Билет 10(1) Причины распада современного движения
Модернизм (современное движение) - новейший, современный. Модернизму свойственны принципиальный разрыв с историческим опытом, стремление утвердить новые начала искусства, сводящиеся к обновлению художественных форм:
- принцип: материалы и функциональные требования определяют результат
- эстетика машины
- отрицание орнамента
- упрощение форм и отказ от лишних элементов
- выразительная структура
- форма следует функциональности
Промышленная революция XIX — начала XX в. изменила и расширила технические возможности строительства и социально-классовую базу архитектуры. Появились новые строительные материалы и эффективные конструкции, увеличился объем строительства, появились новые типы зданий и сооружений (вокзалы, универмаги, выставочные павильоны, музеи). Подъем революционности пролетариата поставил во главу социальные проблемы. В конце XIX в. в ограниченных масштабах началось строительство жилых домов и целых поселков для рабочих.
У части архитекторов рождается стремление к совершенствованию и к изменению существующей социальной действительности. Некоторые проектировщики и теоретики архитектуры увидели в техническом прогрессе реальную возможность воплощения новых архитектурных и социальных идеалов. Появился целый ряд техницистских проектов «городов будущего». Основатели «современного движения» решительно не принимали капиталистические порядки и резко критиковали хаос капиталистического города, но предлагаемые ими методы обращения его в предлагавшийся ими «космос» оставались утопическими. «Современное движение» отличается от ортодоксального модернизма конструктивным, оптимистическим характером, своеобразным, хотя абстрактным и профессионально ограниченным гуманизмом.
При всей идейно-художественной цельности концепции «современного движения» оно с самого начала не было единым творческим направлением. Баухауз известен как один из ведущих центров «современного движения». Под его знаменем объединились и искатели графической выразительности архитектурных форм, наиболее яркими представителями которых были архитекторы и художники группы «Стиль», и прямолинейные функционалисты, и немецкие экспрессионисты, и романтически настроенный создатель концепции органической архитектуры Ф. Л. Райт. Однако впоследствии из всех этих течений наибольшее влияние на профессиональное сознание оказала доктрина функционализма.
Одновременно обнаружилось внутреннее противоречие между программно ненарочитой, технологически обусловленной структурой сооружений и заданностью (в сущности, антифункциональностью) их обобщенной и геометризованной формы.
Перерождение социально-утопической доктрины в концепцию функционализма стало важным симптомом внутреннего кризиса современного движения. Однако гораздо значительнее и зримее оказался «внешний» кризис — отказ как от идей, так и от приемов современного движения, выразившийся в 30-е годы в почти повсеместном новом обращении к архитектурным традициям, чаще всего классическим.
В годы после второй мировой войны экономическая ситуация, острая необходимость в расширении объема и ускорении строительства, развертывание научно-технической революции и целый ряд социально-культурных условий: распространение иллюзий технического оптимизма, вера в целительность обновления (и даже рост влияния абстракционизма в изобразительном искусстве) привели к быстрому и широкому, практически повсеместному распространению приемов и форм функционализма. С внедрением в практику строительства не столько идей, сколько формально-композиционных приемов функционализма в послевоенные годы происходило своего рода отрицание жизнестроительных социальных утопий современного движения.
«Современную» архитектуру стали обвинять в монотонности, однообразии, а главное, в непонятности ее языка широким массам, к которым обращались гуманистически и демократически настроенные ее основоположники. Более того, основным стал упрек в создании антигуманной, чуждой человеку среды. Однако эта критика велась с позиций внеклассовых, абстрактно гуманистических, под влиянием леворадикальных идей и неофрейдистской социальной психологии, переоценивающей роль малых групп, что проявилось в понимании функционирования и роли архитектуры в обществе.
На волне этой критики выдвинулась новая концепция, получившая самоназвание «постмодернизм». В отличие от критических тенденций в «современном движении» она уже этим названием заявила о своих претензиях на замену «современной» архитектуры. Это название не просто отказ от идей и приемов современного движения, но акцент на новизну своей доктрины.
В отличие от других течений искусства Запада, в поисках новых средств выразительности обратилось к привычным и традиционным формам выражения, считая их более понятными и близкими для эстетически неподготовленных потребителей.