Из воспоминаний старейшего члена партии Зинаиды Немцовой.
Н.С.Хрущев. Воспоминания.
В 1934 году собрался XVII съезд партии – “Съезд победителей”. Никакой оппозиции уже не было ни в партии, ни на съезде. Это был первый съезд после смерти Ленина, где не было оппозиции…
Техника голосования в члены ЦК на меня произвела сильное впечатление. Были выставлены кандидаты, их занесли в список и бюллетени роздали делегатам съезда. Правда, возможностей выбора было предоставлено мало. Кандидатов занесли в список ровно столько, сколько необходимо было избрать в состав членов ЦК, ни одним больше.
Сталин демонстративно на глазах у всех получил список, подошел к урне и опустил бюллетень не глядя. Потом-то я понял, что ни одной кандидатуры без благословения Сталина не было занесено в эти списки и поэтому читать их ему не было никакой необходимости.
Из обращения М.Н.Рютина “Ко всем членам ВКП(б)” (июнь 1932 года).
Коллективное руководство в партии подменено руководством доверенных лиц. ЦК стал лишь совещательным органом. Всякая живая, большевистская партийная мысль под угрозой исключения из партии, снятием с работы задушена… Партийный аппарат в ходе внутрипартийной борьбы и отсечения одной оппозиционной группы за другой вырос в самодовлеющую силу, стоящую над партией и господствующую над ней.
Л.М.Каганович “От XVI к XVII съезду партии” (1934год).
ЦК партии находил время руководить вопросами не только международной политики, обороны, хозяйственного строительства, но и одновременно заниматься такими вопросами, как учебники, библиотеки, художественная литература, театры, кино, такими вопросами, как производство граммофонов, качество мыла и т.д.
Вопросы к комплекту документов :
1. Почему в документах речь идет только об одной партии?
2. О каких изменениях, произошедших в ВКП(б) идет речь в документах? Подтвердите примерами.
3. Кто реально принимал участие в выработке партийной политики?
4. Можно ли говорить о власти Советов в СССР?
Сталинские репрессии
Из доклада Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС (февраль 1956 год).
После злодейского убийства С.М.Кирова (1 декабря 1934 года) начались массовые репрессии и грубые нарушения социалистической законности. Уже вечером 1 декабря 1934 года по инициативе Сталина было подписано следующее постановление:
1) Следственным властям вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком, в срок не более 10 дней.
2) Президиум ЦИК не считает возможным принимать ходатайства преступников о помиловании к рассмотрению.
3) Органами НКВД приводить в исполнение приговоры о высшей мере наказания немедленно по вынесении судебных приговоров.
В докладе Сталина на февральско-мартовском Пленуме ЦК 1937 года была сделана попытка обосновать политику массовых репрессий под тем предлогом, что по мере нашего продвижения к социализму классовая борьба должна якобы все более и более обостряться. Сталин ориентировал партию, органы НКВД на массовый террор. Достаточно сказать, что количество арестованных по обвинению в контрреволюционных преступлениях увеличилось в 1937 году по сравнению с 1936 годом более чем в 10 раз!
Из воспоминаний старейшего члена партии Зинаиды Немцовой.
Вызовут человека, приведут в кабинет следователя, поставят перед столом. За столом сидят три следователя и начинают допрос. Допрашивают, допрашивают, потом устанут – уйдут, а на их место сейчас же другие садятся и опять допрашивают; эти потом тоже уходят, а их сменяют другие, а допрос все продолжается – без перерыва. И так сутки, двое, трое. А иногда и двадцать суток.
Они сменяются по конвейеру, а он стоит на этом конвейере. Упадет – поднимут, воды дадут, а то и лекарство дадут и опять допрашивают. Вот это и называется конвейер.
3. Из “Открытого письма Сталину” Ф.Раскольникова (август 1939 года)
Вы (Сталин) объявили меня вне закона. Этим актом вы уровняли меня в правах – точнее, в бесправии, – со всеми советскими гражданами, которые под вашим владычеством живут вне закона.
Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста. Старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и народный комиссар, рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам вашего бича.
Вы начали кровавые расправы с бывших меньшевиков о эсеров, потом перешли к истреблению старых большевиков. Вы оболгали, обесчестили и расстреляли многолетних соратников Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и др., невинность которых вам была хорошо известна. Перед смертью вы заставили их каяться в преступлениях, которых они никогда не совершали, и мазать грязью с ног до головы.
Затем вы уничтожили партийные и беспартийные хозяйственные кадры, вынесшие на своих плечах строительство первых пятилеток. С жестокостью садиста вы избиваете кадры, полезные и нужные стране: они кажутся вам опасными с точки зрения вашей личной диктатуры.
Накануне войны вы разрушаете Красную Армию, гордость страны, оплот ее мощи. Вы убили самых талантливых полководцев, воспитанных на опыте мировой и гражданской войн, во главе с блестящим маршалом Тухачевским. В момент величайшей военной опасности вы продолжаете истреблять руководителей армии, средней командный состав и младших командиров.