Городское жилищное строительство

Общественные здания

Рост торговли предъявил спрос на совершенно иные, чем раньше, постройки - пассажи, крытые рынки, многоэтажные универсальные магазины.

Из торговых зданий наиболее интересным с точки зрения планировочного решения и широкого применения металлических и железобетонных конструкций является трехэтажное здание Верхних торговых рядов в Москве, состоящее из трех продольных галерей. Оригинально решена инженером В. Г. Шуховым пространственная система металлических ферм, обеспечивавшая освещение помещения дневным светом. Переходные мостики между этажами и консоли галерей выполнены в железобетоне. Рационально решен вопрос подвоза и разгрузки товаров.

Универсальных магазинов в конце XIX в. построено много. Они были многоэтажными, с большими окнами и залами, что обеспечивалось применением новых конструкций. Кроме Верхних торговых рядов, примером может служить пассаж на Литейном проспекте в Петербурге, построенный архитектором Н. В. Васильевым в 1912-1913 гг. В этом здании применялись железобетонные конструкции - балки, колонны, ребристые перекрытия.

Здание универсального магазина "Мюр и Мерелиз" решено в металлических конструкциях с перекрытиями из железобетона. Три пролета перекрыты раскосными фермами, образующими двухскатную кровлю. Пролет над лестничными клетками перекрыт неравноплечной фермой, по верхним поясам которой устроено остекление, хорошо освещающее лестничный проем дневным светом. Металлические конструкции этого универсального магазина построены по проекту В. Г. Шухова.

Во многих городах России в конце XIX в. и особенно в начале XX в. строились большие и малые крытые рынки. Лучшим образцом был крытый рынок в Риге, состоящий из нескольких отдельных зданий, перекрытых высоко вздымающимися трехшарнирными металлическими арками. В металлических конструкциях решен и крытый Бессарабский рынок в Киеве.

В Ленинграде, на Сенной площади был сооружен крытый рынок в 80-х годах. Его несущие конструкции образованы металлическими рамами пролетом 24 м с шагом 13 м.

Строительство железных дорог потребовало сооружения пассажирских вокзалов. Большинство вокзалов на линиях железных дорог строилось по типовым проектам. В крупных железнодорожных узлах создавались большие здания вокзалов. Например, такие, как уже упомянутые Казанский и Ярославский, а также Брянский (ныне Киевский) в Москве, а в Петербурге - Витебский и Московский.

Киевский вокзал в Москве - один из лучших для того времени вокзалов мира как по своей планировке, так и по конструктивному решению. Перрон вокзала шириной 46 м перекрыт трехшарнирными металлическими решетчатыми арками высотой 28 м. Служебные трехэтажные помещения по бокам перрона выполнены из железобетона. Их крыши устроены по двухскатным металлическим фермам с раскосной решеткой. Вокзал построен в 1913-1917 гг. инженером И. И. Рербергом. Металлические конструкции изготовлены по проекту В. Г. Шухова.

Казанский вокзал в Москве построен в 1913-1926 гг. Г-образный корпус из кирпича и железобетона имеет три больших зала для пассажиров, ресторан, выставочный зал, вестибюль и трехэтажные служебные помещения, входящие в основной корпус. Все кирпичные и железобетонные конструкции в основных помещениях различны. Каждый из пассажирских залов перекрыт по-разному. Самый большой зал образован кирпичными стенами и мощными железобетонными арками. Между арками устроено верхнее освещение. Второй зал имеет два неравных по ширине нефа. Каждый неф перекрыт кирпичными бочарными сводами. Третий зал по характеру перекрытий состоит из трех отсеков, они перекрыты ребристыми железобетонными конструкциями. Причем крайние отсеки вдоль пролета имеют А-образные фонари верхнего света. В центре железобетонного перекрытия среднего отсека устроен фонарь в виде четырехугольной башни с шатром наверху.

