Жилищное строительство

На начало 2001 года в Республике Беларусь 568, 8 тыс. семей и одиноких граждан состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий против 609 тыс. семей и одиноких граждан на 1 января 1998 года. Зa 1996 – 2000 годы средняя обеспеченность населения жильем увеличилась на 1,7 м2 и составила 21,2 м2 общей площади на человека. Тем не менее проблема жилищного строительства остается острой, поэтому она является одним из приоритетов как Правительства, так и местных органов исполнительной власти.

Жилищное строительство и ранее было в центре внимания исполнительных и распорядительных органов. Начиная с 1970 года, когда в Беларуси было построено 4,3 млн м2 жилья, объемы жилищного строительства ежегодно увеличивались в среднем на 4 %. По количеству возводимого на душу населения жилья Беларусь вплотную приблизилась к таким странам, как Германия и Финляндия.

В 1994 году Президентом и Правительством страны были приняты принципиально новые подходы в жилищном строительстве: не путем раздачи жилья нуждающимся, а путем его продажи, с привлечением при этом средств граждан, предприятий, государственного субсидирования и кредитования. В итоге из 12 млн м2 незавершенного жилья, насчитывающихся к 1 января 1995 г., на начало 1999 года осталось 4 млн м2 (Николайчук В.Жилищный вопрос по-прежнему под вопросом// Рэспублiка. 2000. 23 лют. С. 3). А к 1997 году Республика Беларусь восстановила по этому показателю лидирующее положение среди стран СНГ: в расчете на тысячу человек было построено 325 м2, в России – 222, в Украине – 122 м2.

Новая политика исполнительной власти наиболее полно нашла отражение в Постановлении Правительства от 3 мая 1999 года № 640, утвердившего Национальную жилищную программу (Концептуальные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике) (Правит. архив: Ф. 7, д. 19-1. НДП. Т. 1. – Л. 73 – 121). Основными положениями этой политики в современный период являются: создание системы финансирования воспроизводства, реконструкции и ремонта существующего жилищного фонда; разделение функций между государством и гражданами в жилищном строительстве; сохранение обязательств государства перед гражданами, пользующимися предусмотренными законодательством льготами по обеспечению жильем; создание и совершенствование системы государственной поддержки граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание улучшить эти условия с использованием собственных средств; разработка и принятие нормативно-правовых документов по внебюджетному финансированию жилищного строительства; снижение стоимости строительства жилья, что позволит обеспечить доступность его мало – и среднеимущим слоям населения.

Президент, Правительство, местные органы исполнительной власти особое внимание уделяют застройке сельских населенных мест. В каждой области проведены конкурсы на лучшее проектное решение с целью снижения затрат на строительство и стоимости жилья, изучены возможности использования выпускаемых на местах строительных материалов и изделий. Это позволяет применять широкий спектр объемно-планировочных решений – от одноэтажных высокоэкономичных домов в д. Новка Витебского района до мансардных и двухэтажных домов, спроектированных и строящихся в Брестской, Гродненской и Могилевской областях.

Реализуются мероприятия по широкому внедрению в строительство новых строительных материалов, изделий и конструкций, их своевременной поставке потребителям независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Благодаря размаху жилищного строительства с полной нагрузкой работают предприятия стройиндустрии, мебельная промышленность. Следовательно, жилищное строительство может рассматриваться и как локомотив экономики, как проявление идеологии Правительства в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, утвержденной Указом Президента от 8 августа 2001 г. № 427, предусмотрен ежегодный ввод 2,5 – 3 млн м2 общей площади жилых домов. Новое жилье в этот период должны получить около 300 тыс. белорусских семей (Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы. Мн.: Беларусь; 2001. С. 57).Внешнеэкономическая деятельность и экспорт продукции

В соответствии с Законом о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах Правительство регулирует внешнеэкономическую деятельность, а одним из приоритетов этой деятельности является экспорт продукции (Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах//Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 29–30. С. 70–71).

Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашего государства направлена на создание благоприятных внешних условий для экономического, социального и культурного развития белорусского общества.

Управляя этим процессом, Совет Министров Постановлением от 17 декабря 2001 года № 1819, например, утвердил мероприятия по созданию условий развития экспорта Республики Беларусь на 2002 год. Ими предусмотрено, в частности, поэтапное расширение финансовой базы государственной поддержки экспорта, совершенствование системы страхования экспорта, увеличение экспорта товаров и услуг сектора малого предпринимательства, создание финансовой базы государственной поддержки экспорта для научных организаций. В этой сфере намечены также меры по совершенствованию налогового и таможенного законодательства, повышения конкурентоспособности белорусского экспорта, расширения экспорта в Российскую Федерацию и т.п. (Национальный реестр … 2002. № 1. С.40–47).

