Городское расселение Нового времени
3.3.1. Города Нового времени в Европе
Началом Нового времени можно считать открытие европейцами путей в Индию и Америку, что резко изменило положение Европы на карте мира, явившись предтечей ее бурного промышленного развития. Изменились и важнейшие торговые пути, обуславливавшие развитии отдельных городов. На короткий период в первой половине XVI в. вперед вырвались Лиссабон в Португалии и Севилье в Испании, куда стали стекаться товары из Индии и драгоценные металлы из Америки. Итальянские города, оказавшиеся вдали от новых путей, наоборот, начали терять свое знамение, что усугубилось созданием на Ближнем Востоке Османской империи, которая перекрыла все сухопутные пути из Европы в Индию.
Во второй половине XVI в. главный торговый перекресток Европы переместился на северо-запад материка - к побережью Северного моря. В наиболее выгодном положении оказались города Нидерландов, расположенные и устьях рек Рейна, Мааса, Шельды, которые вели во внутренние районы Европы. Главным торговым центром стал Антверпен. Вдоль берега Шельды в этом городе сформировалась целая торгово-складская зона, куда стекались товары пи многих стран, а затем распределялись по районам Европы. Наиболее важные контракты стали заключаться не на рынках, а на бирже, что резко увеличило объемы торговли. Главная площадь города предназначалась для торжественных церемоний и праздников, а украшали ее здания ратуши и важнейших торговых гильдий. Появились новые ремесленные производства, в том числе ювелирное дело, и первые текстильные мануфактуры. При этом в политическом отношении Нидерланды в тот период оказались под властью Испании, куда уходила значительная часть доходов купцов и ремесленников. Экономические противоречия усиливались национальными и религиозными. Это привело к восстанию населения Нидерландов эпохе господства Испании. В результате многолетней борь-5ы получить независимость в конце XVI в. удалось лишь северной части Нидерландов - Голландии, населенной преимущественно протестантами. Антверпен, оставшийся в южной части под властью испанцев, потерял свое главенствующее положение. Главным торговым центром Европы и всего мира в первой половине XV11 в. стала столица Голландии город Амстердам. Амстердам небольшой рыбацкий поселок — резко увеличивается в размерах. На его центральной площади Дам ("плотина") строится монументальная ратуша (впоследствии королевский дворец), вблизи — биржа и торговые кварталы. Побережье моря занимают многочисленные склады и судостроительные верфи. Жилая застройка расходится кольцами от центра города, при этом кольца образуются специально построенными каналами с набережными. На окраинах города возникают мануфактуры, перерабатывающие сырье со всего света.
Но главенство Голландии и Амстердама также оказывается недолгим. После буржуазной революции середины XVII в. значительно усиливается Англия. Она сначала выигрывает войну с Испанией, а затем и ряд войн с Голландией, становясь ведущей морской державой мира. Роль главного торгового и экономического центра мира переходит к столице Англии Лондону. Лондон возник в качестве военного лагеря еще во времена Древнего Рима. Он расположился на реке Темзе — главном пути во внутренние районы Англии с побережья — в том месте вверх по течению от устья, где река становится уже и через нее можно организовать переправу (ниже Лондона через Темзу мостов нет до сих пор). В Средневековье Лондон оставался сравнительно небольшим городом, хотя около него вниз по течению Темзы строится самая мощная королевская крепость Тауэр, а вверх по течению — Вестминстерское аббатство, являющееся местом коронации и захоронения английских королей.
Начиная с XVII в. Лондон начинает быстро развиваться. Вниз по течению реки от города возникает район лондонских доков, состоящий из многочисленных гаваней, складов, судостроительных верфей. К этой зоне примыкает Ист-Энд — рабочие жилые районы, застроенные многоэтажными зданиями казарменного типа. Исторический Лондон — Сити — постепенно застраивается зданиями банков, бирж, офисов крупнейших компаний, городскими общественными зданиями (собор Святого Павла, мэрия - Гидхолл, суд и др.). Около Вестминстерского аббатства строятся здания парламента, министерств, королевские дворцы (Букингемский и др.). Здесь сохраняются большие зеленые территории (Гайд-парк и др.), возникают районы торговли и развлечений (Сохо и др.) Вообще западная часть Лондона — Вест-Энд — становится местом проживания привилегированных слоев населения. Резкое социальное территориальное расслоение впервые появляется именно в Лондоне. Здесь предпринимаются серьезные меры по регулированию развития города, в частности, создается зеленый пояс вокруг города, а новые пригороды строятся уже за пределами этого пояса с разрывом от основного массива городской застройки. В новых пригородах применяется принцип "города-сада", когда преобладают односемейные дома, утопающие в зелени деревьев. При этом планировка центра города остается запутанной, с узкими улицами и отсутствием выраженного организующего центра города. К началу XX в. население Лондона составляет 4,5 млн. чел., и он становится крупнейшим городом, когда-либо существовавшим в истории.