Вестибюль, расположенный на стыке торцов корпусов вокзала, представляет собой четырехугольное башенное помещение с большими витражами в двух стенах. Верх этой башни образован трехъярусной кирпичной конструкцией, переходящей в шатровый свод, увенчанный на крыше шпилем. Поскольку вокзал имеет много помещений и все с различными конструкциями перекрытий и стен, зодчий весьма удачно придал корпусу ряд различных фасадов, и все это здание получило приятное и выразительное решение.

С развитием капитализма увеличивались финансово-кредитные операции. Это вызвало появление новых типов банковых зданий. Отделения банков в губерниях и уездах в большинстве случаев строились по типовым проектам. Конструкции банковских зданий были несгораемые. Операционные залы перекрывались большепролетными конструкциями и часто освещались верхним светом. Перекрытия применялись огнестойкие.

Строилось также значительное количество ломбардов. Их здания решались в металлических или железобетонных конструкциях.

С развитием средств связи - телеграфа и телефона - в 90-х годах появились специальные типы зданий. В Одессе в 1893 г. было построено новое почтово-телеграфное и телефонное здание. Перед ним не было столбов с массой проводов и вводов их в помещение. Провода собирались на крыше. С этой целью устроены две крыши: основная и над ней в виде каркаса, который покрывался листовым железом или стеклом, вторая. На каркасе располагались изоляторы, сгруппированные по цветам. Провода подводились к изоляторам и от них через основную крышу в аппаратные помещения.

В этот же период в России появляются здания цирков. Большой интерес представлял цирк Чинизелли в Москве, построенный в 1876 г. и перекрытый железным куполом Шведлера пролетом в 48 м.

В конце 90-х годов началось строительство кинотеатров. Наиболее интересное здание того времени - кинотеатр "Колизей" на Невском проспекте в Петербурге. Он был построен из кирпича и имел круглую форму диаметром 32 м. Кинотеатр перекрывался деревянными фермами с металлическими затяжками.

В те же годы построен ряд музеев, театров, учебных заведений, а также школьные здания - гимназии, коммерческие и реальные училища и т. п.

Городское жилищное строительство

Помещики, оставшиеся у власти и сохранившие свои привилегии после отмены крепостного права, расширяли или вновь строили поместья, усадьбы и более современные индивидуальные жилые дома в городах.

Капиталисты, банкиры, купцы обзаводились новыми помещениями для жилья, контор и учреждений. Возникали банки, универсальные магазины, пассажи. Появлялись особняки, построенные с учетом индивидуальных вкусов заказчиков, с богатой отделкой фасадов и внутреннего интерьера.

Буржуазию, банкиров и богатых купцов обслуживали люди различных профессий - чиновники, инженеры и служащие разных категорий. Им нужны были хорошие квартиры, иногда до 12 комнат. Служащие и учащиеся искали жилища попроще - в 1-2 комнаты. Для разных категорий жителей городов нужны были дома с квартирами разной стоимости.

С развитием капиталистических отношений в России жилищное строительство стало объектом выгодного приложения капиталов. Вследствие этого в городах возникало строительство так называемых доходных домов. В зависимости от того, на какую категорию квартиросъемщиков рассчитывал капиталист, он начинал строительство жилого дома определенной стоимости. Появились доходные дома с разными по стоимости квартирами.

Это в большинстве случаев были 3-6-этажные здания с секционной многоквартирной планировкой. Многоэтажные жилые дома появились позднее, в конце 80-х годов, когда можно было оборудовать их лифтами. В больших городах в многоэтажных домах устраивалось центральное отопление, водопровод и канализация.

На доходные дома объявлялись конкурсы. Так, в конкурсной программе "Человеколюбивого общества" было сказано, что на "доходность и удобство квартир обращено особое внимание, т. к. эти достоинства будут служить главным критерием при оценке" [1, с. 55]. Однако удобство квартир часто не принималось во внимание, если можно было успешнее решить вопрос о доходности.

Доходные дома для желавших жить в одной комнате или в 2-3-комнатных квартирах строились с секциями на 2-3-4 квартиры. Создавались жилые корпуса коридорной системы с однокомнатными квартирами.