Политико-экономические интересы Беларуси связаны, прежде всего, с Россией. Эта установка основывается на воле народа, выраженной на республиканских референдумах. Важнейшим этапом реализации Договора о создании Союзного государства стало создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

В значительной мере удалось восстановить разорванные хозяйственные связи между предприятиями двух стран. Создан ряд межгосударственных финансово-промышленных групп, обеспечен равный взаимный доступ субъектов хозяйствования Беларуси и России к участию в тендерных торгах. Только по линии Министерства иностранных дел зарегистрировано более 150 предприятий с российским капиталом. Основа белорусско-российского экономического и научного взаимодействия – Союзные программы. Их в настоящее время около сорока, в том числе дизельное автомобилестроение, карьерный транспорт, разработка и производство цветных телевизоров новейшего поколения.

Одна из самых перспективных научно-технических программ Союзного государства – разработка и серийное производство суперкомпьютера («СКИФ») производительностью до триллиона операций в секунду. Ее реализация позволит выйти на собственный путь развития конкурентоспособной вычислительной техники, обеспечить национальную безопасность и независимость Беларуси и России, создать новые рабочие места в наукоемких отраслях промышленности. Ответственными исполнителями программы являются научно-исследовательское объединение «Кибернетика» Национальной академии наук Беларуси и Институт программных систем Российской академии наук (Медведев В.«СКИФ» врывается в XXI век// Сов. Белоруссия. 2003. 11 июня. С.4).

В целях расширения торгово-экономических связей в посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации образованы отделы регионального сотрудничества, торгово-экономического сотрудничества с Москвой и Московской областью, экономического анализа и торгово – хозяйственных технологий, выставочно-маркетинговый центр. Функционируют отделения посольства в Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде, Краснодаре, Тюмени, Хабаровске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Уфе.

Такое внимание к российским регионам не случайно — в эту страну поставляется более 60 % общего экспорта белорусской продукции. Республика заняла в торговле с Россией третье место после ФРГ и США. А это означает новые рабочие места, своевременную выплату заработной платы и пенсий, поддержку науки, образования, культуры, детских дошкольных учреждений.

Крупнейшим торгово-экономическим партнером Беларуси является г. Москва. Тесные деловые связи установлены между Беларусью и Санкт – Петербургом, Московской, Тульской, Новосибирской, Липецкой и другими областями. Сейчас около 70 субъектов Российской Федерации имеют с республикой договорные отношения о сотрудничестве.

Один из основных белорусских рынков находится в Украине. Отдавая приоритет отношениям со странами СНГ, Правительство Беларуси исходит из необходимости соблюдения принципа многовекторности. Активно развиваются контакты с Латвией, Литвой, Польшей, со многими странами Запада, Азии, Африки и Латинской Америки.

Вместе с тем, для белорусских предприятий имеется потенциальная возможность существенно увеличить освоение зарубежных рынков. Например, закупки машин, оборудования и транспортных средств в России ежегодно составляют более 15 млрд долларов США. На долю Республики Беларусь в поставках этой группы продукции приходится только 6 %, что позволяет увеличить экспорт сельскохозяйственной техники для уборки и сенокошения, тракторов, автобусов и трамваев. Ежегодно Россия ввозит продовольственных товаров на сумму более 10 млрд долларов. Для увеличения экспорта белорусских товаров целесообразно проанализировать действующие в республике нормативно-правовые акты, регулирующие экспорт продовольствия и использование валютной выручки, создать заинтересованность экспортеров в наращивании объемов экспорта, решить вопросы упаковки продуктов. Резервом увеличения поставок продовольственных товаров на российский и западные рынки могут быть переработанные дары леса (ягоды, грибы и т.д.). Разумеется, потребуется соответствующая работа республиканских и местных органов исполнительной власти, потребительской кооперации.

Для упрочения позиций Беларуси на зарубежных рынках следует всемерно развивать электронную торговлю через Интернет. Белорусские экспортеры должны владеть такими механизмами, которые позволят им в сотни раз сократить затраты времени на поиск деловых партнеров, банковские и другие процедуры. Настало время создать в Интернете единый национальный портал по внешнеэкономической деятельности, используя международные стандарты.

Сравнительно невеликие расходы на реализацию высказанных предложений быстро окупятся. А главное – внешнеэкономическое сотрудничество с зарубежными странами в наибольшей степени обращено к людям, к реальным результатам их труда и благополучия. А это, как мы уже отмечали, важнейший аспект деятельности Правительства по формированию идеологии государства.

Наши рекомендации