Выбор победителя торгов и порядок заключения договоров подряда
Тема. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОДРЯДОВ 21.12.2012 (конец света)
Вопросы.
Виды договоров подряда (контрактов)
Участники и порядок проведения торгов
Требования к тендерной документации и ее состав
Выбор победителя торгов и порядок заключения договоров подряда
На рынках строительных подрядов на строительство зданий, сооружений и их комплексов договор подряда является правовым документом, регламентирующим организационно-экономические отношения между организациями. Он юридически закрепляет обязательства, а также ответственности сторон. Для выполнения специальных видов работ (сантехнических, электромонтажных по монтажу технологического оборудования и др.) подрядчик заключает договоры субподряда со специализированными организациями.
Договоры подряда (контракты) различаются по способу установления договорной цены и характеру взаимоотношений участников строительства. Договоры первого типа могут быть с твердой ценой и с воз- мещением издержек.
Договор с твердой ценой применяется, когда на момент его заключения проектная документация тщательно разработана и заказчик может выплатить подрядчику заранее определенную сумму. Данный тип дого вора связан с большой долей риска для подрядчика, так как любые отклонения от условий, указанных в договоре, приведут к изменению затрат.
Договор с возмещением издержек предполагает возмещение подрядчику части затрат. Этот вид договора применяется, если проектная , документация недостаточно детально разработана для того, чтобы опре делить твердую цену объекта, или в случае возведения крупного объекта, когда заказчик осуществляет контроль за ходом работ.
Наиболее широко используются договоры с гарантированным максимальными выплатами затрат в размерах, не превышающих фиксированный предельный уровень цены объекта. Этот вид договоров применяется при значительной неопределенности размера непредвиденных затрат, а также когда подрядчик согласен на выполнение договора при максимальной, но приемлемой для заказчика цене при осуществления последним контроля за ходом строительства.
В практике строительства встречаются договоры с фиксированной ценой единицы объема работ. В этом случае, чтобы заинтересовать подрядчика в получении прибыли, резерв средств на покрытие непредвиденных расходов может учитываться на уровне цены единицы объема работ.
При заключении договора заказчик, как правило, берет на себя обязательства по комплексной поставке технического оборудования, оснастки, инвентаря, инструмента, отдельных видов материалов, а также сырья для выполнения пусконаладочных работ и испытаний.
Часто заключаются договоры на строительство объектов «под ключ». В этом случае заказчик полностью или частично освобождается от обязательств по обеспечению участников строительства проектной документацией и по поставкам оборудования. Эти функции принимает на себя подрядчик, а заказчик представляет подрядчику проект или технико-экономический расчет, передает фонды на оборудование, принимает участие в пусконаладочных работах, совместно с подрядчиком сдает законченные строительством объекты государственной приемочной комиссии.
Вопрос 2. Участники и порядок проведения торгов
Торги проводятся в соответствии с Положением о подрядных торгах в РБ а также с учетом норм, сложившихся в мировой практике. Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов:
на реализацию проектов различной величины и сложности;
на выполнение отдельных этапов проектов (инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ, поставку комплексного технологического оборудования);
на выполнение работ по управлению проектом, консультирование, а также на любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.
Основными участниками подрядных торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты и оферты.
Заказчик обычно назначает организатора торгов, контролирует работу тендерного комитета, устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов. К моменту принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен иметь необходимые инвестиционные ресурсы, что подтверждается соответствующими финансовыми документами (например, постановлением государственного органа власти, кредитным договором, банковской справкой).
Организатор торгов обязательно должен иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Он готовит необходимые документы, публикует в официальной печати объявления и рассылает приглашения. Официальными периодическими изданиями, в которых публикуются объявления об открытых торгах на территории РБ , а также о результатах их проведения. Организатор торгов э осуществляет сбор и анализ предложений о заключении сделок (оферт) с указанием всех необходимых для этого условий, рассматривает возможные апелляции участников, утверждает результаты торгов и несет все расходы по их проведению. Кроме того, основной функцией организатора торгов является формирование тендерного комитета и организация его работы. В качестве организатора торгов могут выступать как специализирующиеся на их проведении организации и предприятия независимо от форм собственности, так и сам заказчик. В условиях недостаточного развития рыночных отношений торги проводят, как правило, государственные и муниципальные организации, муниципальные комитеты.
Тендерный комитет (от англ. tend — обслуживать) - обслуживающий торги комитет. Он может быть постоянным или временным органом, создаваемым непосредственно заказчиком или организатором торгов для их проведения. Постоянный тендерный комитет может быть ведомственным, территориальным или муниципальным, создается как самостоятельная организация с правами юридического лица и осуществляет свою деятельность на договорной основе. Тендерный комитет формируется по принципу коллегиальности: в него входят представители заказчика, организатора торгов, эксперты и консультанты. В его составе могут быть образованы секретариат и подкомиссии для решения различных задач. Тендерный комитет подготавливает комплект документов - тендерную документацию, содержащую информацию по организационным, техническим и коммерческим вопросам проведения торгов, и организует ее распределение. Он осуществляет сбор заявок на участие претендентов в предварительной квалификации, регистрацию и хранение конкурсных предложений. Кроме того, тендерный комитет рассматривает возможные споры, претензии участников торгов (в первой инстанции) и определяет победителя торгов. Все заседания и решения тендерного комитета оформляются соответствующими протоколами.
