Прочитайте текст и выполните задания A11- A14; B1- В8; С1- С2
1. (1)Перефразируя Гёте и Шеллинга, считавших архитектуру застывшей музыкой, назовем архитектуру живой историей. (2)Большой четырехэтажный дом-терем, с ломкой линией острых фронтонов[1], заполненных майоликовыми панно[2], с изразцовыми балкончиками и затейливыми оконными наличниками, смотрится в центре Москвы экзотично. (3)Это дом железнодорожного инженера П.Н. Перцова вблизи Остоженки, известный не только оригинальной архитектурой, но и причастностью к русской культуре начала XX века.
2. (4)К этому времени в России складывается капитализм, страна становится аграрно-индустриальной и по объему промышленного производства входит в число ведущих держав мира. (5)Успешное участие России во Всемирных выставках вызывает в обществе гордость и интерес к русской культуре за рубежом.
3. (6)Для увеличивающегося городского населения строятся многоквартирные доходные дома[3]. (7)Исполняя волю заказчика, архитекторы стараются замаскировать однотипные дома разнообразным декором.
4. (8)Когда Петр Николаевич Перцов, не только известный инженер, но также коллекционер и меценат[4], купил участок земли на набережной Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя, он понял, что «место постройки обязывает строго отнестись к зданию». (9)Он объявил конкурс со следующими требованиями к проектировщикам: доходный дом, построенный на основе прежнего здания, с жилыми квартирами, с мастерскими для художников, должен быть необычным и отражать национальное своеобразие русского народа.
5. (10)Именитое жюри выбрало проект архитектора Н. Жукова по эскизам художника С. Малютина, живописца, книжного иллюстратора, мастера декоративно-прикладных работ и создателя русской матрешки. (11)Малютин выполнил эскизы двух фасадов[5] здания и проекты некоторых интерьеров. (12)Архитектура дома выражала основную идею стиля модерн[6] – объединение всех элементов здания в единый художественный образ (в данном случае – образ Киевской Руси) со знаками славянского язычества.
6. (13)Как многие мастера модерна, Малютин спроектировал архитектурные объемы пластически и артистически, например, поперечное двускатное покрытие угловой части, выходящее острыми щипцами на оба фасада. (14)Это усложняло силуэт здания и напоминало разделенные крыши, характерные для древнерусской архитектуры.
7. (15)Существует мнение, что декоративность приемов и сложность плана не соответствовали практическому назначению здания, хотя именно они сделали запоминающимся это чудо из темно-красного кирпича.
8. (16)Так, благодаря декоративному таланту Сергея Малютина, на Остоженке появился дом-сказка. (17)Майоликовые панно были выполнены по его эскизам артелью художников-гончаров Строгановского училища «Мурава». (18)Более тридцати из них украшают дом: Ярило, бык, дерущийся с медведем, птица Сирин, олени, заяц, павлины, щуки, цветы и деревья. (19)Деревянная резьба, литые детали встречаются повсюду: балконы поддерживают витые сказочные змеи или русалки, труба выполнена в виде спящей совы, резьба украшает наружные двери, лестничные перила и даже вешалки в подъезде. (20)А стены квартиры владельцев с парадными помещениями полностью покрыты деревянной резьбой и росписью.
9. (21)В сказочном доме П.Н. Перцова нашли пристанище многие художники и писатели. (22)В подвале здания в 1908 году открылся театр-кабаре «Летучая мышь», где выступали известные актеры Московского Художественного театра.
10. (23)Сейчас дом Перцова находится в ведении Министерства иностранных дел и по-прежнему поражает прохожих своим сказочным фасадом, являясь ярким примером русского модерна.
(По Е. Князевой)
Елена Князева – журналист, редактор журнала «Искусство» издательского дома «Первое сентября».
А11 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему П.Н. Перцов очень серьезно относился к проекту своего дома на Остоженке?»
1) (3)Это дом железнодорожного инженера П.Н. Перцова вблизи Остоженки, известный не только оригинальной архитектурой, но и причастностью к русской культуре начала XX века.
2) (8)Когда Петр Николаевич Перцов, не только известный инженер, но также коллекционер и меценат, купил участок земли на набережной Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя, он понял, что «место постройки обязывает строго отнестись к зданию».
3) (21)В сказочном доме П.Н. Перцова нашли пристанище многие художники и писатели.
4) (16)Так, благодаря декоративному таланту Сергея Малютина, на Остоженке появился дом-сказка.