Для жителей, совсем не имевших жилья, строились ночлежные дома, доходность которых была достаточной, чтобы получить 10-12% прибыли на вложенный капитал.

Превращение доходного дома в объект предпринимательства было отражено в строительном уставе, который представлял интересы предпринимателей: стимулировал увеличение плотности застройки, не связывая ее с планировкой кварталов города и его сооружений. Периметральная застройка кварталов обусловливала разнобой планов и размеров жилых зданий. Устав разрешал владельцам дробить участки. Предусматривалась лишь минимальная величина внутренних световых дворов, максимальная высота корпусов, минимальная высота этажей, обязательность устройства глухих стен вдоль границ участка и т. д.

Предложения на строительство зданий от очень пестрых по социальному составу заказчиков не могли не породить самые разнообразные формы и объемно-планировочные решения всех видов зданий. Возникла частновладельческая застройка городских кварталов. Нарушился принцип возведения зданий по генеральным планам.

Развивавшаяся строительная техника давала возможность перехода к планировкам зданий с большими пролетами и новыми формами объемных решений, что, однако, не сочеталось со множеством архитектурных приемов строительства.

Художественный критик В. В. Стасов по поводу архитектуры второй половины XIX в. писал: "Архитектура, копирующая со старых образцов, с книг и атласов, с фотографий и чертежей, архитектура ловких людей, навострившихся в классах и потом преравнодушно отпускающих товар на аршин и фунт, - стоит только протянуть руку и достать с полки.

Угодно - вот вам пять аршин "греческого классицизма", а нет - вот три с четвертью итальянского "ренессанса". Нет, не годится, - ну, так хорошо же: вот, извольте, остаток первейшего сорта "рококо Луи Кена", а не то хороший ломтик романского, шесть золотников готики, а то вот целый пуд русского" [2, с. 522].

Для иллюстрации этих слов В. В. Стасова можно привести множество примеров.

Некоторые прогрессивные зодчие поднимали свой голос против эклектических тенденций в архитектуре. Их возмущала покупка буржуазией творческих сил архитектурной интеллигенции. Вскоре русские зодчие пришли к выводу о необходимости согласованных действий на "рынке" архитектуры. В 1857 г. в Москве, а в 1871 г. в Петербурге создаются архитектурные общества, проводятся съезды архитекторов.

Российская общественность в эти годы делилась на политически противоположные части: господствующую дворянско-буржуазную часть и прогрессивную русскую интеллигенцию, ищущую пути выхода из удушающей атмосферы дворянско-капиталистического гнета. В строительстве жилых и общественных зданий это сказалось в поиске форм, удовлетворяющих, с одной стороны, вкусам растущей буржуазии, а с другой - требованиям русской национальной самобытности и демократизма.

В конце 60-х годов XIX в. передовые зодчие пытались создать архитектурную форму зданий, близкую и понятную народу, хотя новые дома строились не для него. Это было выражение прогрессивных тенденций в архитектуре. Заимствовались формы древнерусского зодчества, в каменных материалах имитировались деревянные постройки.

В последней четверти XIX в. это направление выразилось в таких постройках, как здание городской думы в Москве (ныне музей В. И. Ленина), выполненное по проекту Д. Н. Чичагова в 1890-1892гг. (рис. 61), здание Исторического музея, созданное по проекту В. О. Шервуда в 1874-1883 гг. Против Кремлевской стены на Красной площади по проекту А. Н. Померанцева в 1889-1893 гг. возведено здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ), относящееся к этому же направлению.


61. Здание городской думы в Москве, построенное по проекту архитектора Д. Н. Чичагова (1892)

В конце XIX в. в строительстве жилых и общественных зданий возникло архитектурное направление, называемое модерн, или новый стиль. Его последователи утверждали, что он означает большую целесообразность и свободу планировок. Однако решение зданий в стиле модерн определялось не желаниями зодчих, а материальными возможностями строительной техники и вкусами заказчиков. Набор же усложненных декоративных элементов в стиле модерн был сочетанием различных стилей прошлого. Зодчие не искали новых форм архитектуры, а брали и сочетали все то, что могло понравиться заказчику-капиталисту. Разнообразные вкусы заказчиков определяли разнообразие отделочных особенностей в их особняках, доходных домах, банках и т. п.