Претенденты - это организации, консорциумы (как отечественные, так и международные), зарегистрированные на территории Российской Федерации, выразившие согласие участвовать в торгах на условиях, объявленных их организатором, и подавшие заявку в письменном виде.
Оференты - это лица (претенденты), приславшие оферту, содержащую их согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации, и подкрепленную банковской гарантией. При этом оферент может прислать встречное предложение (альтернативный вариант) поваышающий эффективность реализации проекта.
Процедуры подготовительного периода к торгам включают принятие заказчиком решения на их проведение, создание организационной структуры участников, разработку тендерной документации и рассылку ее потенциальным претендентам.
Приняв решение о проведении торгов, заказчик назначает организатора торгов или заключает контракт с организацией, которой поручается выполнение обязанностей организатора. Финансовые взаимоотношения между ними регулируются соответствующим разделом контракта. При этом организатор торгов оплачивает расходы, связанные с деятельностью тендерного комитета по подготовке и проведению торгов, а также несет ответственность по всем видам расходов.
Подрядные торги могут быть открытыми и закрытыми. В случае проведения открытых торгов объявление о них публикуется в официальных периодических изданиях за 2-3 месяца до срока представления оферт. Это объявление обычно содержит наименование заказчика и организатора торгов, вид и предмет торгов, краткую характеристику места строительства, ориентировочный объем и сроки выполнения работ, условия выполнения контракта, необходимые ограничения, адрес, сроки и условия получения тендерной документации, срок представления оферт.
При проведении открытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашениях, направляемых по решению организатора торгов или тендерного комитета непосредственно в адрес потенциальных претендентов, которые являются наиболее известными подрядчиками в данной отрасли и количество которых ограничено. Нередко предложения и условия торгов передаются 1-2 подрядчикам, с которыми предлагается заключать контракт.
Распределением тендерной документации по запросам претендентов занимается обычно секретариат тендерного комитета, действующий в соответствии с разработанной и утвержденной инструкцией.
На этом собственно подготовительный этап заканчивается. Получившие тендерную документацию претенденты самостоятельно (либо с привлечением инженерно-консультационных организаций) разрабатывают свои оферты в соответствии с Инструкцией оферентам. Привлекаемые консультационные организации должны иметь лицензии на соответствующие виды работ. Кроме того, одна и та же консультационная организация не имеет права сотрудничать в процессе подготовки торгов одновременно с заказчиком и претендентом.
Началом открытия торгов является дата официальной публикации объявления об их проведении в средствах массовой информации или дата рассылки предложений участникам закрытых торгов. Тендерный комитет определяет также дату закрытия торгов и сроки рассмотрения оферт.
Оферта принимается секретариатом тендерного комитета с немедленной регистрацией и выдачей расписки либо уведомления, подтверждающего ее прием и регистрацию. Оференты принимаются в двух конвертах. Во внешнем содержится заявка на участие в торгах и копия платежного документа, подтверждающая внесение первого задатка, во внутреннем - предложения оферента и банковская гарантия. Внутренний конверт на момент подачи оференты должен быть запечатан.
При приеме оференты секретариат тендерного комитета проверяет соблюдение всех установленных требований. Если во внешнем конверте отсутствует хотя бы один из указанных документов (запечатанный внутренний конверт, заявка или копия платежного документа о внесении задатка), то тендерный комитет на своем заседании может принять решение об отказе в приемке оферты, оформленное соответствующим протоколом, о чем претенденту высылается уведомление.
По истечении срока подачи оферт в установленный ранее день и час на заседании тендерного комитета при наличии его полномочного состава (кворума) производится вскрытие внутренних конвертов. Тендерный комитет с помощью экспертов удостоверяется в полноте представленных во внутренних конвертах документов и в соответствии их основным требованиям тендерной документации. В случае полного соответствия оферта принимается к рассмотрению, а претендент получает статус оферента. Если же представленная оферта не соответствует требованиям, содержащимся в тендерной документации, и исправление недостатков меняет предложение оферента, оферта не рассматривается; при обнаружении недостатков, не меняющих предложения оферента, тендерный комитет может потребовать привести представленные документы в соответствие с тендерной документацией в установленные сроки. Эти решения фиксируются в протоколе заседания комитета.
Если все представленные оферты не соответствуют условиям тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но имеют отрицательный результат; в этом случае заказчик может назначать повторные торги. И, наконец, торги могут быть объявлены несостоявшимися, если до окончания срока их закрытия не поступило ни одной оферты либо все представленные оферты не имеют банковских гарантий. Приэтом организатор торгов и тендерный комитет не несут никакой ответственности за результаты торгов, оплаченный залог возвращается оферентам. Решения тендерного комитета принимаются и утверждаются на основании анализа и оценки поданных предложений в течение срока, установленного для экспертизы оферт. Этот срок определяется на первом заседании тендерного комитета в зависимости от сложности проекта, но не может быть более шести месяцев после вскрытия внутренних конвертов.