Одновременно в Англии развиваются и другие города — промышленные центры (Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем и др.). Они состоят из жилых рабочих кварталов при промышленных предприятиях, слабо связанных друг с другом, фактически при отсутствии единого городского центра. Возникают также специализированные города-порты, военные базы, курорты, при сохранении появившихся еще в Средневековье университетских городов и небольших местных центров. Таким образом, уже в XIX в. в Англии формируется система городского расселения, близкая к современной. В этой стране впервые в мире доля горожан превышает половину населения, а в начале XX в. в Великобритании горожанами является уже около 75% населения.
Большое значение для развития градостроительства имел также Париж, выделившийся среди остальных городов Франции еще в Средние века. Но интенсивное развитие этого города началось уже в Новое время, когда он стал столицей крупного централизованного государства. В середине XVII в. около Парижа создается парадная королевская резиденция Версаль, ставшая образцом для подобных построек во всех европейских странах. Были разработаны новые принципы планировки, учитывающие эффект воздействия дальних перспектив, сочетания искусственных сооружений с живой природой, чередования открытых зеленых и водных пространств. При этом возобладал архитектурный стиль классицизм, явившийся новым "возрождением" античности. По образцу Версаля ансамбль парадных дворцов и площадей сооружается в XVIII — начале XIX в. и в самом Париже вдоль правого берега Сены: Лувр — Тюильри — площадь Согласия - Елисейские поля - площадь Звезды с Триумфальной аркой. Во второй половине XIX в. в городе проводится реконструкция Османа (бывшего префектом Парижа), в ходе которой создаются широкие бульвары на месте бывших крепостных стен и расчищаются обширные пространства вдоль Сены, позволяющие оценить архитектурные шедевры центра города: собор Парижской Богоматери, Лувр, Дом Инвалидов, впоследствии — Эйфелеву башню. Одновременно произошло разделение города по социальному признаку: богатые кварталы концентрируются к северо-западу от центра города, бедные — к юго-востоку. Центр города окружили промышленные пригороды. К началу XX в. Париж с населением 2,7 млн. чел. делит 3—4 место среди городов мира вместе с Берлином, уступая только Лондону и Нью-Йорку.
Берлин - ещё один примечательный европейский город того времени... Он стал столицей крупного централизован-) государства (Германской империи) сравнительно поздно - только в 1870 г. А первоначально это небольшая крепость в центре славянских земель, завоеванных германскими князьями в XIII-XIV в. Только с 1701 г. Берлин - столица Прусского королевства - самого большого, но лишь одного из многих германских государств того времени. Но получение статуса столицы способствовало бурному развитию города. Уже во времена Пруссии в городе создаются дворцы, загородные резиденции, почти т- уступающие парижским и лондонским. Строятся система судоходных каналов, по всем направлениям прокладываются железные дороги, что резко улучшает транспортное положение города и это способствует росту промышленности. Новое выгодное положение особенно ярко проявляется во времен;. Германской империи. Во второй половине XIX в. население Берлина вырастает в 5 раз. В городе размещаются не только многочисленные административные учреждения нового большого европейского государства, но также крупные промышленные предприятия, причем новейших для то, времени от- машиностроения, электротехники, химии. Город становится одной из мировых столиц того времени.
В общем случае можно сказать, что в Новое время главным стимулом развития европейских городом первоначально является международная торговля, но впоследствии ведущее место переходит к промышленности. Быстро развивается также административные центры — столицы централизованных государств. Все большее значение начинают приобретать отрасли: непроизводственной сферы — финансы образование, наука, культура.
3.3.2. Города Нового времени в Америке, Азии и Африке
Вне Европы городское развитие в Новое время имеет сколько разновидностей, которые условно можно назвать североамериканской, латиноамериканской, азиатской и африканской.