В таких городах, как Москва, Ленинград, Одесса, имеется много построек конца XIX в., выполненных в стиле модерн. Образцом может служить здание гостиницы "Метрополь", построенное в 1900-1903 гг. по проекту В. Валькотта. В этом здании сочетаются большие объемы ресторана, перекрытые ажурными металлическими конструкциями, с обычным коридорным расположением гостиничных помещений. Что же касается фасадов "Метрополя", то здесь мы видим смесь традиционных стилей в сочетании с росписью Врубеля.

В стиле модерн в 1902 г. по проекту Ф. О. Шехтеля построен Московский художественный театр, по проекту Р. И. Клейна - универсальный магазин "Мюр и Мерелиз" в 1908 г. (ныне здание ЦУМа) и ряд других зданий.

Архитектура модерна сочеталась с самыми различными стилями. Например, в здании Ярославского вокзала в Москве (архитектор Шехтель) - с древнерусским стилем, в здании Московского купеческого клуба (ныне театр Ленинского комсомола, архитектор И. А. Иванов-Шиц) - с классицизмом. В этом здании так причудливо переплетаются все декоративные украшательства, что его трудно отнести к какому-либо определенному стилю (рис. 62).


62. Здание купеческого клуба в Москве, построенное по проекту архитектора И. А. Иванова-Шиц (1907-1908)

Подобные здания строились и в 1900-х годах. Некоторым талантливым зодчим удавалось находить новые решения и создавать выдающиеся сооружения в интересах класса капиталистов. Для примера можно назвать построенный в 1912-1914 гг. по проекту И. А. Фомина в Петербурге, на Мойке, особняк князя Абамелек-Лазарева, украшенный ампирными деталями и фресками, близкими к ренессансу (рис. 63).


63. Дом на набережной р. Мойки в Петрограде, построенный по проекту архитектора И. А. Фомина (1913-1914)

В начале XX в. развернулись творческие силы таких талантливых зодчих, как И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, И. А. Фомин, А. В. Щусев, А. И. Таманян и др. С их именами связывается интерес к классическим национальным традициям и к итальянским традициям эпохи Возрождения. Например, В. А. Щуко распространил эти традиции даже на доходные дома.

Примерами лучших сооружений начала XX в. в Москве являются здания Казанского вокзала (А. В. Щусев), Ярославского вокзала (Ф. О. Шехтель), Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Р. И. Клейн), Третьяковской галереи и др.

Прогрессивно настроенные русские зодчие стремились к архитектурному освоению достижений строительной техники, новых строительных материалов и конструкций, боролись за развитие рационалистических тенденций в архитектуре. Эти вопросы широко обсуждались архитектурной общественностью в печати и на съездах.

Развивающаяся промышленность и рост рабочего класса требовали нового подхода и к застройке рабочих кварталов. Как правило, рабочие жили в примитивных зданиях. На юге это были глиняные мазанки. В других районах - бараки, деревянные и кирпичные дома в 2-3 этажа, с общими большими комнатами, с нарами в несколько ярусов, или же с отдельными каморками, для семейных рабочих, В небольшом количестве строились двухэтажные секционные дома по 6 квартир с наружной галереей и одноэтажные домики на 4 однокомнатные квартиры.

К концу XIX в. появились жилые комплексы для рабочих с однотипными зданиями и сооружениями общественного назначения. В 1896г. по конкурсному проекту архитектора Н. К. Толвинского жилой квартал для рабочих " Невской ниточной мануфактуры застраивался трехэтажными домами пяти типов и зданиями культурно-бытового назначения [3].

В 1897-1898 гг. в Петербурге было начато строительство колоний для рабочих товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры по проекту архитектора Р. А. Гедика. Жилые дома этого комплекса были кирпичными, пятиэтажными, с огнестойкими перекрытиями из кирпичных сводов по металлическим балкам.

Наши рекомендации