Выбор победителя торгов и порядок заключения договоров подряда

Тема. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОДРЯДОВ 21.12.2012 (конец света)

Вопросы.

Виды договоров подряда (контрактов)

Участники и порядок проведения торгов

Требования к тендерной документации и ее состав

Выбор победителя торгов и порядок заключения договоров подряда

На рынках строительных подрядов на строительство зданий, сооружений и их комплексов договор подряда является правовым документом, регламентирующим организационно-экономические отношения между организациями. Он юридически закрепляет обязательства, а также ответственности сторон. Для выполнения специальных видов работ (сантехнических, электромонтажных по монтажу технологического оборудования и др.) подрядчик заключает договоры субподряда со специализированными организациями.

Договоры подряда (контракты) различаются по способу установления договорной цены и характеру взаимоотношений участников строительства. Договоры первого типа могут быть с твердой ценой и с воз- мещением издержек.

Договор с твердой ценой применяется, когда на момент его заключения проектная документация тщательно разработана и заказчик может выплатить подрядчику заранее определенную сумму. Данный тип дого вора связан с большой долей риска для подрядчика, так как любые отклонения от условий, указанных в договоре, приведут к изменению затрат.

Договор с возмещением издержек предполагает возмещение подрядчику части затрат. Этот вид договора применяется, если проектная , документация недостаточно детально разработана для того, чтобы опре делить твердую цену объекта, или в случае возведения крупного объекта, когда заказчик осуществляет контроль за ходом работ.

Наиболее широко используются договоры с гарантированным максимальными выплатами затрат в размерах, не превышающих фиксированный предельный уровень цены объекта. Этот вид договоров при­меняется при значительной неопределенности размера непредвиденных затрат, а также когда подрядчик согласен на выполнение договора при максимальной, но приемлемой для заказчика цене при осуществления последним контроля за ходом строительства.

В практике строительства встречаются договоры с фиксированной ценой единицы объема работ. В этом случае, чтобы заинтересовать под­рядчика в получении прибыли, резерв средств на покрытие непредви­денных расходов может учитываться на уровне цены единицы объема работ.

При заключении договора заказчик, как правило, берет на себя обя­зательства по комплексной поставке технического оборудования, оснас­тки, инвентаря, инструмента, отдельных видов материалов, а также сы­рья для выполнения пусконаладочных работ и испытаний.

Часто заключаются договоры на строительство объектов «под ключ». В этом случае заказчик полностью или частично освобождается от обязательств по обеспечению участников строительства проектной документацией и по поставкам оборудования. Эти функции принимает на себя подрядчик, а заказчик представляет подрядчику проект или тех­нико-экономический расчет, передает фонды на оборудование, прини­мает участие в пусконаладочных работах, совместно с подрядчиком сда­ет законченные строительством объекты государственной приемочной комиссии.

Вопрос 2. Участники и порядок проведения торгов

Торги проводятся в соответствии с Положением о подрядных тор­гах в РБ а также с учетом норм, сложившихся в мировой практике. Подрядные торги могут проводиться при размеще­нии заказов:

на реализацию проектов различной величины и сложности;

на выполнение отдельных этапов проектов (инженерно-изыскательс­ких, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ, поставку комплексного технологического оборудо­вания);

на выполнение работ по управлению проектом, консультирование, а также на любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

Основными участниками подрядных торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты и оферты.

Заказчик обычно назначает организатора торгов, контролирует ра­боту тендерного комитета, устанавливает окончательные условия кон­тракта и заключает его с победителем торгов. К моменту принятия ре­шения о проведении подрядных торгов заказчик должен иметь необхо­димые инвестиционные ресурсы, что подтверждается соответствующи­ми финансовыми документами (например, постановлением государствен­ного органа власти, кредитным договором, банковской справкой).

Организатор торгов обязательно должен иметь статус юридичес­кого лица и лицензию на право проведения торгов. Он готовит необхо­димые документы, публикует в официальной печати объявления и рас­сылает приглашения. Официальными периодическими изданиями, в ко­торых публикуются объявления об открытых торгах на территории РБ , а также о результатах их проведения. Организатор торгов э осуществляет сбор и анализ предложений о заключении сделок (оферт) с указанием всех необходимых для этого условий, рассматривает возмож­ные апелляции участников, утверждает результаты торгов и несет все рас­ходы по их проведению. Кроме того, основной функцией организатора торгов является формирование тендерного комитета и организация его работы. В качестве организатора торгов могут выступать как специали­зирующиеся на их проведении организации и предприятия независимо от форм собственности, так и сам заказчик. В условиях недостаточного развития рыночных отношений торги проводят, как правило, государствен­ные и муниципальные организации, муниципальные комитеты.

Тендерный комитет (от англ. tend — обслуживать) - обслуживаю­щий торги комитет. Он может быть постоянным или временным орга­ном, создаваемым непосредственно заказчиком или организатором тор­гов для их проведения. Постоянный тендерный комитет может быть ве­домственным, территориальным или муниципальным, создается как са­мостоятельная организация с правами юридического лица и осуществ­ляет свою деятельность на договорной основе. Тендерный комитет фор­мируется по принципу коллегиальности: в него входят представители заказчика, организатора торгов, эксперты и консультанты. В его составе могут быть образованы секретариат и подкомиссии для решения раз­личных задач. Тендерный комитет подготавливает комплект докумен­тов - тендерную документацию, содержащую информацию по органи­зационным, техническим и коммерческим вопросам проведения торгов, и организует ее распределение. Он осуществляет сбор заявок на участие претендентов в предварительной квалификации, регистрацию и хране­ние конкурсных предложений. Кроме того, тендерный комитет рассмат­ривает возможные споры, претензии участников торгов (в первой ин­станции) и определяет победителя торгов. Все заседания и решения тен­дерного комитета оформляются соответствующими протоколами.

