Nbsp; ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
Брянская область
Великая Топаль
Тулуковщина
Клинцы
Вьюнки
Сураж
Душатино
Ляличи
ЧАСОВНЯ-УСЫПАЛЬНИЦА
Поставлена помещиком Искрицким над могилой жены. Небольшое кирпичное сооружение - характерный пример культовой постройки подобного типа в русском стиле. Кубический объем завершен невысоким шатром с маленькой декоративной главкой на граненой шейке. Каждую сторону куба украшает большая полуциркульная арка на коротких парных колонках, водруженных на общий постамент. Внутри арок размещены арочные окна, а с западной стороны — вход. Проемы обрамлены квадратными ширинками с цветными поливными изразцами, имеющими рельефный рисунок из растений и розеток. Над арками четверик переходит в восьмерик с неравными гранями, являющийся основанием шатрового покрытия. На гранях основания поставлены один или два кокошника, ниши которых также украшены изразцами. Внутри квадратное в плане помещение сильно изменено и не сохранило прежнего убранства.
Год постройки: нач. 20 в. | |
Дата добавления: 21/07/2008 | |
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997 | |
Область/Город: Брянская область | |
Район: Суражский р-н | |
Расположение: Сураж, ул.Ленина. |
Сураж
Приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был образован осенью 1988 года. Первое Богослужение было совершено в оборудованном под храм доме 27 сентября 1989 года. С 17 января 1991 года в храме стали совершаться Богослужения. В июле того же года началось строительство нового храма. 8 ноября 1997 года, в день памяти Святого великомученика Димитрия Солунского состоялся Крестный ход и переход из домового храма в новопостроенный. Богослужения совершались в трапезной части, где был устроен временный Алтарь. Перед Вербным Воскресением в 2002 году строительство храма было полностью закончено. 27 мая 2004 года состоялось освящение храма Преосвященнейшим Феофилактом, Епископом Брянским и Севским.
nbsp; ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
Поставлена на возвышенном участке главной улицы села, вертикальная доминанта его застройки. Возведена в 1896 г. на месте прежней 1733 г., пришедшей в ветхое состояние. Бревенчатые стены рублены без остатка, снаружи и внутри обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный храм крупных размеров, выполненный в характерном для этого времени русском стиле. Сложная пространственная композиция здания с крещатым построением объемов во многом восходит к зодчеству 17-18 вв. Высокий центральный четверик окружен более низкими прямоугольными пристройками (двумя боковыми рукавами с приделами, пятигранным алтарем и удлиненной трапезной), в углах между которыми встроены меньшие квадратные в плане прирубы. Четверик несет световой восьмерик с пологим шатром, завершенным луковичной главой на вытянутой двухъярусной шейке. Над угловыми прирубами расположены поставленные на глухих четвериках декоративные восьмерики, также увенчанные шатрами с главками; они образуют своеобразное пятиглавие храма. Им как бы противопоставлена высокая и стройная колокольня, примыкающая к трапезной. Она расчленена на пять ярусов: два четверика (нижний с входным крыльцом служил папертью) и три восьмерика (первый низкий и глухой, второй с окнами и третий с проемами звона), завершенные шатром с главой на двухъярусной шейке. Нарядное убранство фасадов включает накладные лопатки на углах объемов, карнизы с фронтонами, а также треугольные щипцы и килевидные кокошники, врезанные в шатровые кровли. Главный, западный и боковые входы выделены высокими крыльцами с портиками и широкими лестницами. Богатство внешнего облика дополняют наличники разных по форме окон: одностворчатых и трехстворчатых, с частой сеткой тонких переплетов и остроугольными завершениями, — а также окраска стен масляной зеленой краской с белыми деталями. В интерьере все помещения соединены друг с другом широкими арками, благодаря чему достигается ощущение единства внутреннего пространства. Обособлена лишь паперть с узкими боковыми помещениями по сторонам. Храм имеет простой иконостас с иконами кон. 19 - нач. 20 в., украшенными на украинский манер расшитыми крестьянскими полотенцами, и церковную утварь кон. 19—20 в.
Год постройки: кон. 19 в. | |
Дата добавления: 21/07/2008 | |
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997 | |
Область/Город: Брянская область | |
Район: Суражский р-н | |
Расположение: ДУШАТИНО |
ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА
Расположена на пригорке в центре села, доминирует в окружающем пейзаже. Сооружена в 1711 г. на средства прихожан в с. Овчинец того же Суражского уезда; в 1904 г. перевезена в Дубровку и собрана без заметных перестроек, лишь с добавкой западного крыльца. Стены рублены из бревен без остатка и снаружи обшиты тесом. В настоящее время утрачены колокольня, части тесовой обшивки и кровель, дьяконник. Характерный пример культового деревянного зодчества рубежа 17—18 вв. Сравнительно небольшая ярусная церковь типа восьмерик на четверике, с крестообразным объемно-планировочном построением. Ее особенностью являются небольшие пониженные прирубы жертвенника и дьяконника в углах между пятигранным алтарем и прямоугольными равновеликими боковыми рукавами. Более крупный основной четверик возвышается над wx двускатными кровлями. Он переходит в суженный световой восьмерик с меньшими угловыми гранями, увенчанный луковичной главой на восьмигранной шее и высоким ажурным крестом. Трапезную, над которой прежде возвышалась колокольня, удлиняет паперть с крыльцом. Убранство фасадов здания очень скромное. Стены с карнизами простой формы обшиты горизонтально тесом с накладными досками-лопатками на углах и пояском, отделяющим их нижнюю часть. Рукава креста и западное крыльцо на двух стойках завершают треугольные фронтоны. Прямоугольные окна заключены в рамочные наличники; апсиду украшает типичный для того времени круглый проем с обрамлением. В интерьере господствует развитое в высоту центральное помещение храма с оригинальным перекрытием, в котором применены плоские паруса и наклонные грани при переходе к восьмерику, завершенному граненым перекрытием. Широкими арочными проемами помещение объединено с примыкающими боковыми прирубами, алтарем и трапезной; лишь притвор отделен от последней стеной с дверным проемом. В западной части храма размещались хоры, опиравшиеся на два столба.
