и т. д. Вместе с тем, признавая условность, мы отвлекаемся от нее, чтобы погрузиться в мир переживаний, которые нам дарит художественное произведение. Наиболее ярко это отвлечение проявляется при восприятии фантастического (или с элементами фантастики) произведения искусства. Наиболее доступным опять же будет пример с литературным произведением («Мастер и Маргарита» М. Булгакова).

Символичностьхудожественного образа заключается в том, что в его конкретно-наглядной форме заключается большее, что изображено.Черты символа– значительность (всеобщность) смысла, неполнота явленности этого смысла и связанные с нею «семантическая текучесть» (А. Ф. Лосев), неопределенность и многозначность. В связи с последней характеристикой можно определить его отличие от аллегории. Если, например, можно утверждать однозначно, что Фемида – аллегория правосудия, то символ истолковать однозначно невозможно. Его трактовка будет зависеть от того, в каком культурном, историческом, мировоззренческом и т. д. контексте находится человек, его постигающий.

Так, например,известная картина русского художника К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» может быть воспринята буквально, то есть как условное (с учетом намеренно допущенных отступлений от жизненных реалий), декоративное изображение сцены из сельской жизни. Если же смотреть на это произведение в контексте особенностей эпохи, в которую оно создавалось, то красный конь становится символом наступающего ХХ века с его апокалипсическими ожиданиями, а также восходит к образам русской народной культуры.

Необходимо добавить, что художественные образы, созданные искусством, нередко стано­вятся общепринятыми культурными символами, как, например, Гамлет, Отелло, Фауст, Обломов, Манилов и т. д.

Виды искусства

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Аристотель отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания («Поэтика», глава 1). Примерно в том же духе высказывались Лессинг и Гегель. По словам Н. А. Дмитриевой, границы между видами искусства определяются «формами, способами художественного выражения»[15] (в слове, в видимых изображениях, в звуках и т. п.). Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств.Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура – искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Классификация по способу материального бытия подразделяет искусства на пространственные и временные[†]. Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическми искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т. д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с внехудожественными, утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества, данное еще римским архитектором Витрувием: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день. Разнообразие форм архитектуры порождается многообразием ее функций. Она подразделяется на три относительно самостоятельных разновидности:зодчество, архитектура крупных форм и архитектура малых форм. В первую группу входят такие жанровые разновидности, как жилые постройки, общественные сооружения (культовые сооружения, спортивные и зрелищные сооружения, административные здания).

С крупными архитектурными формами связан богатый мир экстерьеров – ограды, решетки, фонари, киоски и пр. Сейчас это специализированная область благоустройства городских площадей, улиц, садов, парков, дорог и т. д.

Третью разновидность архитектуры составляют промышленные и монументальные объекты – заводы, фабрики, комбинаты, метро, набережные, обелиски… Это не здания с характерной для них замкнутой художественной структурой. Их отличает сложность конструкции, масштаб, значительная роль в градостроении. Само градостроительство есть своеобразный вид архитектонического творчества, своего рода «архитектурная режиссура», организующая городские ансамбли, организмы селений, районов, точно отражающая общественные процессы и их взаимосвязи.

Скульптура(часто это понятие приравнивают к понятию «пластика») – вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность. «Именно в пластике идея и чувственное явление сливаются в совершенном единстве и потому ее часто считали проявлением искусства, творчества как таковых. Не случайно могучий взлет искусства пластики в античной культуре философ Гегель полагал высшей точкой художественного развития вообще».[16]

Поскольку скульптура пространственна, основной ее задачей становится передача существования и движения формы в пространстве. Они и являются основным предметом скульптуры. Творчество скульптора заключается в том, что из глыбы мрамора, из куска дерева и т. д. извлекать образ живого существа.

Живопись– один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в.). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.

Живопись, как и скульптура, передает живое в статичном, общее – в конкретно зримом, развертывающееся во времени действие - в единовременном. Мгновение, которое останавливает художник, как правило, является синкретическим, концентрирующим весь характер действия. В отличие от скульптуры, оперирующей объемами, основные средства живописца – цвет, линия, светотень, но, прежде всего, художник видит объект через призму цвета. Именно красочное пятно является основным изобразительно-выразительным средством живописного произведения.

Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр.) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.

Графика появилась еще в древние времена, но в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства выделилась поздно, на рубеже XIX-XX вв. Созданные до этого времени произведения графического искусства из широко известных являются, прежде всего, эскизами и набросками (например, относящиеся к эпохе Возрождения).

Понятие графики противоречиво. Чаще всего исследователи называют основным признаком графикиактивное использование линии в противоположность точке как основе живописи. Другое, уже упомянутое определение графики, также получившее распространение, - искусство черного и белого. Например, такой точки зрения придерживался выдающийся советский художник-график В. А. Фаворский. Еще один подход к делению живописи и графики – по характеру основы: если работа выполнена на холсте, она относится к живописи, если на бумаге – к графике. В зарубежном художественном обиходе критерием является печать. Если рисунок или живописное произведение воспроизведены в печати или для этого выполнены, они становятся графикой вне зависимости от особенностей художественного языка или материала. Кроме всего сказанного, такие техники, как гуашь, акварель, пастель, относят и к живописи, и к графике.

Картина проясняется, если разделить понятия графики и графичности. Живописное произведение может оказаться по характеру графичным, а графическое произведение – быть живописным в силу использованных выразительных средств (как, например, живописным характером обладает серия пастельных работ Э. Дега, посвященная танцовщицам). Самыми типичными проявлениями графичности являются: линеарность, сведение к минимуму цветовых отношений (при этом совершенно не обязательно использование только черного и белого цветов), «воздух белой бумаги».

Временные искусства в системе художественной культуры – литература и музыка,те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Искусство слова– ему неоднократно отдавалось первенство среди всех других искусств. Слово практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия, с одной стороны; с другой стороны, поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Художественная речь отличается от нехудожественной отношением к словесному материалу: в художественной речи автор реализует установку на эстетическое воздействие, что ведет к максимальной организованности словесно-художественной формы. Вместе с тем, словесное художественное произведение не равно его словесным образам. Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. Главными источниками образности слова являются его многозначность в художественном контексте, иносказательность, метафоричность, способность вызывать разнообразные ассоциации.

При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств – слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка –вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований. Музыка – специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем, музыка, сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, отличается от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью.

Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения, но в музыкальном содержании также широко представлены эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет музыке раскрывать не только эмоциональные состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и заразительном выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основании широко распространено определение музыки как «языка души» (А. Н. Серов).

Сравнительно ограниченное место в содержании музыки занимают наглядные образы конкретных явлений действительности, что обусловлено меньшей способностью слуха по сравнению со зрением информировать человека о конкретных материальных признаках предметов. И все же в музыке нередко встречаются пейзажные, портретные зарисовки, картины из жизни. Причем в музыкальном произведении можно как передать звуки реального мира (например, пение птицы в «Соловье» Алябьева), так и ассоциативно сформировать определенную картину (например, путем включения в музыкальную ткань звуков, напоминающих пение птиц, создать у слушателя образ леса).

Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом в силу ее неизобразительной природы музыке ближе всего лирика. Музыка может быть синтезирована со словом, пением (вокалом), сценическим действием, что обогащает ее и в формальном, и в содержательном аспектах.

Кроме пространственных и временных искусств, выделяют также пространственно-временные, зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада.Иххудожественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства – синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

Необходимо отметить, что в разные исторические эпохи ведущими оказываются различные виды искусства.Так, в Древнем Египте ведущую роль играли архитектура и скульптура, что объясняется религиозными воззрениями этой культуры, прежде всего заупокойным культом. В эпоху романтизма ведущими видами искусства становятся живопись, музыка, поэзия как наиболее «свободные» искусства, менее всего связанные с прессингом материала. Архитектура же теряет то место, которое она занимала в классицистический период. Это связано с тем, что романтики, в отличие от представителей предшествующих художественных направлений, стремились работать не на заказ, а по велению собственного сердца. Значительные же архитектурные сооружения могли быть созданы лишь по заказу состоятельных людей, обладающих своими предпочтениями и вкусом.

Наши рекомендации