Претенденты - это организации, консорциумы (как отечественные, так и международные), зарегистрированные на территории Российской Федерации, выразившие согласие участвовать в торгах на условиях, объяв­ленных их организатором, и подавшие заявку в письменном виде.

Оференты - это лица (претенденты), приславшие оферту, содер­жащую их согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тен­дерной документации, и подкрепленную банковской гарантией. При этом оферент может прислать встречное предложение (альтернативный вариант) поваышающий эффективность реализации проекта.

Процедуры подготовительного периода к торгам включают приня­тие заказчиком решения на их проведение, создание организационной структуры участников, разработку тендерной документации и рассылку ее потенциальным претендентам.

Приняв решение о проведении торгов, заказчик назначает органи­затора торгов или заключает контракт с организацией, которой поруча­ется выполнение обязанностей организатора. Финансовые взаимоотно­шения между ними регулируются соответствующим разделом контрак­та. При этом организатор торгов оплачивает расходы, связанные с дея­тельностью тендерного комитета по подготовке и проведению торгов, а также несет ответственность по всем видам расходов.

Подрядные торги могут быть открытыми и закрытыми. В случае проведения открытых торгов объявление о них публикуется в офици­альных периодических изданиях за 2-3 месяца до срока представления оферт. Это объявление обычно содержит наименование заказчика и орга­низатора торгов, вид и предмет торгов, краткую характеристику места строительства, ориентировочный объем и сроки выполнения работ, ус­ловия выполнения контракта, необходимые ограничения, адрес, сроки и условия получения тендерной документации, срок представления оферт.

При проведении открытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашениях, направляемых по решению организатора торгов или тендерного комитета непосредственно в адрес потенциальных претендентов, которые являются наиболее известными подрядчиками в данной отрасли и количество которых ограничено. Не­редко предложения и условия торгов передаются 1-2 подрядчикам, с которыми предлагается заключать контракт.

Распределением тендерной документации по запросам претенден­тов занимается обычно секретариат тендерного комитета, действующий в соответствии с разработанной и утвержденной инструкцией.

На этом собственно подготовительный этап заканчивается. Полу­чившие тендерную документацию претенденты самостоятельно (либо с привлечением инженерно-консультационных организаций) разрабаты­вают свои оферты в соответствии с Инструкцией оферентам. Привлека­емые консультационные организации должны иметь лицензии на соот­ветствующие виды работ. Кроме того, одна и та же консультационная организация не имеет права сотрудничать в процессе подготовки торгов одновременно с заказчиком и претендентом.

Началом открытия торгов является дата официальной публикации объявления об их проведении в средствах массовой информации или дата рассылки предложений участникам закрытых торгов. Тендерный коми­тет определяет также дату закрытия торгов и сроки рассмотрения оферт.

Оферта принимается секретариатом тендерного комитета с немед­ленной регистрацией и выдачей расписки либо уведомления, подтверж­дающего ее прием и регистрацию. Оференты принимаются в двух кон­вертах. Во внешнем содержится заявка на участие в торгах и копия пла­тежного документа, подтверждающая внесение первого задатка, во внут­реннем - предложения оферента и банковская гарантия. Внутренний конверт на момент подачи оференты должен быть запечатан.

При приеме оференты секретариат тендерного комитета проверяет соблюдение всех установленных требований. Если во внешнем конвер­те отсутствует хотя бы один из указанных документов (запечатанный внутренний конверт, заявка или копия платежного документа о внесе­нии задатка), то тендерный комитет на своем заседании может принять решение об отказе в приемке оферты, оформленное соответствующим протоколом, о чем претенденту высылается уведомление.

По истечении срока подачи оферт в установленный ранее день и час на заседании тендерного комитета при наличии его полномочного состава (кворума) производится вскрытие внутренних конвертов. Тен­дерный комитет с помощью экспертов удостоверяется в полноте пред­ставленных во внутренних конвертах документов и в соответствии их основным требованиям тендерной документации. В случае полного со­ответствия оферта принимается к рассмотрению, а претендент получает статус оферента. Если же представленная оферта не соответствует тре­бованиям, содержащимся в тендерной документации, и исправление недостатков меняет предложение оферента, оферта не рассматривается; при обнаружении недостатков, не меняющих предложения оферента, тендерный комитет может потребовать привести представленные доку­менты в соответствие с тендерной документацией в установленные сро­ки. Эти решения фиксируются в протоколе заседания комитета.

Если все представленные оферты не соответствуют условиям тен­дерной документации, торги считаются состоявшимися, но имеют отри­цательный результат; в этом случае заказчик может назначать повтор­ные торги. И, наконец, торги могут быть объявлены несостоявшимися, если до окончания срока их закрытия не поступило ни одной оферты либо все представленные оферты не имеют банковских гарантий. Приэтом организатор торгов и тендерный комитет не несут никакой ответ­ственности за результаты торгов, оплаченный залог возвращается офе­рентам. Решения тендерного комитета принимаются и утверждаются на основании анализа и оценки поданных предложений в течение срока, установленного для экспертизы оферт. Этот срок определяется на пер­вом заседании тендерного комитета в зависимости от сложности проек­та, но не может быть более шести месяцев после вскрытия внутренних конвертов.

Наши рекомендации