Первая разновидность наиболее характерна для США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. В данном случае коренное население (индейцы, аборигены) были уничтожены почти полностью, и расселение европейцев формировалось заново, на пустом месте. Соответственно, население городов составили переселенцы из Европы и их потомки. Первые города возникали на морских побережьях, откуда начиналась колонизация. Затем вперед из них вырвались те, которые обладали наилучшими путями для проникновения в глубь материка. На территории США таким городом стал Нью-Йорк, от которого прошел водный путь к Великим озерам. Впоследствии главными во внутренних районах стали не водные, а железнодорожные пути. Планировка городов регулярная, часто прямоугольная, с широкими улицами и просторными площадями. Высокая концентрация деловой жизни в центрах городов привела к высокой стоимости земли, что способствовало строительству все более многоэтажных зданий, которые уже к концу XIX в. получили характер небоскребов. При этом предыдущие постройки сносились без всякого сожаления, так как и они были построены прежде всего ради прибыли и не имели исторической и культурной ценности как здания в центрах европейских городов. Большинство жителей (средний класс) расселялись, наоборот, в малоэтажных односемейных домах, которые заняли огромные площади в пригородах. Недавние мигранты проживали в многоэтажных кварталах, аналогичных европейским, часто концентрируясь по национальному признаку. Те города, куда направлялся основной поток мигрантов, росли особенно быстро. Так, в 1800 г. Нью-Йорк имел около 80 тыс. жителей, уступая многим европейским и азиатским городам, а уже к концу XIX в. он вырвался на второе место в мире, насчитывая 3,4 млн. жителей. Большое внимание уделялось благоустройству городов. С самого начала возникло разделение городов по функциям на экономические, административные, университетские центры, местные обслуживающие центры Самыми крупными стали экономические центры за счет развития промышленности и портового хозяйства (Нью-Йорк в США, Монреаль в Канаде, Сидней в Австралии и др.). Но административные и университетские города при этом были лучше спланированы, в большей мере озеленены, имели лучшую экологическую и социальную ситуацию. Местные обслуживающие центры были самыми небольшими, довольно равномерно покрывая всю освоенную территорию стран переселенческого капитализма.
Латиноамериканский тип городского развития характерен для бывших американских колоний Испании и Португалии. В данном случае коренное население старались покорить, обратить в рабство, но не уничтожить. При этом новые города строились на месте разрушенный городок коренного населения (Мехико, Лима) и в местах, позволяющих контролировать большие территории (Буэнос-Айрес, Сан-Паулу). Обязательной в таком городе была центральная площадь, на которой размещались дворец губернатора, католический собор, казарма с арсеналом. Вокруг центральном площади в правильных прямоугольных кварталах прожинали сравнительно немногочисленные переселенцы из Европы. Коронное население концентрировалось на окраинах в беспорядочно застроенных кварталах, часто без всякого благоустройства. Для каждого города было характерно большое количество монастырей, так как особое внимание уделялось христианизации коренного населения.
Азиатский тип городского развития характерен для территорий, имевших богатую историю и многократно превосходивших метрополии по населению — Индии, Китая, Юго-Восточной Азии. В данном случае европейские колонизаторы стремились захватить территорий и вывозить природные ресурсы, используя местных правителей. При этом экономические и управленческие связи постепенно переориентировывались с местных столиц на приморские города, созданные европейцами заново или перестроенные ими из небольших существовавших ранее поселений. В Китае такими городами стали Шанхай и Гонконг, в Индии - Калькутта и Бомбей, в Юго-Восточной Азии — Джакарта, Сингапур и Сайгон (в настоящее время — Хошимин). Европейцы составляли лишь небольшую долю населения этих городов, и часто проживали изолированно от местного населения в специальных благоустроенных кварталах, построенных по европейским образцам. При этом в их руках находились как политические, так и экономические рычаги власти. Характерно существование английского (Калькутты), французского, португальского, голландского, датского городом в дельте Ганга, каждый из которых старался подчинить окружающие индийские территории в интересах своей метрополии. Сейчас все эти поселения входят в состав Калькутты, являвшейся столицей колониальной Индии и вторым по величине городом в Британской империи после Лондона.
Африканский тип городского развития представляет собой сочетание латиноамериканского (первоначально) и азиатского (впоследствии) типов и в размещении, и в планировке городов. Первые города возникли на берегах океанов для контроля над побережьем и проникновения во внутренние районы (Кейптаун, Дакар, Лагос и др.). Затем стали осваиваться внутренние районы, где для колонизации использовались как старые города, существовавшие до прихода европейцев (Томбукту и др.), так и строились новые, особенно в районах добычи полезных ископаемых (Йоханнесбург и др.). В итоге можно сказать, что современное городское расселение в Африке начало формироваться позже, чем в других регионах мира, и этот процесс шел довольно медленно.