Год постройки: нач. 18 в. | |
Дата добавления: 21/07/2008 | |
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997 | |
Область/Город: Брянская область | |
Район: Суражский р-н | |
Расположение: ДУБРОВКА |
ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА
Расположена в центре города, в глубине квартала, посреди парка. Построена на средства купца и местного фабриканта П. Исаева в 1835-48 гг. из кирпича и окрашена по кладке, детали побелены. Первоначальные завершения храма и колокольни разобраны, внутри произведены перестройки. Один из ранних образцов русско-византийского стиля в Брянской обл., отличающийся внушительными размерами и монументальностью форм при декоративной насыщенности фасадного убранства. В пространственно-планировочной композиции выделяется высотой основной крещатый объем с массивным полукружием апсиды и широкими боковыми рукавами. Над пересечением объемов возвышался купол с главой. Общее построение дополнено пониженными угловыми частями между рукавами креста: жертвенником и дьяконни-ком по сторонам алтарной апсиды и боковыми приделами в объеме трапезной. Вертикальной доминантой здания является примыкающий с запада четырехгранная колокольня с завершающим ярусом звона и массивным входным притвором. Обильный и несколько тяжеловесный наружный декор стилизован под древнерусское зодчество: сдвоенные полуколонны входа с кубоватыми капителями и базами, угловые лопатки и фризы с квадратными ширинками, поребрик и аркатура, городчатые и зубчатые украшения карнизов, наличники окон с полуколонками по бокам и ки-левидными завершениями или более сложными очельями (вершина пологого фронтона над полукруглой аркой проема перебита квадратным подвышением с профилировкой по трем сторонам. Необычно обрамление круглых окон с килевидным заострением под звоном колокольни и вверху апсиды. В интерьере выделено обширное, поперечно ориентированное центральное помещение, узкими проемами связанное с апсидой алтаря и трапезной. Рукава креста, апсида и трапезная перекрыты коробовыми сводами, приделы по бокам трапезной - сомкнутыми. Нижний ярус колокольни обособлен от трапезной и помещений по его сторонам, сообщаясь с ними лишь неширокими проемами.
Год постройки: сер. 19 в. | |
Дата добавления: 19/06/2008 | |
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997 | |
Область/Город: Брянская область | |
Район: Клинцовский р-н | |
Расположение: Клинцы, ул. Кюстендильская, 23 |
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Расположена в центральной части города, вблизи рынка, на небольшом озелененном участке в глубине квартала. Возведена старообрядцами в 1823 г. Стены на кирпичном цоколе рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, кровля вальмовая. Оригинальный старообрядческий храм, в архитектуре которого древнерусские традиции сочетаются с элементами классицизма. Прямоугольный в плане низкий объем церкви, вытянутый по продольной оси, имеет два пониженных пятигранных прируба посредине боковых сторон, напоминающих трансепт. Над двускатной кровлей возвышается центральная световая часть храма, завершенная пятью главами. Алтарь не выделен в общем объеме, как и большой притвор с запада, в который ведет крытое крыльцо. Колонны крыльца поддерживают пологий фронтон с прямоугольным подвышением киота. В убранстве фарадов ощутимо поздне-классицистическое влияние: рамочные наличники окон с сандриками над верхней доской, широкий вынос карниза над гладким фризом, узкие пилястры на углах и профилированные пояски, отмечающие поле фасада ниже и выше окон, которое имеет вертикальную обшивку. Выделяются обрамления окон с лучковыми перемычками на диагональных гранях боковых притворов, с сандриками на консолях и ромбовидными вставками над проемом. В интерьере центральная часть храма имеет подвышение в центре потолка, перекрытое ложным сводом и опирающееся на четыре круглые колонны против боковых прирубов. Три проема ведут в алтарь, по одному - в прирубы и притвор. Четырехъярусный сборный иконостас упрощенных форм с заходящими на боковые стены заворотами — типичное произведение 2-й пол. 19 в. Его декор в виде глухой резьбы суховатого рисунка, выполненный в духе эклектики, сосредоточен на царских вратах. Иконы стилизованы под древнерусскую живопись 2-й пол. 17 в. В местном чине они разделены резными колонками на высоких постаментах. Во втором и третьем ярусах помещены иконы праздничного чина и Деисус. В четвертом, суженном ярусе иконы с изображениями пророков и сценой "Голгофа" в центре разграничены каннелированными пилястрами. На стенах и в киотах сохранились иконы 19-20 вв. Двухъярусное литое паникадило кон. 19 в.
Год постройки: нач. 19 в. | |
Дата добавления: 19/06/2008 | |
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997 | |
Область/Город: Брянская область | |
Район: Клинцовский р-н | |
Расположение: Клинцы, ул. Пушкина, 8. |